«Остался только пепел»

Автор: Maks Мар 20, 2017

1870-е годы были в России временем «железнодорожного бума». Раздача крупных государственных подрядов вела к расцвету коррупции, но не способствовала качеству проводимых работ. Имелись проблемы и с организацией перевозок. При таком положении рано или поздно должна была случиться крупная железнодорожная катастрофа. И она случилась.

Дело происходило на Одесской железной дороге, находившейся в собственности полугосударственного Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ).

Все дело в рельсе

24 декабря 1875 года из Балты в Бирзулу вышел товарно-пассажирский поезд. Состав двигался с опережением графика, так что начальники станций должны были связаться друг с другом по телеграфу. Почему они этого не сделали — не ясно. Возможно, сыграла роль уверенность в отсутствии других поездов на перегоне. Действительно, других поездов не было, однако ремонтники как раз в это время решили заменить лопнувший рельс, а службе организации движения почему-то не сообщили.

Участок, на котором они трудились, находился на 186-й версте, возле пересыхающей реки Тилигул, в том месте, где магистраль шла под уклон. И, естественно, быстро остановить поезд оказалось невозможно.

Машинист нажал на тормоз, еще не видя опасности, а просто решив сбавить ход несущегося вниз поезда. Но скорость почти не снизилась, и он дал свисток кондукторам, чтобы те использовали тормоза, имеющиеся в каждом вагоне. Вместо положенных по штату шести человек кондукторов было только четверо, так что тормозные механизмы не удалось задействовать на полную мощность.

Ремонтники же услышали свисток еще не появившегося из-за насыпи поезда, и руководивший ими мастер бросился вперед, размахивая сигнальным флагом.

Увидев бегущего навстречу человека, машинист стал подавать свистки крайней опасности.

Кондукторы, пытаясь хоть немного притормозить поезд, даже спрыгивали с подножек и волочились по земле. Но это уже были жесты отчаяния. Через несколько секунд, соскочив с рельсов, локомотив пошел влево по обрыву насыпи и рухнул с высоты 25 метров.

«Картина была чрезвычайно грустная…»

Катастрофа у станции БирлузаСостав включал в себя паровоз, тендер с каменным углем, 11 вагонов с 419 призывниками, два вагона с пассажирами 3-го класса и платформу, загруженную пшеницей и кукурузой.

Все это превратилось в полыхавшую пламенем груду покореженного металла. Практически все 140 погибших были новобранцами, ехавшими в воинские части 14-й пехотной дивизии. Еще около 120 человек получили увечья.

Начальник движения Одесской железной дороги Сергей Витте на экстренном поезде прибыл к месту катастрофы. В мемуарах он писал: «Когда мы приехали на место, то мы
нашли, что та часть поезда, которая свалилась под трубу (проходившую под насыпью. -Прим авт.)… вся сгорела дотла; другая же часть, которая была около трубы, когда мы приехали, была уже поднята и многие раненые были уже свезены на станцию Бирзула, Таким образом, в Бирзулу была отвезена часть новобранцев, большая же часть их сгорела дотла, так что под насыпью, то есть под трубой, остался только пепел. Конечно, картина была чрезвычайно грустная».

Следствие, проведенное Министерством путей сообщения, в качестве причин катастрофы назвало некомплект кондукторов, отсутствие сигнальных знаков на месте работ, преждевременное отбытие поезда и превышение скорости сверх положенных 10 верст в час.

Журналист «Биржевых ведомостей» так выразил общее мнение: «Насыпь у станции Бирзулы всегда грозила опасностью. Проезжая по ней черепашьим шагом, пассажиры постоянно могли на досуге наблюдать, как внизу насыпи копошились десятки возов и лошадей, подвозивших мусор и землю для укрепления насыпи, вечно осыпавшейся и оседавшей. Дешевизна постройки, при бесконечном ремонте обошлась строителям дороги дороже, чем если бы они сразу сделали чугунный мост».

Ответственность, как водится, понесли «стрелочники».

Привлеченный к суду дорожный мастер сошел с ума и исчез. Витте и директор РОПИТ адмирал Николай Чихачев были заочно приговорены к четырем месяцам лишения свободы, но благодаря начавшейся в 1877 году войне с Турцией избегли наказания.

Впоследствии Витте сделает блестящую карьеру, последовательно побывав министром путей сообщения, министром финансов и, наконец, главой правительства Российской империи. Недруги частенько будут называть его «герцогом Тилигульским».

Дмитрий МИТЮРИН

, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
26 − 14 =


SQL запросов:62. Время генерации:0,630 сек. Потребление памяти:30.34 mb