История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Между папой и Ильханом

О том, каким был мир в Средневековье, мы знаем в основном по трактатам европейских летописцев и путешественников. В те времена Европа была задворками цивилизованного мира, а вот Азия — воплощением роскоши, богатства и прогресса. Одним из представителей этого мира достатка и богатства был Раббан Саума, который за свои походы был назван «китайским Марко Поло»…

Согласно Библии, после вознесения Иисуса на небеса, его ученики разошлись по всему миру. По преданиям, один из них, апостол Фома, добрался аж до Китая, где и обратил в новую веру местных жителей.

«Сияющая религия»

Раббан Саума

Документально факт появления христианства в Китае относится к 635 году, когда небольшая группа нестори-анских миссионеров во главе с епископом Алобэнем прибыла из Персии в столицу Китая Чанъань. Несторианцев принял император и поручил им перевести несторианские тексты для своей библиотеки. В Китае эта ветвь христианства получила название «цзинц-зяо», что означает «сияющая религия».

Именно сыном такого несторианского клирика и был родившийся в 1220 году в Ханбалыке (Пекине) мальчик по имени Саума. В 20 лет он принял монашеский сан и долгое время жил затворником то в монастыре, то в пещере. Одним из преданных учеников Саумы оказался монах по имени Марк. Именно он убедил учителя в необходимости совершить путешествие на запад, в Иерусалим, чтобы поклониться святыням.

В 1278 году Саума и Марк вышли из Ханбалыка и отправились на запад. Первым городом на их пути стал Кошанг — родина Марка.

Далее путь монахов лежал по городам Тангут, Лутан, Хотан и Кашгар. Стоит отметить, что передвигались они быстро, благодаря системе монгольских дорог, являвшихся частью Великого шёлкового пути. Это позволило монахам довольно скоро прибыть в город Талас (территория современной Киргизии), где находилась ставка Хайду-хана, внука Угэдэя, владевшего Туркестаном. Получив от него грамоты для безопасного проезда, Саума и Марк отправились в Хорасан.

Этот город, стоявший на землях Персии, был под властью ильхана — монгольского наместника. Уставшие и голодные путники попросились на постой в несторианский монастырь Мар-Сехиона, где получили благословение епископа. Отдохнув, паломники двинулись на север, в город Мераге.

Посещение Мераге было связано и с высоким культурным статусом города. Местная библиотека насчитывала около 4000 книг, а построенная обсерватория была лучшим местом для исследования звёздного неба. Также Мераге был центром встреч учёных.

Но случилось так, что ассирийский патриарх (католикос) Map Дынха сам прибыл в Мераге. Получив от него благословение, Саума и Марк отправились в Багдад, где посетили ряд христианских святынь. Оттуда их путь лежал в Арбелу, Мосул, Шигар, Низибию и Марду.

Из Азии в Европу

Ассирийский патриарх, узнав о безупречном поведении китайских паломников, решил использовать их в своих целях. Он послал за ними гонцов и попросил их вернуться в его резиденцию. На встрече католикос поручил Сауме отправиться в ставку Абакахана — ильхана государства Хулагуидов, чтобы убедить того издать грамоту, подтверждавшую его полномочия.

Саума и Марк справились с задачей, и Абака-хан выписал требуемый документ. По возвращении к патриарху в 1280 году последний за службу назначил Марка митрополитом Северного Китая под именем Map Ябалаха, а Сауму — периодевтом (инспектором церквей). Правда, католикос пожелал, чтобы монахи вернулись в Китай и там приступили к своим обязанностям. Но вернуться им помешала война: Саума и Марк больше года жили в монастыре в Тариэле. В 1281 году католикос Map Дынха скончался, и Map Ябалаха был избран главой Ассирийской церкви Востока. Для подтверждения сана китайские монахи отправились в Тебриз к ильхану, но тот умер до их приезда. Взошедший на трон в 1284 году ильхан Аргун-хан благоволил христианам и подтвердил полномочия нового патриарха.

Правда, в отношении них у него был свой интерес. В 1286 году Аргун-хан решил покорить земли Палестины и Сирии. Главным врагом ильхана был султанат египетских мамлюков. Посему он решил отправить в Европу посланника из числа христиан, чтобы под предлогом освобождения «святых мест» спровоцировать европейцев выступить против мамлюков. И Раббан Саума подходил на эту роль как нельзя лучше.

В 1287 году Раббан Саума, в сопровождении генуэзца Фомы и переводчика Угето двинулись в путь.

В столице Византии посла ильхана встретили с почётом, а император Андроник II пригласил его на трапезу, после чего велел показать христианские святыни Византии. Особенно Сауму поразили великолепие и масштаб собора Святой Софии.

Из Константинополя через Средиземное море Саума отбыл в Италию.

Спустя два месяца плавания корабль пришвартовался в порту Неаполя. На тот момент в городе происходило восстание против французского правителя Карла Анжуйского. Саума и его спутники оказались свидетелями битвы между флотом Карла и Хайме Арагонского. Восточных людей поразило, что победители не вредили никому, кроме воюющих. В то время как на Востоке победители часто уничтожали население завоёванных городов.

Возвращение в Багдад

По приезде в Рим Саума узнал, что римский папа Гонорий IV недавно умер. В попытке разобраться в хитросплетениях римской церкви он посетил совет 12 кардиналов. Но вместо переговоров о единении христианских церквей кардиналы устроили пришельцу перекрестный допрос по богословию.

После чего ему разрешили осмотреть собор Святого Петра и поклониться христианским святыням. Но оставаться в Риме Саума не стал. Он решил дожидаться выборов нового понтифика в путешествии по Европе.

Перезимовав в Генуе, Саума прибыл в Париж, где был любезно принят королём Франции Филиппом Красивым. Монаха удивило наличие в Париже 13 тысяч школяров и множества учебных заведений, которые содержались за счёт средств казны.

Покинув Париж, Раббан направился в Аквитанию, где в Бордо встретился с королём Англии Эдуардом I. Он вручил королю грамоту Аргун-хана и дары от католикоса. Как и французский монарх, Эдуард благосклонно отозвался о предложении «освободить» Святую землю: «Мы, короли этих городов, приняли знак креста на наше тело, и нет у нас мысли, кроме этого дела».

По возвращении Саумы в Рим кардиналы наконец избрали папу. Им стал Николай IV, принявший посла благосклонно и дозволивший причаститься Святых Тайн. Папа даже не хотел отпускать полюбившегося ему посланника, но Саума заметил, что не вправе распоряжаться своим местонахождением, ибо прибыл по приказу ильхана и католикоса и должен привезти им ответ. Тогда папа отдал для католикоса свою золотую тиару, перстень и ризы, а для Аргун-хана — другие дары.

В 1288 году Раббан Саума через море вернулся в Багдад.

Свои впечатления о посещении западного мира путешественник описал в своей книге. После возвращения Раббан Саума стал настоятелем церкви в городе Мераге, где и скончался в 1294 году в возрасте 74 лет.

Алексей АНИКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая










Сообщество в G+