История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Маленькая, хищная, неуловимая

Идея создания транспортного средства для боевых пловцов появилась еще в Первую мировую войну. Поначалу для доставки подводных диверсантов к цели служили переоборудованные торпеды. Но у них был малый радиус действия, да и сами боевые пловцы в процессе транспортировки сильно утомлялись и вынуждены были расходовать воздух из своих дыхательных приборов.

Само собой, что специалисты по ведению подводной диверсионной войны во флотах разных стран мира практически одновременно пришли к одному и тому же выводу - необходимо создать сверхмалую подводную лодку, на которой боевые пловцы в достаточно комфортных условиях доставлялись бы к месту назначения. В Советском Союзе работы над такими сверхмалыми подводными лодками велись еще до начала Великой Отечественной войны. Но лишь после гибели в 1955 году в Севастополе линейного корабля «Новороссийск», который, по мнению многих военно-морских историков, был потоплен подрывными зарядами, установленными подводными диверсантами, заставили командование советских ВМС вплотную заняться строительством сверхмалой подводной лодки.

От сверхмалой - к малой

В 1974 году командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техзадание на проектирование советской сверхмалой подводной лодки. Предполагалось, что такая лодка может быть использована на морском театре с глубинами от 10 до 200 метров. Она должна была решать задачи противодействия противнику и вести разведку. Для обеспечения этих задач на лодке следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. Водоизмещение этой лодки не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта, получившего условное название «Пиранья» (шифр проекта 865), был назначен Л.В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю.К. Минеев. В ходе проектирования этой лодки был выполнен значительный объем опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам. В июле 1984 года подводная лодка была заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Ее размеры: длина 28,2 метра, ширина 4,7 метра, средняя осадка 3,9 метра, водоизмещение надводное 218 тонн. В создании подводной лодки проекта 865 приняли участие 27 КБ Минсудпрома и множество учреждений других министерств, начиная с Минтяжпрома и заканчивая Минздравом.

Габариты строящейся подводной лодки вышли далеко за категорию сверхмалой, и для «Пираньи» было придумано новое название класса - ПЛМ - подводная лодка малая. Строительство первой лодки было закончено в 1988 году, а в 1990 году на воду была спущена вторая лодка.

Как она была устроена?

Сверхмалая подводная лодка «Пиранья»

Корпус подводной лодки проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость «Пираньи» достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении - 1000 миль. В центральном посту подводной лодки располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру. На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из центрального поста в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали «Пиранье» непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск подводной лодки, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров) от разыскивавших ее кораблей. На такой дистанции «Пиранья» могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.

Комплекс вооружения подводной лодки размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четыре буксировщика типа «Протон» или два транспортировщика типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ с ядерными боеголовками либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш» (специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток.

Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса. Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Люди - главное оружие

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Причем каждый из членов экипажа выполнял сразу несколько обязанностей. Командир был одновременно штурманом, врачом и торпедистом. Помощник капитана по ЭМЧ был гидроакустиком, химиком и оператором РЛС. Помощник капитана по РЭВ обслуживал ГАС, РЛС, минноторпедное вооружение и обеспечивал связь. Ко всему прочему все члены экипажа «Пираньи» были взаимозаменяемыми. В результате получалось, что они втроем выполняли функциональные обязанности пятидесяти-шестидесяти человек (как на обычной дизельной подводной лодке). Уровень подготовки экипажа подводной лодки проекта 865 фактически превосходил уровень подготовки экипажа космического корабля. Неудивительно, что в ходе эксплуатации подводных лодок для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа, состоящая из шести боевых пловцов. Они и были самым смертоносным оружием «Пираньи». Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах.

Помимо задач, обычных для морских диверсантов, как то - скрытное проникновение во вражеские военно-морские базы, ведение разведки, минирование кораблей, перед боевыми пловцами ставили и такие задачи, как в случае необходимости выходить на берег для уничтожения важных объектов противника (штабов, командных пунктов, пунктов управления пуском баллистических ракет, складов боеприпасов). Поэтому, помимо чисто водолазной подготовки и знания подрывного дела, подводные диверсанты получили и отличную общевойсковую подготовку, а также умели метко стрелять и вести рукопашный бой.

Печальная судьба супероружия

Всего было построено две подводные лодки проекта 865. С 1989 года одна из них, МС-520, находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спец-назначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка в силу своей специфики оказалась весьма сложной. Кроме того, моряков волновали и чисто личные вопросы. По водоизмещению «Пираньи» относились к кораблям 3-го ранга. Соответственными были и «потолки» по званиям. Командир подводной лодки проекта 865 мог получить звание только капитана 3-го ранга, а его помощники - капитан-лейтенантов. Офицеры «перехаживали» в своих званиях, а уйти на другой корабль им было нереально с учетом их уровня подготовки, так как заменить их было просто некому. Позднее приказом Министерства обороны разрешили присваивать командирам «Пираний» звания капитана 2-го ранга.

К тому времени началась перестройка и развал флота. Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в Советском Союзе застопорилось, а потом и вовсе прекратилось. В результате серия ограничилась двумя единицами - опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Чертежи и макеты лодки были представлены в феврале 1993 года на выставке оружия в Абу-Даби, где вызвали большой интерес у представителей зарубежных военно-морских флотов. Было принято решение о предложении этих лодок для продажи. Но данных об их успешных продажах нет.

Одна из лодок проекта 865 приняла участие в съемках фильма «Особенности национальной охоты».

В марте 1999 года МС-520 и 521 отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие). Их оперативно порезали на металл, что вполне объяснимо - титановый прочный корпус «Пираний» стоил больших денег и был привлекательным для покупателей металлолома.

Георгий ПЕТРОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая










Сообщество в G+