История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Ложь, оказавшаяся правдой

Для обычного средневекового европейца неведомые земли начинались сразу за рекой Неман. Туда отправлялись только завоевательные походы или дипломатические миссии. А у христианских проповедников была ещё одна цель — спасти души «восточных язычников».

В Средние века европейцы считали, что на востоке от них лежит бескрайняя и дикая страна Тартария. В 13-м веке из недр этой Тартарии вдруг явились узкоглазые дикари, которых европейцы считали библейскими народами Гог и Магог. Люди верили, что они вышли прямо из земных недр, где сидели взаперти едва ли не со дня сотворения.

Однако миссионеры не оставляли надежд приобщить дикарей к цивилизации, то есть к христианству. И отправлялись с благословения папы на край земли — на восток, в столицу дикарей Каракорум. Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Гильом де Рубрук совершили такие странствия в 13-м веке. А в самом начале 14-го столетия предпринял попытку достичь Китая и Тибета Одорико Фриульский, францисканский монах из итальянского городка Порденоне.

На помощь собрату

Об Одорике (или Одорико) известно немногое. Его родителями были выходцы из Богемии, осевшие в городке Порденоне на севере Италии. Неизвестен даже точный год его рождения. Самым достоверным считается 1286-й.

Юношей Одорико принял постриг в монастыре францисканцев в Удине.

Как все монахи ордена, он мечтал нести христианство диким народам. После первых успешных, но недолгих странствий по землям империи монголов пришла пора основывать миссии на Дальнем Востоке.

Удачный опыт к тому времени уже имелся. Францисканскому миссионеру фра Джованни из Монтекорвино удалось не только закрепиться в Китае, но и стать архиепископом Пекинским. Примерно тогда, когда Одорико только появился на свет, фра Джованни был отправлен в Китай вместе с доминиканцем Николасом из Пистойи и купцом Пьетро ди Лукалонго. В 1294 году, потеряв в пути Николаса, умершего от лихорадки, путешественники достигли Ханбалыка (так тогда назывался Пекин).

В 1299 году фра Джованни построил в китайской столице первый католический храм, а в 1305 году — ещё один. Неутомимый миссионер перевёл на китайский язык Новый Завет и Псалтырь, а также обучил греческому и латыни выкупленных из рабства местных мальчиков, которые теперь пели во время богослужений латинские псалмы. О своих успехах фра Джованни докладывал лично папе. И папа был в восторге. Даже отправил в Китай на помощь своему миссионеру францисканских епископов. В 1316 году туда был послан и каноник Одорико. Путешествие Одорика из Порденоне длилось около 15 лет.

Дурная слава

Одорико был человеком любознательным и наблюдательным. Однако не вёл никаких записей. О том, что он видел во время странствий, монах рассказал, только вернувшись на родину. Свои воспоминания он надиктовывал, будучи тяжело больным. Старался быть точным, но нередко терял нить повествования. Да и человек, который записывал этот рассказ, был простым монахом, не разбиравшимся ни в естественных науках, ни в географии. Вполне возможно, что этот писец, которого звали Гильельмо из Соланьи, местами исказил или приукрасил текст Одорика.

Трактат был назван «Восточных земель мира описание». Но широко стал известен под другим названием — «О чудесах мира». Современники это описание восточных земель приняли скептически. В научных кругах считалось, что большая часть рассказов о необычных обычаях и животных автором просто придумана. Хотя францисканские монахи как могли защищали труд своего соратника, книгу относили скорее к развлекательной, чем к серьёзной литературе.

Некоторые скептики даже утверждали, что Одорико вообще не путешествовал, а придумал свой Восток, сидя в монастыре. Бедный путешественник, надиктовав свои воспоминания, так и не оправился от болезни. Он умер в начале 1331 года, а споры, был он или не был на Востоке, тянулись ещё чуть ли не целый век. Потом и споры утихли, и книга забылась.

И вдруг рассказ Одорика обрёл новую популярность. «Благодарить» нужно французского дворянина Жана де Бургоня, который использовал записки Одорика для сочинения собственного произведения. Сам Бургонь никогда не был на Востоке, но смело дополнил книгу Одорика многочисленными фантастическими подробностями. А потом издал этот опус под именем английского рыцаря Джона Мандевиля. «Приключения сэра Джона Мандевиля» имели колоссальный успех. Правда, весьма специфического свойства. Бургонь, он же Мандевиль, расцветил свой труд самыми невероятными байками. Учёные мужи вдруг припомнили, что нечто похожее уже читали. И бедный Одорико, из-за связи с «сэром Мандевилем», был надолго зачислен в разряд лжецов. Только спустя несколько веков доброе имя францисканского монаха было восстановлено.

