История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Летописец русов

Еще в X веке земли в долине Волги посетил арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, оставивший подробные записки о земле огузов, башкир, булгар и русов.

В 895 году правителем Волжской Булгарии - государства в бассейне нижней Камы и Волги - стал хан Алмуш. Царство досталось ему в плачевном состоянии, и главной проблемой была вассальная зависимость от Хазарского каганата. Булгары были вынуждены платить огромную дань мехами.

Учитывая, что хазарская элита исповедовала иудаизм, дальновидный Алмуш решил искать помощи у мусульманских правителей. Для этого в начале X века он принял ислам под именем Джафар ибн Абдаллах. А вскоре примеру правителя последовали и его подданные. Что не могло не вызвать неудовольствия хазар. Их царь Аарон II потребовал от Алмуша прислать к нему сына в качестве заложника, а дочерей - как наложниц в гарем. В противном случае хазары грозили пойти войной на булгар.

Посольство из халифата

В таких условиях Алмуш был обречен искать помощи на стороне. Потому в 921 году он послал в Багдад к халифу Аль-Муктадиру своего посла! Арабы приняли его с почетом, так как были заинтересованы в продвижении ислама на запад. Через него Алмуш просил халифа прислать в Булгарию мусульманских наставников и строителей мечети, а также пожертвовать 4 тысячи динаров на строительство военной крепости.

Поразмыслив, Аль-Муктадир решил пойти навстречу булгарам и отправил в далекую страну посольство. 21 июня 921 года трехтысячный караван под начальством Сусана ар-Раси выступил из Багдада. Заместителем ар-Раси был старший писец Ахмад ибн Фадлан. В его задачи входило чтение посланий халифа к правителям иных земель, подношение подарков, наблюдение за факихом (законоведом) и муаллимом (учителем), которые были в составе посольства.

Поначалу путь каравана лежал через персидские города Рей и Нишапур. Затем он направился в Бухару, а оттуда - назад к Амударье и вниз по течению до Кята, столицы Хорезмского царства. На зимовку караван остановился в Старом Ургенче, а 4 марта 922 года продолжил движение на север, к берегам Волги.

Однако на дальнейшие приключения решились не все. Во время зимовки местные жители рассказали арабам о жестоких нравах племен, живших на севере. В итоге факих и муаллим покинули посольство, испугавшись смерти в «стране огузов». Тем не менее остальная часть каравана продолжила путь. Теперь посольство халифа фактически возглавил тот самый писец - Ахмад ибн Фадлан.

Алмуш - царь славян

Хан Алмуш и ибн Фадлан

Совершив переход через пустыню Устюрт, 20 марта 922 года караван пришел в «страну огузов», на западе современного Казахстана. Военачальник огузов Этрек, принявший дары от халифа, милостиво принял ибн Фадлана, но к предложению принять ислам отнесся настороженно. Этрек сказал, что должен подумать, и даст свой ответ халифу, когда делегация ибн Фадлана будет проезжать обратно.

Арабский писец тогда еще не знал, что, собрав совещание среди знати, Этрек всерьез раздумывал над выдвинутыми там предложениями: разрезать каждого араба пополам; ограбить и продать их в рабство; пленить и передать хазарам в обмен на пленных огузов. К счастью, среди огузов нашлись порядочные люди, посоветовавшие ибн Фадлану убираться как можно скорее. Что он, попрощавшись с Этреком, и сделал.

Впрочем, дальнейший путь также был опасен, ибо пролегал через страну враждебно настроенных башкир. Но судьба хранила караван, и 12 мая 922 года он благополучно прибыл в государство булгар. Интересно, что сам ибн Фадлан называл Алмуша «царем ас-сакалиба», то есть «царем славян», что говорит о размытости термина «славяне» у восточных летописцев.

Как позднее написал араб в своей «Рисале» («Записке»), власть царя в Булгарии была беспредельна. Все от «мала до велика», включая его сыновей и братьев, должны были снять шапку и принять почтительную позу перед правителем, сидевшим на троне, покрытом византийской парчой. Ближе всех к Алмушу располагались князья, четверо из которых постоянно «находились у него под рукой».

Приняв с почетом миссию халифа, Алмуш с нетерпением ждал оглашения послания Аль-Муктадира. Для этого момента арабы развернули в зале два привезенных знамени и украсили лошадь, присланную халифом в подарок Алмушу. Сам же царь облачился в савад - черную одежду высших сановников двора, а на голову водрузил чалму.

В обстановке торжественности ибн Фадлан зачитал письмо халифа, а Алмуш выслушал его стоя. «Переводчик не переставая переводил письмо слово в слово. Когда же мы закончили чтение, они дружно воскликнули "Велик Аллах!" таким криком, от которого задрожала земля», - пишет в «Рисале» ибн Фадлан. Этим актом Булгария официально возвела ислам в статус государственной религии и стала частью мусульманского мира.

Впрочем, дела духовные - это хорошо, но Алмуш не забывал о своей конечной цели — военной помощи от халифа. Через три дня он вызвал к себе ибн Фадлана и потребовал обещанные 4 тысячи динаров на строительство крепости. Таких денег у багдадского посла не было. Сказать, что Алмуш был разочарован, - не сказать ничего. В его глазах авторитет халифа пал весьма низко.

Впрочем, царь булгар не опустился до низкой мести и позволил ибн Фадлану и его людям пожить некоторое время в его царстве. В результате посол собрал довольно обширные сведения и жизни, нравах и обычаях не только булгар, но и приезжавших к ним для торговли иных народов.

Чужие нравы

Об устройстве булгарского царства ибн Фадлан написал не одну страницу. В частности, он писал, что царь ас-сакалиба получал подать с каждого дома - шкуру соболя. Кроме того, Алмуш имел обязательные подношения с каждого свадебного пиршества, десятую часть привозимых товаров и часть добычи военного отряда, в походе которого он лично не участвовал.

Куда интереснее выглядят заметки арабского писца, касающиеся приехавших в Волжскую Булгарию кораблей викингов (русов). Причем эти гости с одинаковой степенью достоверности могли быть предками как современных скандинавов, так и северных славян.

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл, - писал ибн Фадлан. - Я не видал людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом... И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них русов до его шеи имеется собрание деревьев, изображений и тому подобного».

Не меньше ученого араба поразили и женщины северных гостей: «А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота в соответствии с количеством денег ее мужа. И у каждого кольца - коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди».

Однако не все в викингах понравилось ибн Фадлану. В частности, он остался в ужасе от их отношения к гигиене: «Они грязнейшие из творений Аллаха. Они не очищаются ни от экскрементов, ни от урины, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они, как блуждающие ослы». Учитывая, что уже в те времена правоверные ежедневно совершали пятиразовые гигиенические процедуры перед намазом, араб имел моральное право на недовольство от увиденного.

Кроме того, ибн Фадлан оставил множество описаний обычаев и обрядов викингов. В частности, он написал, что северяне хоронят умерших, погрузив труп на ладью и пустив ее в плаванье, предварительно предав огню. А заболевших соплеменников викинги оставляли в одиночестве в палатке, снабдив пищей и водой. Таким образом они предотвращали развитие эпидемий.

В Багдад посольство ибн Фадлана вернулось весной 923 года. По возвращении писец и написал свою знаменитую «Рисале», описывающую быт и нравы иноземных народов. Правда, его правдивые описания не могли конкурировать с выдумками писцов из других экспедиций. Например, они писали о муравье на железной цепи, о черепе рыбы, внутрь которого автор заходил через глаз, и так далее. Но спустя столетия именно эта правдивость и стала той изюминкой, что сделала «Рисале» историческим и культурным памятником, а не просто древней небылицей.

Алексей АНИКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая












Интересные сайты: