История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Атомные «президенты»

Палубная авиация американских ВМС издавна считается элитой флота. Во время сражений на Тихом океане в годы Второй мировой войны летчики, взлетавшие с палуб авианосцев США, сумели наголову разгромить японский императорский флот и добиться полной капитуляции Японии.

В послевоенное время американские авианосцы стали фактором международной политики. Они всегда появляются там, где американская дипломатия планирует оказать нажим на правительства стран третьего мира. Палубная авиация участвовала практически во всех вооруженных конфликтах XX и начала XXI веков, начиная с Кореи и заканчивая Сирией и Ираком. Гигантские плавучие аэродромы, на которых базируются самолеты, способные нести ядерное оружие, находятся во всех ключевых точках земного шара.

«Энтерпрайз» был первым

До начала 1960-х годов большинство американских авианосцев имели обычную паротурбинную энергетическую установку. Это ограничивало радиус их действия и требовало постоянной дозаправки в море или на военно-морской базе. Американское военно-морское командование в середине 1950-х годов решило начать строительство авианосца с ядерной энергетической установкой.

В ноябре 1957 года на верфях в Ньюпорте был заложен атомный авианосец «Энтерпрайз», а в 1962 году он уже вступил в строй. Он имел наибольшую (342,3 метра) длину среди боевых кораблей мира. The First, the Finest («Первый и лучший») - таким был девиз этого авианосца. Одной загрузки ядерным горючим хватало на 13 лет службы. За это время «Энтерпрайз» мог пройти до одного миллиона миль.

Первым «боевым крещением» для авианосца стал Карибский кризис - в составе 2-го флота США он осуществлял морскую блокаду Кубы. С 1965 года «Энтерпрайз» вошел в состав 7-го флота США и отправился в Юго-Восточную Азию. Там его самолеты приняли участие в налетах на Вьетнам. 14 января 1969 года на «Энтерпрайзе» произошла катастрофа. В 8:15 по местному времени, когда первая волна самолетов ушла в небо и готовилась вторая, горячий выхлоп тягача, припаркованного рядом со штабелем 127-мм неуправляемых ракет «Зуни», привел к самозапуску одной из ракет. Она врезалась в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, что привело к разливу топлива на летной палубе и взрыву авиабомб, плюс беспорядочный разлет оставшихся ракет. Итогом стало 27 погибших, 343 раненых, потеряно 15 самолетов (стоимостью 5-7 млн долларов каждый). Ущерб, нанесенный авианосцу, оценили в 126 млн долларов.

В 1998 году «Энтерпрайз» активно участвовал в операции против Ирака, осенью 2001 года авиагруппа «Энтерпрайз» поддерживала с воздуха операции американских войск в Афганистане. Спустя полтора года корабль вновь вернулся в Персидский залив и обеспечивал воздушную поддержку силам коалиции в ходе Иракской войны. 4 ноября 2012 года авианосец завершил свое последнее 8-месячное плавание. В декабре 2012 года он был выведен из состава флота.

В честь «Скачущего по островам»

Авианосец «Нимиц»

Успешная эксплуатация атомного авианосца «Энтерпрайз» подвигла руководство США на строительство большой серии атомных ударных авианосцев. Головным стал авианосец «Нимиц», названный в честь главнокомандующего Тихоокеанским флотом США в годы Второй мировой войны адмирала Честера Нимица. За удачные операции против японских гарнизонов на Соломоновых, Марианских и Каролинских островах Нимиц получил от своих коллег прозвище «Скачущий по островам».

Атомный авианосец «Нимиц» был заложен 22 июня 1968 года на верфях в Ньюпорте (штат Вирджиния), спущен на воду 13 мая 1972 года, а 3 мая 1975 года на нем, в присутствии президента США Джеральда Форда, был поднят военно-морской флаг.

Первая же боевая операция, в которой он принял участие в апреле 1980 года, закончилась провалом. С палубы «Нимица» поднялись восемь боевых вертолетов, на борту которых находились бойцы американского спецназа. Перед ними была поставлена задача - освободить сотрудников посольства США, захваченных в Тегеране радикальным студенчеством. Но что-то сразу пошло не так. Из восьми вылетевших на задание вертолетов один из-за возможной поломки лопасти рухнул в воду сразу после взлета с палубы авианосца, еще один заблудился в буре и повернул назад. Только шесть вертолетов достигли первой временной базы (заброшенный британский аэродром) в пустыне. При проведении дозаправки один из вертолетов врезался в самолет-заправщик, и в последующем за этим пожаре погибли восемь членов экипажа и обе машины, после чего было решено отменить операцию и покинуть территорию Ирана. В результате в пустыне были брошены все вертолеты, тела погибших пилотов и других членов экипажей, вся секретная документация по проведению операции и книги радиокодов.

Несчастья преследовали «Нимиц». 26 мая 1981 года на авианосце при посадке произошло крушение самолета радиолокационной борьбы ЕА-6В «Проулер», в результате которого погибли 14 человек и 45 ранены. Ответственность за происшествие была возложена на палубную команду. Судебное расследование выявило, что часть погибших незадолго до этого происшествия употребляли марихуану. После этого происшествия президентом США Рональдом Рейганом был принят указ, по которому все военнослужащие США должны были проходить тест на употребление наркотиков.

В 1981 году самолеты «Нимица» атаковали Ливию, в 1991 году участвовали в операции «Буря в пустыне» против Ирака, а в 2003 году снова бомбили Багдад и другие иракские города, поддерживая иностранную интервенцию против Саддама Хусейна.

Прославился «Нимиц» еще и тем, что в феврале 2008 года в Тихом океане он подвергся «налету» стратегических бомбардировщиков российских ВВС Ту-95МС. Два «Медведя» сымитировали атаку на авианосец. Когда российским самолетам до корабля оставалось около 800 км, на их перехват были подняты четыре палубных истребителя-бомбардировщика F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолеты смогли перехватить один Ту-95МС, но, несмотря на это, один из стратегических бомбардировщиков дважды прошел над «Нимицем» на высоте примерно 600 м, а второй пролетел в 90 км от корабля.

Как он устроен

Авианосец «Нимиц», общая масса боезапаса которого составляет 1954 тонны, по праву считается одним из самых мощных военных кораблей в мире. Основным вооружением его является палубная авиация. Поэтому при создании авианосца «Нимиц» его проектировщики уделили главное внимание конструкции полетной палубы, сделав ее одним из главных элементов корабля. Она позволила разместить на нем рекордное количество истребителей и разнообразных технических средств. Полезная площадь полетной палубы разделена на три основные зоны.

Взлетная зона оборудована четырьмя паровыми катапультами длиной до 100 м. Они обеспечивают взлет боевых самолетов, вес которых достигает 40-43 тонн со скоростью разгона до 300 км/ч. Посадочная зона обеспечивает посадку самолетов, а парковая - их хранение и обслуживание.

Для того чтобы обеспечить большую устойчивость полетной палубе, которая должна выдерживать на себе огромный вес самолетов и сопутствующей техники (особенно в области боковых, свисающих над водой участках), на авианосце предусмотрена специальная галерейная палуба.

На этой палубе размещаются каюты личного состава и большинство командных помещений. Доступ на верхнюю палубу осуществляется обходными мостиками. Военные могут, не поднимаясь с галерейной палубы на верхнюю, перемещаться по передней части корабля с носа до кормы по специальному сквозному проходу. Здесь также размещаются кубрики офицерского состава и врачебные кабинеты, находятся и столовые личного состава, которые в случае необходимости могут быть переоборудованы в зоны сборки авиационных боеприпасов. В трюме «Нимица» оборудованы погреба, используемые для хранения боезапаса, цистерны с топливом для авиационной техники и кладовые различного назначения. Кроме того, здесь же размещаются и морозильные, и холодильные камеры для хранения продовольствия, благодаря чему команда, не испытывая затруднений, может длительное время находиться в открытом море.

Силовая установка авианосца состоит из двух пароводяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280 000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10 720 л.с.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы и 70 человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло «Нимица» включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D «Томкэт», 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» или «Суперхорнет», 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B «Викинг» (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С «Хокай», 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-бВ «Проулер», 4 вертолета ПЛО SH-60F и 2 поисково-спасательных вертолета НН-60Н «Си Хок».

Оборонительное вооружение состоит из трех зенитно-ракетных комплексов «Си Спарроу» и четырех 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплексов «Вулкан - Фаланкс». Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, идущими по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

«Буш» закончил серию

Атомный авианосец «Нимиц» стал первым из серии десяти однотипных авианосцев. Кроме «Карла Винсона», носящего имя председателя Военно-морского комитета и Комитета по делам вооруженных сил США, прослужившего на своем посту почти тридцать лет, и «Джона Стенниса», названного в честь сенатора, возглавлявшего на протяжении двенадцати лет Комитет Сената США по вооруженным силам, все остальные авианосцы получили имена американских президентов. «Дуайт Эйзенхауэр» вошел в строй в 1977 году, «Теодор Рузвельт» - в 1986 году, «Авраам Линкольн» - в 1989 году, «Джордж Вашингтон» - в 1992 году, «Гарри Трумэн» - в 1998 году и «Рональд Рейган» - в 2003 году. Последним в этой серии стал атомный авианосец «Джордж Буш», названный в честь ныне здравствующего бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. Этот авианосец вошел в строй в 2009 году. Он стал последним из этой серии атомных авианосцев.

Возможно, что решение прекратить строительство подобных кораблей было принято из-за чудовищно выросшей их стоимости. На построение первых авианосцев этого класса было потрачено около нескольких сотен миллионов долларов. При этом стоимость последнего авианосца под названием «Буш» составила уже около 6,5 млрд долларов.

Военное руководство США считает нецелесообразным увеличивать количество кораблей типа «Нимиц», считая, что необходимо поддерживать в строю существующие авианосцы, заменяя их только по мере надобности, когда срок эксплуатации одного из кораблей будет подходить к концу.

Георгий ПЕТРОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая










Сообщество в G+