Парижская вольница

Автор: Maks Ноя 24, 2017

В средневековой Франции по поводу подчинения римским папам бушевали настоящие страсти. В спорах французское духовенство разделилось на два враждующих лагеря. Те, кто высказывался против подчинения Риму, назывались галликанами.

После падения Рима варвары стали подчинять себе бывшие провинции империи. Самым удачливым собирателем земель оказался вождь франков Хлодвиг, который основал династию Меровингов. С течением времени под властью Хлодвига и его потомков оказалась вся бывшая римская провинция Галлия.

Что позволено королю?

Хлодвиг не только принял христианство, но и сделал эту религию государственной. Себя, разумеется, он считал христианским королем, поставленным управлять Франкским королевством самим Богом.

Однако его потомки выпустили реальную власть из рук. Формально оставаясь королями, они передали все дела своим управляющим — майордомам. Постепенно майордомы пришли к мысли, что они имеют право не только править, но и носить корону. Первым королем новой династии (позднее получившей имя Каролингов) стал Пипин III Короткий, коронованный в 752 году. Для подтверждения права на корону ему необходима была поддержка римских пап. Ведь только церковь могла подтвердить, что власть ему дарована Богом, а не захвачена силой. Пипин не только признал свою зависимость, но и отвоевал земли вокруг Рима, где позже было основано Папское государство.

Примерно тогда в римской курии была изготовлена подложная дарственная грамота, императора Константина Великого, адресованная папе Сильвестру. Согласно этому документу, все земные властители и миряне попадали к папам в полное подчинение. По этому документу запрещалось короновать королей без согласия Рима. Слово Константина, сделавшего христианство государственной религией в Римской империи, было, конечно, более чем авторитетным. С тех пор ни одна коронация не обходилась без одобрения Рима.

В Галлии с IV века был принят так называемый галликанский обряд. Ритуалы происходили из Антиохии и имели много общего с восточно-христианскими. В VIII веке папа нарек галликанские мессы ересью и потребовал немедленно их запретить. Пришлось смириться.

С 987 года, когда к власти пришла династия Капетингов, королевство стало называться Францией.

Понтифики в плену

Филипп КрасивыйПока французские короли были относительно слабы, они не выказывали претензий Риму. Реальной властью при слабых королях обладали хозяева крупных землевладений, которые имели собственные вооруженные силы. Свергать королей с трона и возводить на него новых было бы очень просто, если бы не защита Рима.

Римские папы взамен требовали денег. Так что набиравшие силу короли с нетерпением дожидались часа, когда папство даст слабину. Еще радикальнее были настроены обычные священники, которым надоело обирать полунищее население ради обогащения Рима.

Тем временем авторитет папства падал. Понтификами нередко становились люди, отягощенные множеством грехов — стяжанием, алчностью, клятвопреступлением, даже убийством. Однако сместить папу не мог никто — только смерть, которая иногда наступала в результате отравления или удара острым лезвием.

В конце XIII века французским королем стал Филипп IV Красивый. Больше всего он ненавидел делиться своими (т.е. государственными) доходами. При Филиппе была введена масса новых налогов. Филипп легко отнимал имущество то у евреев, то у ломбардцев, то у монастырей. Платить Риму он не желал.

Сначала король пытался найти консенсус с папой Бонифацием VIII, но это не удалось. Тогда он помог взойти на папский престол своему ставленнику — Клименту V. С тем условием, что папа перенесет резиденцию из Рима во французский город Авиньон. Там курия находилась под полным контролем французского короля, и самостоятельный голос папы практически не был слышен. Период с 1309 по 1378 год вошел в историю как Авиньонское пленение пап.

В конце концов папа Григорий XI сбежал в Рим, стремясь возродить былое величие. Но на его место в Авиньоне тут же избрали своего антипапу. Так понтификов стало сразу двое. А потом и трое. Начался Великий западный раскол. Добиться церковного согласия с трудом удалось в 1417 году.

Духовная или светская?

Однако уже в 1438 году идеи галликанства были введены в оборот королем Карлом VII. В Бурже была принята Прагматическая санкция, которая установила главенство Вселенского собора над властью папы и полную независимость в светских делах короля Франции. Король получил право назначать своих ставленников на церковные должности и судить священников согласно гражданскому праву.

Все церкви Франции превратились в галликанские, хотя богослужение и шло по римским обрядам. Менее чем через 100 лет, в 1516-м, королевский указ был отменен. Новый король Франциск I подписал соглашение с папой Львом X, и власть пап снова стала безраздельной. Хотя теперь король мог обжаловать невыгодные ему церковные поборы и получал доходы с епархий.

На протяжении следующих столетий борьба галликанской церкви с римской продолжалась. Оставить церкви власть только над духовными делами пробовал «король-солнце» Людовик XIV, при котором была принята Гражданская конституция духовенства. Священники, по конституции, становились обычными служащими.

Подчинить церковь гражданскому законодательству пробовал и Наполеон Бонапарт. Но предпочел принять Конкордат: священникам предписывалось подчиняться папской власти. Несогласные с этими нарушениями прав основали так называемую Малую церковь. Они отказывались подчиняться папам и выступали за самостоятельность национальной церкви, невмешательство государства в церковные дела. Они отрицали и назначение епископов государством, не признавали Гражданскую конституцию духовенства.

Не желая нового церковного раскола, они проводили диспуты, пропагандируя идеи галликанства. Основными идеями были следующие: государство получало право созывать церковные соборы и издавать законы, затрагивающие церковь. Публикация папских булл и посланий могла быть разрешена только после визирования светской властью. Также светская власть могла запретить или разрешить епископам покидать пределы страны. Влияние папы резко ограничивалось: ему запрещалось присылать во Францию своих легатов, которые работали бы без контроля со стороны гражданских властей. Нельзя было отлучать офицеров от церкви за любые действия, совершенные ими при выполнении служебных обязанностей. Церковные земли во Франции запрещалось отчуждать или изменять их размер в ущерб обычаям и уставам французских кафедральных церквей. Одним словом, предлагалось создать практически полностью независимую церковь, которая была гораздо сильнее связана со светским правительством Франции, нежели с римской курией. Папе римскому воздавалось должное уважение, но практически ничего сверх того.

Предложения галликан были озвучены на Первом Ватиканском соборе в 1870 году. Но Собор их отверг и принял догмат о непогрешимости римских пап. В ответ на это в 1878 году была создана так называемая неогалликанская церковь. Но в 1905 году церковь во Франции была отделена от государства, ей не осталось ничего другого, кроме как полностью подчиниться Риму.

Михаил РОМАШКО

,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
30 + 23 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,736 сек. Потребление памяти:31.6 mb