По суше и по морю

Гробница блаженного Одорика

Одорико отправился в Китай, но его путь туда, если нанести маршрут на карту, окажется невероятно извилистым. Судите сами. Путь на восток начался для Одорика в Венеции. Затем из Константинополя в 1316 году или годом позже он отправился в Трабзон. Далее он должен был пересечь по суше огромную территорию от Ирана до Индийского океана. Это был настолько запутанный маршрут, что сегодня историки не решаются сказать с уверенностью, как именно двигался Одорико. Известно, что из Трабзона он попал в Тебриз, прошёл Султанию, достиг Кашана и Йезда. Но затем неожиданно вновь повернул на запад и оказался в Багдаде. Из Багдада добрался до побережья и переправился на остров Ормуз. В 1321 году задержался в индийской Тхане, неподалёку от современного Мумбаи. Там он выкопал кости христианских мучеников — трёх итальянцев и грузина, убитых одним из местных правителей, и забрал их с собой. Из Тханы Одорико отправился в Малабар, исследовал все побережье и переправился на Цейлон, с Цейлона — в Майлапур, чтобы посетить гробницу святого Фомы. Из Майлапура — на Суматру. Прошёл по всей северной стороне Малаккского пролива, посетил Андаманские и Никобарские острова, Яву, Тьямпу, Калимантан, и оттуда на корабле достиг Гуанчжоу. Вот такая вот интересная дорога в Китай.

В самом Китае он находился с 1324 по 1328 год. Побывал в Нанкине, Фучжоу, Ханчжоу, Цюаньчжоу, Янчжоу. В Сямыне основал два монастыря и похоронил кости мучеников, которые привёз из индийской земли. Добрался до Ханбалыка, где встретился с пекинским епископом фра Джованни, который был уже стар и немощен. Фра Джованни принял путешественника очень тепло и всячески ему покровительствовал.

Путь домой Одорико выбрал тоже странный. Возвращался он через Тибет, став, таким образом, первым европейцем, посетившим эти земли. Далее он следовал караванными тропами Великого шёлкового пути — через перевалы Тянь-Шаня, Среднюю Азию, Хорасан, и в конце концов в 1330 году добрался до Падуи. Он надеялся немного передохнуть, добиться встречи с папой и испросить разрешения отправиться в новое странствие с полусотней францисканских» монахов. Но папа пребывал в Авиньоне, а сил у Одорика не было. Так и не осуществив мечты, он здесь и умер.

Скрытая истина

И современники, и читатели последующих веков обвиняли Одорика во множестве фантазий. Китаянки подвергаются мучительному обряду бинтования ног, рассказывал он и описывал, как они это делают. Никто не верил. В стране Ламори, говорил путешественник, вся земля общая и все женщины тоже общие. Над ним потешались. В Самудре, объяснял Одорико, живут люди с пёстрыми лицами. Читатели повизгивали от смеха. Он рассказывал, что на Цейлоне водится птица с двумя головами; что в Китае люди ловят рыбу при помощи бакланов (и объяснял, как именно); что китайцы отращивают ноготь на мизинце длиной с руку. Читатели хохотали до слёз.

А ведь все эти сведения были абсолютно правдивыми. И китайские женщины подвергались страшному обычаю, калечившему им ноги. И вельможи носили ногти чудовищной длины. И бакланов использовали вместо сетей. И суматранские племена, жившие ещё в каменном веке, раскрашивали и татуировали себе лица, сообща владели землёй и женщинами. Даже двухголовая птица не была вымыслом — просто за вторую голову Одорико принял огромный нарост на клюве вполне реального калао. Всё это установили уже много позднее, после тщательного анализа его рассказов. Были, конечно, и недостоверные сведения. Их доверчивый монах почерпнул, скорее всего, из чужих, рассказов. А может быть, их вставил Гильельмо из Соланьи. Ведь для Гильельмо античные байки о людях с пёсьими головами были неоспоримыми фактами…

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая