История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся


Подпишись на РСС










Подводный авианосец Японии

Военные и создатели боевой техники Страны восходящего солнца часто пытались совместить несовместимое. Порой это им удавалось, порой - нет. Но созданные ими опытные образцы, даже если и не шли в серию, несомненно, представляли большой интерес для специалистов в области вооружений.

Во время Второй мировой войны командование японских вооруженных сил решило нанести удар по территории США, чтобы таким образом отомстить за налеты американской авиации на города Японии. Самолетов, способных добраться до Американского континента, у них не было, рисковать авианосцами, которые наверняка бы погибли еще на подходе к берегам Америки, командование японского флота не желало. И тогда было найдено иное решение.

Над просторами Тихого океана

Попытки создать подводную авиацию были предприняты еще во время Первой мировой войны. В Германии заложили серию больших подводных крейсеров водоизмещением 2760 т, предназначавшихся для действий у берегов Америки. По замыслу командования военно-морского флота кайзеровской Германии, в специальных ангарах этих субмарин должны были храниться самолеты-разведчики. Но германские подводные авианосцы так и не успели войти в строй до конца войны.

Единственной авианесущей подлодкой, построенной до начала Второй мировой войны, можно было бы назвать французский подводный крейсер «Сюркуф», спущенный на воду 18 ноября 1929 года. Эта гигантская субмарина - водоизмещение около 4000 т - имела в кормовой части надстройки ангар для разведывательного двухместного поплавкового самолета. Чтобы разместить его в ангаре, у него демонтировались консоли и складывались поплавки. Взлет осуществлялся с воды, а сам самолет спускался и поднимался на лодку краном. Ангар соединялся с прочным корпусом специальной шахтой, что позволяло начинать подготовку самолета к вылету еще под водой.

В Японии тоже велись разработки проекта подводной лодки, оснащенной самолетом. Легкие поплавковые бипланы предназначались для ведения разведки на обширных просторах Тихого океана. О каких-либо других задачах пока речи не шло. Первой японской авианесущей субмариной специальной постройки стала I-5, вступившая в строй в 1932 году.

Следующая авианесущая крейсерская подводная лодка I-6 отличалась от своей предшественницы более мощными двигателями и ангарами для двух небольших самолетов-разведчиков. В 1934 году были заложены подводные крейсера нового типа, более совершенные, чем их предшественники.

Японские подводные авианосцы приняли участие в подготовке и обеспечении удара по главной базе американского флота на Тихом океане. В декабре 1941 года три группы таких лодок вели активную разведку Гавайских островов, доставляя командованию японского флота ценные сведения. За несколько часов до японской атаки самолет, запущенный с лодки I-5, пролетел над гаванью Пёрл-Харбора, уточнив дислокацию кораблей флота США.

Удар по побережью врага

В 1942 году самолеты-разведчики, поднятые с японских подводных лодок, появлялись в небе над Австралией и Западным побережьем США. А в ночь на 24 февраля 1942 года подводная лодка I-17 предприняла «акцию устрашения». Накануне разведывательный самолет этой субмарины, облетая побережье, обнаружил неподалеку от Санта-Барбары нефтеперерабатывающий завод. Ночью подлодка обстреляла его из своего 140-миллиметрового орудия. На берегу были отмечены пожары.

В начале августа 1942 года к побережью США отправилась подводная лодка I-25. 17 августа ее самолет E14Y1, управляемый мичманом Фудзитой, впервые произвел бомбардировку территории США. Он сбросил две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Две 76-килограммовые бомбы вряд ли смогли нанести существенный ущерб промышленному объекту или городу, и потому японцы решили поджечь лес, надеясь вызвать большой пожар. Так что эта рискованная операции имела чисто психологическую и пропагандистскую цель.

В начале октября 1942 года еще одна подводная лодка - I-25 - совершила повторный налет на территорию США. 6 октября ее самолет, пилотировавшийся все тем же мичманом Фудзитой (он так и остался единственным японским пилотом, бомбившим территорию США), сбросил четыре зажигательные бомбы на лесной массив.

Успешные действия японских авианесущих субмарин вдохновили командование японского военно-морского флота на дальнейшее развитие этого класса кораблей. Правда, на этот раз самолеты, взлетавшие с борта новых подводных лодок, должны были выполнять не только разведывательные миссии.

В начале 1942 года, убедившись в реальности нанесения бомбовых ударов по территории США с помощью подлодок с самолетами на борту, Морской генеральный штаб Японии выдвинул предложение о строительстве подводных лодок, которые могли бы быть вооружены полноценными ударными бомбардировщиками. В качестве одного из вариантов их использования рассматривался воздушный удар по Нью-Йорку.

Дело оставалось за малым - надо было построить такие подводные лодки и самолеты для них.

Самые большие в мире

Японский подводный авианосец I-401

В феврале 1942 года командующий Объединенным флотом адмирал Ямомото подписал документ, который дал отмашку начать строительство подводной авианосной флотилии особого назначения Sen Toku (Sensuican Toku). Она должна была состоять из восемнадцати субмарин типа I-400. Эти лодки должны были нести по три-четыре бомбардировщика-торпедоносца с боевой нагрузкой до 1 т, обладать четырехмесячной автономностью и дальностью плавания до 40 000 миль.

Адмирал Ямомото обозначил и главную цель для этих ударных субмарин. Поднятые с них самолеты должны были разрушить шлюзы Панамского канала. Если бы удалось это сделать, то кораблям США пришлось бы для перехода с Атлантики на Тихий океан огибать мыс Горн. А японский флот удержал бы достигнутое им после Пёрл-Харбора господство на просторах Тихого океана.

Новые подводные авианосцы должны были иметь возможность полтора раза обогнуть земной шар и атаковать противника в любой точке Мирового океана. Они оставались самыми крупными субмаринами в мире до середины 1960-х годов до появления атомных подводных ракетоносцев.

Работы над суперлодками шли быстро, и уже через год первые пять кораблей (I-400, I-401, I-402, I-403 и I-404) были заложены на верфях в городах Сасебо и Куре.

Японские кораблестроители применили немало оригинальных технических решений. Главная изюминка заключалась в необычной форме корпуса субмарины. При предполагаемом водоизмещении в 50 000 т обычная конструкция прочного корпуса в форме цилиндра была неприемлемой из-за слишком большой осадки. Поэтому для него была принята двухкорпусная конструкция - средняя часть прочного корпуса состояла из двух цилиндров, соединенных боками. Чтобы чрезмерно не увеличивать длину лодки, все четыре дизеля поставили рядом, сгруппировав по два, причем каждая пара работала на свою линию вала. Главные механизмы (дизели, генераторы, электродвигатели и компрессоры) устанавливались на резинометаллических амортизаторах. Имелось устройство для работы дизелей под водой - шнорхель. Пять групп цистерн главного балласта, топливные танки и цистерны авиационного бензина разместили вне прочного корпуса.

Система погружения и всплытия позволяла лодке уйти под воду в течение 70 секунд, чему способствовал и сравнительно небольшой запас плавучести. Ангар для трех самолетов, имевший форму цилиндра (внутренний диаметр - 3,5 м, длина - 37,5 м), разместили над прочным корпусом в центральной части лодки. Спереди ангар герметически закрывался мощной дверью-крышкой, открывающейся в правую сторону. Через люк в полу ангар сообщался с прочным корпусом, что позволяло начинать подготовку самолетов к вылету еще до всплытия на поверхность. Однако с момента всплытия подлодки до подъема в воздух всех трех самолетов проходило не менее 45 минут.

Погреб самолетного боезапаса располагался в четвертом отсеке и вмещал четыре авиационные торпеды, три 800-килограммовых и двенадцать 250-килограммовых бомб.

Бомбардировщик-торпедоносец для I-400 разработала фирма Aichi. Он получил обозначение М6А1 Seiran. Это был поплавковый моноплан с рядным двигателем жидкостного охлаждения. Для размещения самолетов в ангаре разработали специальные стартовые тележки, которые передвигались по рельсам, проложенным по полу ангара, а затем по треку катапульты. В ангаре тележка фиксировалась на рельсах особыми зажимами, а на стартовой позиции зацеплялась за крюк силового поршня катапульты.

Поплавки самолетов хранились под палубой в двух герметичных контейнерах по три поплавка в каждом. Поплавки крепились на тележках и попарно подавались на палубу по рельсам по мере необходимости. У левого борта был установлен складной 12-тонный подъемный кран, убирающийся в углубление палубы.

Кроме самолетов, субмарина имела восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов с запасом 20 торпед, кормовое 140-мм орудие и десять 25-мм зенитных автоматов - три трехствольных и одна одноствольная установки. Подлодка оснащалась радиолокационными станциями. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, легкий корпус лодки покрыли специальным каучуковым составом.

Автономность подлодки была 90 суток, хотя по запасам топлива подлодка могла находиться в море более 100 суток (дальность плавания экономическим ходом - 37 500 миль). Рабочая глубина погружения составляла 100 метров. Подводные авианосцы строились в условиях секретности.

Уже после войны американское командование призналось, что появление японских подводных авианосцев было для него полной неожиданностью.

Цель - Панамский канал

Первая новая подлодка I-400 была передана флоту 30 декабря 1944 года. 8 января 1945 года была принята и вторая - I-401. Третья субмарина - I-402 - достраивалась в Сасебо, однако в марте 1945 года уже практически готовую лодку вернули в док, чтобы переделать ее в танкер. Тогда же было прекращено и строительство I-403, готовность которой на тот момент составляла 60 процентов. Заказ аннулировали, лодку разобрали на верфи. Не повезло и последнему подводному авианосцу I-404. Хорошо замаскированная, она, почти готовая, находилась на верфи в Куре. Но при очередном налете ее потопила американская авиация.

Подлодки I-400 и I-401 вошли в состав 1-й подводной ударной флотилии, которая должна была атаковать шлюзы Панамского канала. Операция была назначена на июль-август 1945 года.

В горах в северо-западной части острова Хонсю японцы построили макеты, изображавшие шлюзы Панамского канала, на которых пилоты отрабатывали бомбометание. Учебные катапультирования осуществлялись прямо с лодок, стоящих у причала.

К июлю 1945 года 1-я подводная ударная флотилия была готова к выполнению поставленной перед ней задачи. Правда, в ходе тренировок было потеряно в катастрофах два М6А1 Seiran вместе с экипажами. Был утвержден и план нанесения удара по Панамскому каналу. 1-я флотилия должна была выйти с баз в Японии на юг, пройти через Индийский океан, обогнуть Африку у мыса Доброй Надежды, войти в Атлантический океан, а затем добраться до Карибского моря, чтобы нанести удар по каналу с той стороны, откуда американцы не ждали нападения - со стороны Атлантического океана. Шесть из десяти самолетов флотилии должны были атаковать торпедами ворота шлюзов, а четыре - бомбить их с пикирования.

Однако в самый последний момент Морской генеральный штаб отложил атаку канала, решив использовать 1-ю ударную флотилию в операции под кодовым названием «Хикари» по уничтожению американских авианосцев, находящихся у атолла Улити. При этом для нанесения авианосцам максимального ущерба летчики флотилии должны были стать камикадзе - все самолеты М6А1 Seiran поднялись бы в воздух с лодок без поплавков (посадка не предполагалась) и с заправкой топливом только на путь до цели.

За два дня до выхода с базы летчикам вручили самурайский меч в знак того, что они стали пилотами-камикадзе.

27 июля 1945 года из Куре вышли субмарины I-400 и I-401, имевшие на борту по три бомбардировщика М6А1 Seiran. Атака американских авианосцев была назначена на 17 августа. Но 15 августа по радио было объявлено о капитуляции Японии,а подлодкам был отдан приказ - следовать надводным ходом в ближайший японский порт. Всю документацию и вооружение, включая самолеты, предписывалось уничтожить. Вечером 22 августа все бортовые самолеты со сложенными крыльями были установлены на катапульты и выброшены в море. Так закончилась единственная боевая операция, в которой участвовали гигантские японские подводные авианосцы.

Георгий ПЕТРОВ

Операция «Тупик»

25 августа 1945 года субмарина I-400 была перехвачена американским эсминцем «Вивер». Спустя два дня подлодка вошла в Токийский залив, где ошвартовалась у борта американской плавбазы. 31 августа туда же пришла и I-401. Ее командир Рюносуке Аридзуми, не желая сдаваться в плен, застрелился.

В сентябре 1945 года I-400 и I-401 перевели на американскую военно-морскую базу на Гавайях, где их тщательно изучили американские военно-морские специалисты. 31 мая 1946 года I-400 и I-401 были затоплены американцами на западных подходах к острову Оаху.

I-402 после окончания войны американцы отбуксировали в залив Сасебо, чтобы изучить ее во всех подробностях. Японскому экипажу I-402 обещали, что, как только американцы научатся управлять кораблем, их отпустят по домам. Однако в марте в залив были привезены несколько тонн взрывчатки, и в главные механизмы и торпедные аппараты этой и других трофейных японских подлодок заложили взрывные заряды. Это была подготовка к операции по уничтожению подлодок, получившая кодовое название «Тупик».

1 апреля 1946 года I-402 вместе с другими 23 трофейными подлодками затопили у острова Гото. Поспешное уничтожение американцами японских субмарин было связано с тем, что на часть японского флота претендовал СССР, а американцы не хотели ни с кем делиться секретами подводных авианосцев, которые были способны наносить удары по США.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: