История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся




Сверхтяжёлые «неудачники»

В период между двумя мировыми войнами армии некоторых европейских стран, используя опыт танковых сражений на Сомме и при Камбре, решили создать супертанки, которые могли бы господствовать на поле боя и оказывать помощь своей пехоте в прорыве сильно укрепленных оборонительных позиций противника.

В Британии таким танком стал сверхтяжелый многобашенный танк «Индепендент». Но бережливые англичане, испугавшись высокой стоимости монстра - 77 400 фунтов стерлингов, построили только один опытный экземпляр подобного танка. Строительством многобашенных тяжелых танков увлеклись и в Советском Союзе, где их строили серийно. Не минула эта мода и Францию.

По заявке Клемансо

История этого танка началась еще во время Первой мировой войны. Впечатленный успехами своих британских коллег, которые довольно успешно применили в ходе боев на Сомме в сентябре 1916 года свои «ромбы», французский генштаб решил создать нечто подобное. Заказ на создание «танка прорыва» изначально получило «Средиземноморское общество железнодорожных заводов и верфей» (французская аббревиатура FCM) в Тулоне. Генштаб желал, чтобы новая боевая машина уверенно преодолевала вражеские траншеи, проволочные заграждения, при этом выдерживая попадания снарядов 77-миллиметровой немецкой полевой пушки. Проект курировал бригадный генерал Леон Мурре.

Но тулонская фирма не имела опыта создания танков. И потому генерал Мурре решил подключить к работе над этим проектом знаменитую автомобильную фирму «Рено». С помощью опытного конструктора Рудольфа Эрнст-Метцмайера, спроектировавшего чрезвычайно удачный легкий танк «Рено» FT-17, работа сдвинулась с мертвой точки.

В январе 1917 года был построен полноразмерный деревянный макет грозной машины, который одобрила комиссия артиллерийского комитета. Первоначально танк собирались вооружить 105-миллиметровой пушкой. Но это привело бы к изрядному утяжелению танка, и, в конце концов, конструкторы остановились на 75-миллиметровой пушке, которая по тем временам считалась грозным оружием.

Французским военным проект танка понравился. Они дали ему имя «Сверхтяжелый танк 2С». В преддверии решающих боев на Западном фронте премьер-министр Франции Жорж Клемансо принял решение начать массовое производство этого нового и грозного оружия. Изначально предполагалось изготовить 300 сверхтяжелых танков. Но фирма FCM, реально прикинув свои возможности, пришла к выводу, что такое количество она вряд ли сможет построить. И потому, по мнению владельцев фирмы, заказ следует сократить в пять раз.

Но в ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась, и срочная надобность в массовом строительстве сверхтяжелых танков отпала. Всего к 1920 году в Тулоне было построено десять танков 2С. А на следующий год они поступили в войска.

«Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс...»

Супертанк Франции 2С

Все сверхтяжелые танки отправили в Шалон-сюр-Марн, где они вошли в состав 511-го танкового полка в качестве отдельного батальона. В феврале 1929 года 511-й полк расформировали, а все танки 2С вошли в состав 51-го батальона тяжелых танков, который стал дислоцироваться в Бурже. Позднее сверхтяжелые монстры оказались в Вердене.

Гигантские боевые машины производили огромное впечатление на обывателей. Танки 2С участвовали в военных парадах, а также становились действующими лицами пропагандистских фильмов, где они легко сокрушали старые, оставшиеся еще со времен Первой мировой войны приграничные укрепления, паля из всех своих четырех пулеметов и пушки, демонстрируя мощь французских бронетанковых частей.

Десяток танков 2С стали настоящими «кинозвездами», тем более что каждый из них получил собственное имя. Чтобы все выглядело патриотично, танки назвали в честь французских провинций: «Пуату», «Прованс», «Пикардия», «Эльзас», «Бретань», «Турин, «Анжу», «Нормандия», «Берри», «Шампань» (эту машину позднее переименовали в «Лотарингию»).

Французы приходили в восторг и восхищение при виде этих гигантов, но военные, изучавшие новинки зарубежного танкостроения, хорошо понимали, что эти машины устарели и на поле боя они превратятся в огромные тихоходные мишени. Но выводить из состава бронетанковых частей французской армии их пока не спешили. Впрочем, пять из десяти танков поставили на консервацию, а остальные время от времени ставили на ремонт.

Из-за огромных размеров танк не мог перевозиться на обычных железнодорожных платформах, пришлось изготовить специальные платформы. К тому же выгрузить или погрузить на платформы эти танки можно было только с применением специального оборудования, которое имелось не на каждой станции.

Как бы то ни было, с началом Второй мировой войны восемь из десяти танков 2С были приведены в относительно боеспособное состояние. Впрочем, до мая 1940 года, когда закончилась «Странная война», 51-й батальон тяжелых танков простоял без дела. И лишь после того, как 10 мая 1940 года немцы начали решительное наступление на Западном фронте, танки 2С отправили на фронт.

Не сделав ни одного выстрела

Впрочем, повоевать с врагом танкам 2С так и не довелось. 12 июня 1940 года командир 51-го батальона полковник Фурне получил приказ передислоцироваться со всеми своими танками к линии фронта. В ходе погрузки на платформы из-за поломок вышли из строя два танка. Оставшиеся шесть машин благополучно были погружены, и батальон двумя эшелонами по три танка в каждом отправился в путь. Два неисправных танка - «Турин» и «Пикардия» - пришлось взорвать.

Прибыв в район Нефшато, полковник Фурне, согласно полученному приказу, должен был выгрузить матчасть и приготовиться к отражению вражеского наступления. Но на станции, куда прибыли эшелоны с танками, царила паника и неразбериха. В этих условиях выгрузить танки с платформ было невозможно. Положение усугубилось еще и тем, что прорвавшиеся немецкие части стремительно приближались к станции, на которой стояли железнодорожные платформы с огромными танками.

Чтобы вверенная ему техника не попала в руки врага, полковник Фурне приказал уничтожить танки. Уже под вечер личный состав, покинувший станцию, услышал грохот взрывов - в подожженных своими экипажами гигантах рвались снаряды. Немцам достались лишь искореженные и закопченные остовы французских сверхтяжелых танков, которые так и не сделали ни одного выстрела по врагу.

Впрочем, не все брошенные своими экипажами танки были уничтожены. «Шампань» оказался во вполне удовлетворительном состоянии и после окончания боевых действий во Франции его вывезли в Берлин, где он какое-то время находился на площадке, на которой была выставлена трофейная французская техника. Дальнейшая его судьба неизвестна. Еще два неисправных танка достались немцам в Брийе.

Как он был устроен?

Танк 2С по праву считался самым большим в мире тяжелым танком, производившимся серийно. Размеры его поражают: длина - 10,27 м, ширина - 3 метра, высота - 4,4 метра, клиренс - 45 см. Бронирование танка было солидным по тем временам: лоб корпуса - 55 мм, борт - 44 мм, корма -43 мм, крыша - 23 мм.

Соответственно, и вес гиганта был чудовищный - 70 тонн. Вооружение же было довольно скромным: одна пушка АРХ 1897 калибра 75 мм с сектором обстрела 320° и с боезапасом 125 снарядов. Первоначально это были только фугасные снаряды и шрапнель, но в 1930-х годах танки 2С получили и бронебойные снаряды. Созданное на основе полевой пушки танковое орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров.

Кроме того, танк имел четыре пулемета «Гочкисс» образца 1914 года калибра 8 мм, один из которых был установлен в кормовой башне, остальные же три - в лобовой и бортовой броне боевой машины. Боезапас для пулеметов - 10 тысяч патронов.

На обеих башнях 2С были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.

Отделение управления размещалось в носовой части корпуса, за ним - боевое отделение (башня была рассчитана на 4 человек), моторно-трансмиссионный отсек и кормовое боевое отделение. 2С был оборудован коротковолновой радиостанцией ER-29.

В конце 1939-1940 годов часть танков 51-го батальона получила дополнительную броневую защиту. Толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов - до 65 мм. В результате масса боевой машины достигла 75 т.

Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим: в отделении управления находился водитель, в артиллерийской башне находились командир, стрелок и заряжающий, в переднем боевом отделении находились три пулеметчика (один за курсовым пулеметом и по одному у каждого бортового), в машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика, в кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке).

Сконструированный инженерами судостроительной компании танк 2С отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою.

Для удобства размещения экипажа в танке каждый отсек имел собственные люки с обоих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно экипаж загружался в танк через боевое отделение.

Танк 2С оснащался двумя трофейными карбюраторными двигателями «Майбах», взятыми со сбитых германских дирижаблей, мощностью 250 л. с. каждый. Двигатели работали на два генератора постоянного тока, которые, в свою очередь, передавали энергию на тяговый электромотор, который приводил в движение гусеницы. В случае повреждения одного из двигателей электромоторы могли работать на питание от одного генератора, то есть танк не терял подвижность. Но и без того невысокая скорость - 12 км/час - становилась совсем черепашьей. Топливо размещалось в семи баках общей емкостью 1260 л. Запаса горючего хватало всего на 150 км пути.

Ходовая часть танка 2С состояла из 24 опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных в шесть тележек. Переднее колесо было ведущим, заднее - направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской). Танк мог преодолевать препятствия: ров шириной 5,3 метра, стенку высотой 1,7 м и брод глубиной до 1,8 м.

Александр ЕГОРОВ

Обмен опытом

Танк «Шампань» был захвачен 10-м танковым полком вермахта на станции Маас и был отправлен в Германию. На германском танковом полигоне Куммерсдорф (в районе Цоссена) его отремонтировали, а осенью 1940 года провели его испытания. На них присутствовал известный автомобильный конструктор и танкостроитель Третьего рейха Фердинанд Порше. Его особенно заинтересовала электротрансмиссия французского танка, которую он внимательно изучил и впоследствии использовал при создании своего варианта тяжелого танка «Тигр», который ему пришлось позднее переделать в самоходную установку «Фердинанд».





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия