История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«Большая Берта» - дубинка Кайзера

Конец XIX века стал временем, когда армии многих стран Европы начали лихорадочно готовиться к войне, по результатам которой будет окончательно ясно, кто же станет мировым лидером. Подготовка к всемирной бойне сопровождалась невиданной гонкой вооружений. Шли соревнования и между средствами нападения, и между средствами защиты. Что сильнее - снаряд или броня, осадная артиллерия или многометровый слой бетона пограничных крепостей?

Германского стального магната Альфреда Круппа не зря называли «пушечным королем». В конструкторских бюро его фирмы разрабатывали все более совершенные орудия убийства. В числе их были и пушки, которые, по замыслу создателей, должны были сокрушить неприступные форты на границе Франции и Бельгии и расчистить дорогу непобедимым прусским гренадерам. Одним из таких орудий и стала 420-миллиметровая мортира «Модель L/12» , более известная как «Большая Берта».

В честь наследницы Круппа

Автором проекта этого чудо-орудия стал конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна «Крупп» Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту - конструктора по фамилии Дрегер. Именно они и стали использовать название «Большая Берта», или «Толстая Берта» (по-немецки Dicke Bertha) - в честь единоличной к тому времени владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа - Берты Крупп.

В 1904 году проектные работы над огромной мортирой были завершены. Но, с учетом опыта начавшейся Русско-японской войны, доработка и совершенствование опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. Дело в том, что создаваемое Раушенбергером и Дрегером орудие было логическим развитием 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16», или, как его называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье по счету мощное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа. Именно потому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» при всех его высоких показателях имел огромный минус. Дело в том, что подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его участия в бою, были очень длительными и дорогостоящими. Установка мортиры «Гамма» занимала больше недели - на новой огневой позиции необходимо было отливать новое бетонное основание, которому требовалась еще минимум неделя, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила ни много ни мало - 140 тонн, и для ее перевозки нужно было задействовать целый эшелон - десять железнодорожных вагонов.

В июле 1912 года, после проведенных испытаний, стало ясно, что недостатки «Гаммы» делают невозможным ее использование на фронте. Военное командование кайзеровской Германии поставило перед конструкторами фирмы Круппа задачу - создать новое орудие с ТТХ, близкими к ТТХ «Гаммы», но более легкое и снабженное колесным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую такую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму II. Результаты опытных стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же было принято на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр мортиры.

Тяжелая, но мобильная

Новая артиллерийская система отличалась от «Гаммы» мобильностью - она размещалась на двухколесном лафете и весила около 43 тонн. Длина ее ствола была на четыре калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда появилось и второе название орудия - «Модель L/12»), или 5,88 метра. Угол подъема ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъемниками.

Мортира предназначалась для разрушения особо прочных фортификационных сооружений. Скорострельность ее составляла один выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий, а дальность стрельбы - 14 км. Все три типа используемых при этом снарядов обладали для того времени огромной разрушительной силой. Фугасный снаряд, вес которого достигал 886 кг, при взрыве образовывал воронку глубиной 4,25 метра и диаметром 10,5 метра и уничтожал все живое в радиусе 500 метров. Осколочный снаряд весил 760 кг и содержал в себе 15 тысяч кусков в виде остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 2 километров. Защитники крепостей считали самыми ужасными бронебойные снаряды, от которых не спасали двухметровые перекрытия из стали и бетона. Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полета снаряда превышала 14 км.

Для того чтобы колеса лафета не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колес для вездеходной техники носила название Radguertel, или «пэдрэйл», и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал ее использовать для сельскохозяйственных машин.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился тяжелый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчет углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки мортиры, которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.

Бельгийский триумф

К началу Первой мировой войны на вооружении кайзеровской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были спешно переброшены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять участие в штурме мощных бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов на границе с Францией.

4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди более сотни крупнокалиберных орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа, они вели обстрел фортов Льежа, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в тысячу человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

Прекрасно показали себя «Большие Берты» при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий тяжелых 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боев в Бельгии «Большая Берта» получила всемирную известность. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты всего за десять дней во многом благодаря эффективности ее огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее успешно расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.

От Вердена до Осовца

Но в феврале 1916 года, когда «Большие Берты» были переброшены под Верден, они столкнулись с более современными укреплениями, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон. Оказалось, что против железобетона огонь этих мортир не столь эффективен.

Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем.

25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг апогея и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады - до 400 тысяч.

По свидетельствам очевидцев, кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние сколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно уничтожена, а дороги, окопы, пулеметные гнезда и блиндажи - перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых было вполне достаточно, чтобы накрыть огнем немецкие батареи.

В результате дуэли дальнобойных орудий русские артиллеристы повредили и уничтожили восемь немецких пушек, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив все, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости были взорваны русскими саперами при отступлении.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведенных для них, составило от 18 до 20 штук. Стоит отметить, что стволы «Больших Берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счет уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжелая картауна», или «Модель-Бета-М».

Георгий ПЕТРОВ

Пропали бесследно

За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора, все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии США в Абердине, но в 50-х годах прошлого века ее отправили на переплавку. Судьба же второй «Берты» неизвестна.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия     Следущая