История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Смертоносный лепесток

Одна из самых главных опасностей для фехтовальщика - это повреждение атакующей руки. Даже легкая рана может привести к тому, что человек не сможет держать оружие и будет обречен на поражение. Для защиты кисти изобретались самые причудливые конструкции эфесов. Но всех превзошли индийцы, создав пату - комбинированное оружие, объединяющее в себе меч и латную перчатку.

Идея соединить щит и меч в одном предмете возникала у оружейников по всему миру не раз. Как только кузнечное мастерство развилось до такого уровня, что позволяло изготавливать сложные комбинированные конструкции, начались эксперименты. Так, в Европе появился рондаш - круглый щит, совмещенный с латной рукавицей и клинком. А в России XVI-XVII веков можно было встретить тарч - тоже круглый щит, из центра которого торчала латная рука и длинный узкий клинок. Оба этих вида вооружения все же оставались в основе своей щитом. Возможности атаки ими были крайне ограничены. Индийцы же решили совместить воедино меч и наруч. В результате получилась пата - оригинальное и экзотическое, но все же вполне эффективное оружие.

Львы, слоны и драконы

Слово «пата», или «пуддха», обозначает на хинди «широкий лист». Обоюдоострый клинок и правда напоминает длинный лист какого-то экзотического растения. Как правило, он имеет длину 60-100 см, а ширину у основания - 35-50 мм. Клинок с помощью заклепок крепился к пластинам, отходящим от защитной чашки. Главной задачей кузнеца при этом было обеспечить жесткость конструкции, чтобы стальной «листок» не болтался и не вылетал при жестком ударе.

Воин вставлял руку в защитную чашку, которая могла доходить до середины предплечья, а иногда почти до локтя. Как и любое индийское оружие, пату богато украшали. Чашку очень часто делали в виде головы какого-нибудь реального животного - слона, змеи, рыбы или мифологического чудовища - например, дракона. Клинок оружия в этом случае походил уже не на лист, а скорее на язык, высовывающийся из оскаленной пасти зверя. Некоторые мастера очень любили придавать защитной чашке облик мифического льва Яли, которого изображали со слоновьими бивнями.

Общий вес конструкции составлял от 1,5 до 2,2 кг. Внутри чашки воин держал оружие за перекладину, сжав руку в кулак. Также предплечье фиксировалось несколькими ремешками. Таким образом, нагрузка распределялась по руке равномерно, но при этом изрядно ограничивалась подвижность. Изнутри в защитную чашку вставлялась простеганная подкладка, которая амортизировала отдачу при ударе и не давала стереть пальцы.

Предки и потомки

Когда пата появилась как самостоятельное оружие - точно неизвестно. По одной из версий, она произошла от индийского кинжала катар, который также держался за рукоять, размещенную перпендикулярно к клинку, но не имел такой мощной защиты кисти и предплечья. Исследователи полагают, что сначала к катарам стали приделывать небольшую защитную пластину, чтобы прикрыть запястье. Затем она стала больше и соединилась с боковыми металлическими полосами, имеющимися у катара.

На следующем этапе появилась «скелетная» перчатка из металлических полос, обнимающая предплечье. В конце концов было создано новое оригинальное оружие, которое, в отличие от катара, было уже, скорее, мечом, чем кинжалом. Впрочем, кое-кто уверен, что все происходило ровно наоборот, и катар - это облегченная версия паты.

Есть еще один возможный «родственник» паты - это ятаган. Существует модификация индийского оружия, называемая соссун-пата («лист лилии»), которая имеет клинок, действительно очень похожий на ятаган. Он характерно изогнут и заточен с внутренней стороны. Судя по всему, им, как и ятаганом, наносили рубяще-режущие удары. Это дало повод многим оружиеведам считать, что такая форма клинка проникла в Индию из Турции.

Однако более подробные исследования показали, что соссун-паты встречаются в Индо-Иранском регионе в те времена, когда ятаганов в Османской империи еще не было. Впрочем, говорить об обратном заимствовании тоже было бы слишком опрометчиво. Скорее всего, дело просто в совпадении хода мыслей оружейников разных стран и времен. Соссун-пата отличается чуть более солидными размерами по сравнению с обычными -длина клинка 65-110 см.

Опасные танцы

Особенности конструкции диктовали и своеобразный способ ведения боя патой. Воин полностью был лишен возможности двигать запястьем, что исключало использование финтов и некоторых видов ударов. Основными приемами были колющие атаки и широкие маховые движения. При этом удар получался сильным, только если в него вкладывался вес тела. Если, рубя обычным мечом или саблей, воин мог «подкрутить» клинок в конце движения за счет локтя или кисти, то пата этого делать не давала. Кроме того, нужно было беречь локтевой сустав, на который могла прийтись экстремальная нагрузка в случае неправильного исполнения удара.

Парирование могло исполняться как клинком, так и защитной чашкой. Однако жесткой конструкцией паты довольно сложно провести быструю контратаку иначе как уколом. Поэтому более популярной тактикой были широкие взмахи, не подпускавшие врага близко. Если фехтовальщик промахивался и не попадал по врагу, он не возвращал оружие, а продолжал движение и, делая «петлю» или разворот, тут же наносил новый удар. Разворачиваться при этом порой приходилось всем телом - все из-за той же ограниченной подвижности. Некоторые удары наносились не прямой, а согнутой в локте рукой. Но в любом случае воин, вооруженный патой, не мог биться, стоя на месте. Основой всего были постоянные перемещения.

Неподготовленный человек не мог эффективно использовать пату в бою, обучение занимало несколько лет. Намного легче обстояло дело у всадников. У них удар патой получался сильнее, так как в него вкладывалась энергия скачущей лошади. Тут не обязательно было являться великим мастером фехтования, главное было попасть клинком по противнику. Именно поэтому пата была широко распространена в легкой индийской кавалерии, а вот пехотинцы использовали ее сравнительно редко.

В 1827 году один из британских офицеров записал свои впечатления от показательных выступлений индийских воинов, вооруженных патами. Британец довольно высоко оценил их искусство, отметив, что постоянные перемещения и вращения бойцов напоминают ему движения вальса.

Наиболее распространена пата была в регионах Северной и Северо-Западной Индии. Ее использовали представители всех основных воинских каст. Иногда встречалось это оружие и у мусульман. А у народа маратхов, на западе полуострова Индостан, пата стала настоящим национальным символом.

Виктор БАНЕВ

Герой маратхов

Одним из самых знаменитых воинов, использовавших пату, был Шиваджи, поднявший в середине XVII века восстание против мусульманских владык Биджапурского султаната. Он объявил себя покровителем всех индуистов, которые терпели притеснения от мусульман. В бою он умело сочетал хитрость и даже коварство с беспримерной храбростью в открытой атаке. На большинстве портретов Шиваджи изображают с патой, надетой на правую руку. Этим оружием он, по отзывам современников, владел в совершенстве. По легенде, пату ему вручила сама богиня Бхавани (одно из воплощений супруги Шивы - богини Парвати), благословив на борьбу с врагами. Шиваджи разбил несколько армий, посланных против него, и в конце концов добился того, что империя Великих Моголов в 1674 году была вынуждена признать независимость государства маратхов. А пата с тех пор на долгое время стала одним из распространенных видов вооружения в легкой индийской кавалерии.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая










Сообщество в G+