Пагоды озера Инле

Автор: Maks Фев 5, 2018

На территории современной Мьянмы, в самом центре страны, есть озеро, которое не так часто посещается вездесущими туристами. Между тем это одно из удивительных мест, где можно увидеть множество полуразрушенных пагод, которым от полутора сотен до тысячи лет.

История умалчивает, когда вокруг озера Ииле стали появляться первые буддистские храмы. Эта изолированная местность всегда была заселена жителями, не желавшими подчиняться распоряжениям разнообразных завоевателей. Еще до нашей эры в Мьянме, которая совсем еще недавно называлась Бирмой, жили сразу несколько народов: на самом юге и на побережье — моны, ближайшие родственники кхмеров; в среднем течении реки Иравади — народ пью, перебравшийся сюда из Индии. Моны были совершенные язычники, пью — буддисты толка Тхеравада. Разумеется, в этот период началось масштабное строительство буддистских сооружений, но артефактов того времени не сохранилось. Описаний тоже, поскольку письменности у пью не было.

История Пагана

Пью и моны умудрялись соседствовать, не вступая в кровавые распри. Но такая идиллия долго продолжаться не могла. В IX веке из Наньчжао переселился еще один народ — таи. Они на тот момент основательно испортили отношения с китайцами и поначалу видели в новых землях всего лишь плацдарм для будущего продвижения на запад. Но оказалось, что моны и пью — очень слабые противники. И таи быстро переселились в Бирму чуть ли не в полном составе. Зачем гибнуть в боях с китайцами, если можно покорить местных практически бескровно?

Так на историческую сцену вышли захватчики, которые смогли создать крепкое государство Паган. Оно пало только под натиском еще более сильного противника — шанов, явившихся в XIII веке вместе с монголами с территории Китая. Но до этого рокового дня государство бирманцев успело достичь расцвета.

Большинство жителей Пагана приняло буддизм. Вокруг столицы за короткое время выросло более 10 тысяч храмов, украшенных золотыми и каменными скульптурами Будды. В XI веке появилась письменность, а вслед за этим — хронологические записи, жизнеописания и поэзия.

Для археологов Мьянма — настоящий рай. Но тут нужно помнить, что история государства не закончилась в эпоху его расцвета. Несмотря на то что народу таи удалось покорить монов и ассимилировать пью до их полного исчезновения, противостоять шанам они не смогли. Как истинные буддисты, думавшие о вечном, они предпочли переселиться в труднодоступные горные районы на Шанском плато.

Шаны принадлежали к тому же этносу, что и таи, но жители Мьянмы предпочитали не рисковать. Они заселили центральную часть Мьянмы, где тоже стали возникать буддистские храмы. Потомки тех самых таи и монголоидов шанов живут в этих местах и сегодня. В сельской местности сохранились архаичные способы землепользования и старинные обычаи. Настоящим заповедником этой архаики, дотянувшей до наших дней, является земля вокруг озера Инле.

Застывшие во времени

Озеро Инле лежит на высоте 880 метров и занимает площадь около 120 квадратных километров, в длину оно более 22 километров. Озеро длинное, но неглубокое: в период засухи его глубина не превышает двух метров, а в период муссонов — трех с половиной. Вокруг озера расположено четыре городка и 17 деревень. Большинство жителей селится по берегам в свайных домах из бревен или бамбука, и все они — практические без исключения — буддисты.

Люди в этой местности застыли в прошлом, как пыльца древних растений в капле янтаря Живут здесь не только таи и шаны, но и интха, дану, туангты, каи, даиалы, бамары. Мужчины-рыбаки плавают по озеру на небольших лодках, причем гребут ногой. Это их особый озерный стиль: одну ногу они закручивают вокруг весла, на другой стоят.

Земледелие на озере Инле тоже специфическое. Оно сосредоточено именно на озере. Там, прямо на воде, местные жители разводят плавучие плантации с овощами и фруктами. Семена культурных растений сажают на основу из водяных растений, которые переплетают в виде решетки и приторачивают к бамбуковым столбикам. Нам такое устройство грядок известно как гидропоника. Озерные жители изобрели такой простой метод выращивать урожай без полива еще тысячелетия тому назад.

Мужчины ходят в пестрых и одноцветных юбках. Женщины народа интха следуют древнему обычаю и носят шейные кольца. Чем длиннее у дамы шея, чем больше у нее колец — тем она прекраснее. Женихи вместе с длинношеей невестой получают приданое — плавучий огородик, который зацепляют багром и тащат за лодкой в новый свайный дом. Каждый год между августом и октябрем на Инле проходит многодневный буддистский фестиваль — с гонками на лодках, традиционными угощениями и праздником огней.

Жилища для Бога

Пагоды озера ИнлеСтупы, пагоды и монастыри по берегам озера возводились непрерывно на протяжении веков, бесконечная стройка продолжалась и в первые века буддизма, и при правителях Пагана, и век назад. Возводятся культовые сооружения и сегодня. Поспорить с количеством исторических памятников Мьянмы может только соседний Ангкор со своими удивительными археологическими артефактами.

Увы, но самые древние постройки на берегах не сохранились. Если знаменитой бирманской пагоде Супе из Янгона целых 2 тысячи лет, то пагодам озера Инле — менее тысячелетия. Как постройки, так и находящиеся в них изваяния имеют свои характерные особенности. Буддизм пришел сюда вместе с обычаем покрывать лица статуй сусальным золотом, отчего сегодня рассмотреть черты Будд весьма проблематично.

В деревне Ивама на западной стороне озера — целый комплекс пагод, больших и маленьких. Ивама, как и европейская Венеция, стоит на воде, то есть в ней сплошь свайные постройки, между которыми люди перебираются на лодках. Буддистским храмам отдан целый квартал, а вплотную к пагодам располагается плавучий рынок.

Среди всех пагод Ивамы особо выделяется пагода Пхаунг До У. Это дом для пяти статуй Будды, по легенде, подаренных народу Мьянмы королем Алаунситху. Именно для хранения этого королевского дара и была возведена сама пагода. С ней связан главный буддистский праздник Мьянмы — фестиваль Пхаунг До У. Иначе этот праздник называется шествием статуй будды. В пагоде остается лишь одна статуя, остальные грузят на специальный плавучий помост и возят по всему озеру. Помост тащат за собой вереницы украшенных лодочек. Зрелище потрясающее.

К западу от озерной деревни Индейн расположен комплекс пагод Ньяунг Оак, украшенных рисунками мифических существ — крылатыми львами (по-китайски — цилинь, по-бирмански — чиньтхе) и бирманскими ангелами с крыльями за спиной. Если подняться по склону холма по высокой лестнице, то перед странником откроется комплекс пагоды Шве Индейн, который уже в значительной степени разрушен, хотя построен много позднее кхмерского Ангкор-Вата — в XVII-XVIII веках. В некоторые постройки заходить крайне не рекомендуется — в любую минуту на голову туриста может упасть камень.

В гораздо более лучшем состоянии находится другой буддистский объект — монастырь Нга Пхе Кьяунг, который был построен в середине XIX века. Хотя этот монастырь не имеет древней истории, им очень интересуются как сами жители Мьянмы, так и приезжие: до недавнего времени монахи показывали всем любопытствующим трюки с прыжками священных кошек через обручи.

Монастырь быстро прославился своими кошками и даже стал называться «монастырь прыгающих кошек». Но в конце прошлого века, когда защитники животных возмутились такой монашеской приманкой для туристов, монахи предоставили кошек самим себе. А туристам стали сообщать, что от постоянных прыжков и дрессировки животные заболевают артритом.

Даже без кошек и обручей монастырь представляет любопытное зрелище: он тоже построен на сваях и стоит над водами озера Инле. В нем хранится множество статуй Будды, пусть и не древних, но имитирующих древние артефакты. Тем, кто возмущается и кричит о подделках под старину, монахи, лучезарно улыбаясь, отвечают, что времени не существует.

Николай КОТОМКИН

, ,   Рубрика: Невероятные артефакты




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,656 сек. Потребление памяти:31.75 mb