История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Удар «электрического ската»

Нынешнюю морскую войну невозможно представить без торпед. Однако в момент появления этого нового вида оружия перспективы его выглядели сомнительными. Настоящее признание пришло только благодаря лейтенанту Степану Макарову, сумевшему с помощью торпед впервые в истории потопить вражеское судно.

Предшественниками и главными конкурентами торпед на протяжении почти четверти века были шестовые мины. Появились они именно на русском флоте, который после Крымской войны активно перевооружался и модернизировался. Глава военно-морского ведомства, брат императора великий князь Константин Николаевич, поддерживал самые оригинальные проекты, рассчитывая догнать главных потенциальных противников - Англию и Францию.

Главный конкурент

Дебют шестовых мин состоялся в середине сентября 1862 года на Балтике, когда канонерская лодка «Опыт» смогла «минным тараном» во время испытаний подорвать стоявшую на якоре списанную шхуну «Метеор».

«Минный таран» представлял собой упакованный в металлическую емкость заряд взрывчатки, который насаживался на деревянный или металлический шест длинной от 8 до 15 метров. Размер заряда и длина шеста зависели от типа судна, на фортштевне которого он крепился. Украшенный таким «тараном» катер должен был подойти к кораблю противника и «клюнуть» его. Взрыв производился либо замыканием электровзрывателя, либо от удара.

Впервые шестовые мины были применены во время гражданской войны между Севером и Югом. Сначала подводная лодка конфедератов «Ханли» потопила паровой фрегат федералистов «Хаусатоник» (17 февраля 1864 года), затем паровой баркас северян отправил аналогичным образом на дно броненосец южан «Албемарл» (28 октября 1864 года).

Переоборудованные для действий шестовыми минами катера стали называться в России миноносками, но, учитывая специфику такого вида оружия, их еще можно было бы смело назвать «камикадзе».

Уайтхед и его детище

В 1864 году работавшему на Австро-Венгрию английскому инженеру Роберту Уайтхеду (1823-1905 гг.) предложили поучаствовать в усовершенствовании аппарата для прибрежной защиты, известного как «coastsaver» и представлявшего собой набитую взрывчатыми веществами емкость, перемещаемую вдоль берега с помощью веревок.

Взяв в помощники своего 12-летнего сына Джона, Уайтхед создал собственный аппарат, получивший название «торпеда» (сокращенный вариант латинского torpedo narke - электрические скаты). Слово это уже использовалось и раньше по отношению к минам, причем даже не к шестовым, а стационарным, выставлявшимся для обороны своих баз.

Торпеда Уайтхеда являлась принципиально новым оружием. Она представляла собой цилиндрический корпус с взрывчатым веществом, детонатором, а главное - гребными винтами и двигателем, приводимым в действие сжатым воздухом. В России инженер Иван Александровский тоже трудился над аналогичным проектом, но был обойден англичанином, который постоянно совершенствовал свое творение.

С 1866 по 1905 год скорость движения торпеды Уайтхеда увеличилась с 6,5 до 28 узлов, а максимальная дальность запуска выросла с 700 до 4000 ярдов. И еще для сравнения: заряд первых торпед составлял 27 килограммов пироксилина, в то время как у шестовых мин максимум - 24,6 килограмма. Однако доказать свое преимущество по сравнению с шестовыми минами торпедам удалось не сразу.

Первыми торпеды Уайтхеда в 1868 году приобрели австрийцы, а вот первыми опробовали на практике соотечественники изобретателя. Произошло это 29 мая 1877 года при обстоятельствах не совсем обычных.

В Перу бывший министр Николас де Пьерола захватил со своими сторонниками монитор «Уаскар» и попытался начать войну против президента Мариано Игнасио Прадо. Тот был другом англичан, которые прислали ему на помощь корвет «Аметист» и фрегат «Шах» под общим командованием Роу де Хорсея. В бою артиллерийским огнем перуанцы слегка повредили у неприятеля такелаж, а британские снаряды так и не смогли пробить броню «Уаскара». Тогда-то они и выпустили торпеду, от которой монитор сумел увернуться.

Битва закончилась вничью. Через день повстанцы капитулировали, добившись, однако, отставки правительства. А морские теоретики так и остались озадаченными по поводу нового вида оружия. Развеять эту озадаченность помогли русские, затеявшие войну с турками.

Мини-флагман русского флота

Гибель «Иктибаха»

На Черном море абсолютное превосходство было на стороне турок. После Крымской войны (с 1856 года) Россия лишалась права иметь здесь военный флот. В 1870 году явочным порядком это ограничение было снято, однако военно-морское министерство увлеклось строительством круглых броненосцев береговой обороны («поповок»), мореходные качества которых лежали ниже Марианской впадины.

После начала войны пришлось использовать «пароходы активной обороны» из получивших вооружение гражданских судов Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ). Флагманом среди них считался «Великий князь Константин». Вооружение его состояло из одной 9-фунтовой, двух 4-фунтовых, двух 6-фунтовых гладкоствольных и одной 6-дюймовой мортир. Но по инициативе капитана «Константина» лейтенанта Степана Макарова его судно снабдили устройством для подъема и спуска четырех минных катеров, которые имели названия «Синоп», «Чесма», «Наварин» и «Минер».

Особые надежды лейтенант связывал с торпедами и шестовыми минами. Уайтхед продал России лицензию на выпуск торпед и 1 января 1877 года поставил первую партию из 100 штук, изготовленных на собственной фабрике. Однако до Кавказа их довезли не сразу, и Макаров решил начать с использования шестовых мин.

В ночь с 28 на 29 мая он предпринял атаку турецких судов на Сулинском рейде. Помимо четырех катеров на борту, «Константин» тащил за собой на буксире две миноноски. Миноноска №1 сумела взорвать мину вблизи корвета «Иджалие», нанеся ему значительные повреждения, но сама затонула, а ее командир лейтенант Пущин попал в плен.

Буквально через неделю Макарову доставили две торпеды. Одну из них решили поместить в приделанную под катером «Чесмы» пусковую трубу. Однако для других катеров такая установка оказалась слишком тяжелой. Тогда Макаров решил поместить вторую трубу на специальный плотик, который, в свою очередь, должен был буксировать катер. Приблизившись к вражескому судну, плотик подтягивали к борту, в него спрыгивал офицер, наводил торпедный аппарат, производил выстрел и залезал обратно на катер.

Все это было весьма неудобно, что и подтвердилось в первом же боевом походе. Во время шторма плотик сорвало, и торпеда утонула, а из второй торпеды при спуске «Чесмы» на воду случайно выпустили сжатый воздух, и она оказалась обездвиженной.

Гибель «Иктибаха»

В ночь с 13 на 14 января 1878 года «Константин» подошел к Батумскому рейду. «Чесма» и Синоп» приблизились к турецкому судну на 60 метров и выпустили две торпеды. Взорвалась только одна, но для небронированной канонерской лодки «Интибах» этого оказалось достаточно. Она отправилась на дно, став первым в истории войны на море судном, уничтоженным торпедой.

Параметры деревянного построенного 10 лет назад «Интибаха» были скромными: длина - 40,4 метра, ширина - 6,7 метра, осадка - 3,2 метра. Вооружение составляли две 102-миллиметровые и одна 57-миллиметровая пушки. И кто бы помнил «покойника», если бы благодаря ему на абстрактный вопрос о том, может ли судно быть потоплено торпедой, не был получен конкретный ответ - может!

Олег ПОКРОВСКИЙ

Причина гибели - мина

Торпеды вышли в лидеры, а вот для шестовых мин началась эпоха заката. Последний раз они использовались 23 августа 1884 года французами в битве с китайским флотом при Фучжоу. И, кстати, нашли себе жертв. Но по сравнению с «самодвижущейся» шестовая мина оказалась неконкурентоспособной. В отличие от мин стационарных, одна из которых и стала в 1904 году причиной гибели уже вице-адмирала Степана Макарова. Напомним, именно такие мины и называли во времена его молодости «торпедами». История не всегда и не со всеми обходится справедливо, но какая-то логика в ней имеется.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: