История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся


Подпишись на РСС










На сцену выходят танки

Сама мысль о том, как защитить бойца на поле боя, вовсе не нова. Именно этой цели служили рыцарские латы или непробиваемая для стрел и дротиков римская «черепаха». Танк стал венцом этого направления - бронированная машина с серьезным вооружением.

Первый паровой само-движущийся экипаж мог, в принципе, стать неким подобием танка еще в эпоху наполеоновских войн. Но не стал - в те времена медленно ползущая пыхтящая повозка начисто проигрывала стремительной кавалерии. Все изменилось с началом XX века, когда удачно совпали потребности армии и возможности промышленности.

Колесам здесь не место

Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война мало походила на сражения времен Наполеона Бонапарта. На Западном фронте противники после безуспешных попыток обойти друг друга с флангов, в конце концов, уперлись лбами, и почти недвижимая линия фронта надолго рассекла Европу. Война приняла ярко выраженный позиционный характер. Фраза «На Западном фронте без перемен» стала расхожей.

Попытки прорвать глубоко эшелонированную, зарывшуюся в землю, опоясанную многими рядами колючей проволоки и ощетинившуюся пулеметами оборону не приносили ничего, кроме огромных людских потерь. Идея с помощью мощной техники преодолевать под пулеметным огнем полосы многорядных проволочных заграждений (ширина которых порой доходила до 50 метров) витала в воздухе. Тогда и пришло время танков. Работы начались почти одновременно на обоих берегах Ла-Манша. Проворнее всех оказались англичане. Именно Британия стала родиной танков.

Пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен могли выдержать вес брони и вооружения, то на бездорожье они оказывались совершенно беспомощными. А ведь все пространство между передовыми линиями противников было изрыто воронками. Поэтому на первый план выходило такое качество боевых машин, как проходимость. Вспомнили о гусеничном движителе, идея которого ранее уже выдвигалась как российскими, так и британскими инженерами. До практической реализации идеи европейцев были доведены за океаном. Первопроходцем гусеничной техники в США стала компания Бенджамина Холта, широко известная и поныне под именем Caterpillar. Тракторы Холта уже трудились на полях Европы. Служили они и в армии - в качестве артиллерийских тягачей.

Мысль превратить трактор в бронированную машину впервые высказал в 1914 году британский офицер Эрнест Суинтон, один из фанатов того, что после своего рождения получит имя «танк». К слову, термин tank (по-английски - «бак») был использован как кодовое слово с целью дезинформации противника. Позже он вошел во многие языки мира, включая русский. А поначалу российские репортеры, прослышав, что англичане вывели на поля сражения «какие-то баки» (то есть крупные емкости), окрестили их в своих газетах «лоханями».

Сухопутный корабль

Официальным названием боевой машины было Landship («сухопутный корабль»).

А вышло так оттого, что в идею Суинтона армейское руководство не поверило. В то время как Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль сумел оценить ее и взял проект под контроль флота. Им был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на будущий танк.

Машина должна была двигаться со скоростью до 6 км/ч, преодолевать траншеи и рвы шириной до 2,4 метра, взбираться на брустверы высотой до 1,5 метра. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия. От идеи использования шасси трактора Холта англичане отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. А британцы решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора - «Буллока», сделав его гусеницы полностью металлическими. Сзади к гусеничной платформе крепилась еще ось с парой колес, что, как предполагалось, должно было облегчить прохождение неровностей грунта.

На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, на который собирались водрузить цилиндрическую орудийную башню. Но расчеты показали, что при этом центр тяжести окажется так высоко, что возникает опасность опрокидывания. А если нет башни, то где ставить вооружение? Однако недаром танк разрабатывался под наблюдением флота. Вот и решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах - выступающих вбок элементах корпуса.

Однако даже с удлиненным шасси танк не отвечал требованиям в части прохождения неровностей. Тогда пришла идея, хотя в дальнейшем и оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Корпус танка сделали ромбовидным, а гусеницы стали вращаться по наружному периметру ромба. Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия.

На основе этих идей был построен танк «Марк I», принятый на вооружение британской армии. Один его вариант был вооружен двумя 57-мм морскими пушками, а также тремя пулеметам. В другом (облегченном) исполнении пушек не было - только четыре пулемета. Броня «Марка» обеспечивала защиту от огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями и артиллерией.

Вообще, первый в мире танк, безусловно, не был образцом совершенства. Слишком скоропалительно он появился на свет. Работа над невиданной доселе боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые вступили в бой. Правда, к полю боя их еще надо было доставить.

Танки не вписывались в железнодорожные габариты - мешали спонсоны. Их везли отдельно на грузовиках, а накануне боя болтами крепили к корпусам боевых машин. Проблема съемных спонсонов была решена позднее в модификации «Марк IV», где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми человек, которым внутри этой стальной коробки было, мягко говоря, тесновато. Справедливости ради отметим, что и в наши дни танки простором не отличаются.

Крещение огнем

Но вот настал сентябрь 1916-го. Англичане отправили на фронт первые 49 танков. На первой полусотне километров самостоятельного движения 17 машин выбыли из строя по техническим причинам. 15 сентября на рассвете оставшиеся 32 танка пошли в первую в истории войн танковую атаку.

Выглядело это впечатляюще, особенно со стороны немецких позиций. Бронированные монстры с грохотом наползали на траншеи. Это было по-настоящему страшно. Правда, пять из них зарылись гусеницами в почву и сели на брюхо. Еще у девяти заглохли моторы. Но оставшиеся 18 танков сделали свое дело - прорвали колючую проволоку, как паутинку, повалили заграждения. А потом принялись поливать окопы пулеметными огнем.

Они без труда переползали через траншеи шириной более двух метров. Встречный винтовочный и пулеметный огонь им был, что слону дробина. За 2-3 часа танки продвинулись вперед на пять километров. Для позиционной войны - огромный успех. Английская пехота, следовавшая за танками, захватывала пленных. В рядах немцев царила растерянность, местами переходившая в панику.

Вид бронированных чудовищ оказывал на солдат поразительное воздействие. Видя, как танки легко преодолевают казавшиеся неприступными заграждения, видя их пулеметный огонь и слыша оглушительный рев моторов (никаких глушителей, естественно, не было), кто-то из немцев в испуге закричал: «Дьявол! Дьявол идет!» Эти слова молниеносно разнеслись по траншеям и оказали просто магическое действие: солдаты спасались бегством от этих «исчадий ада».

Воодушевленный первым успехом, главнокомандующий британскими силами во Франции Дуглас Хейг потребовал предоставить ему не менее 1000 танков. Да, танк оправдал надежды своих создателей. Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой. Но их взнос в победу Антанты нельзя недооценивать. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германского фронта и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков. Это сражение стало предтечей великих танковых битв Второй мировой.

Британские «Марки» повоевали и в России в ходе Гражданской войны. Ходила легенда якобы об участии одного «Марка» в битве за Берлин в 1945 году. Но позже выяснилось, что этот танк, обнаруженный после взятия Берлина, был вывезен нацистами в Германию из Смоленска, где служил частью мемориала героям Гражданской войны.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия    












Интересные сайты: