История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Летающая домохозяйка

Так называла себя американская лётчица Джерри (Джеральдина) Мок. Она стала первой женщиной, которая в одиночку совершила кругосветное путешествие на одномоторном самолёте «Сессна». Произошло это в 1964 году. Полёт продолжался 29 дней. Позади остались Атлантический океан, Африка, Азия и Тихий океан — всего 36790 километров пути.

Неженские увлечения

Джерри (Джеральдина) Мок

Джерри Мок было 38 лет. В кругосветку её с ободряющими улыбками провожали муж и трое детей. Они знали, что их жена и мать всегда отличалась неженским поведением. В детстве ей больше всего нравилось играть в индейцев и ковбоев, а не заниматься вязанием и вышиванием. В старших классах она окончила предполётные технические курсы, на которых была единственной девушкой, а в университете изучала авиационную технику. Потом Джерри некоторое время работала директором местного аэропорта.

У её семьи был четырёхместный самолёт «Сессна», на котором Джерри тоже летала. Уже на лётных курсах она показала себя прирождённым пилотом. Всего после нескольких уроков её отправили в полёт без инструктора. В воздухе Джеральдине пришлось отказаться от каблуков, но она не поменяла юбку на более удобные в самолёте брюки, потому что «женщины этого бы не поняли». Получив лицензию, как лётчица она не ограничивалась территорией штата Огайо, где жила, а выбирала маршруты в Канаду, Мексику, на Багамские острова.

Идея облететь земной шар возникла однажды вечером за ужином при свечах. Тогда ей пришлось отказаться от работы директором аэропорта, и она пожаловалась мужу, как скучно сидеть дома.

— Так садись в самолёт и лети вокруг света, — легкомысленно пошутил супруг, и услышал совершенно серьёзный ответ:

— Хорошо. Я полечу.

К взлёту готова

Джерри Мок могла отправиться в кругосветку только на семейной «Сессне». На этом самом массовом в истории авиации самолёте супруги Мок летали уже 11 лет. Пятна не заводской краски показывали, где были повреждения и появлялась ржавчина. Машина доказала свою надёжность, но для полёта вокруг всего земного шара не годилась. В ней пришлось многое переделать.

Прежде всего Джерри поставила новый двигатель. В салоне вместо трёх пассажирских кресел появились дополнительные топливные баки. Пришлось купить новые навигационные приборы и радиопередатчик дальнего радиуса действия. Для полётов над океаном понадобились специальные аварийно-спасательные средства. Оплачивать расходы частично удавалось благодаря городской газете The Columbus Dispatch. Редакция выделила 10000 долларов в счёт будущих гонораров за оперативные репортажи самой Джерри о полёте.

Тогда же в газете появилась и первая статья о предстоящем путешествии со словами женщины о том, будто летать на самолёте не труднее, чем водить автомобиль. Корреспондент удивился тому, как мало одежды она собирается взять с собой в дальний путь. Национальная ассоциация воздухоплавания предоставила необходимые аэронавигационные карты других стран. Военные лётчики помогли «этой сумасшедшей» составить план посадок и надавали немало полезных советов.

Мок самой пришлось обойти в Вашингтоне посольства всех стран на маршруте, чтобы получить разрешения на полёты над ними и посадки. Благодаря этим встречам её нигде не приняли за шпионку, что в некоторых странах было возможно.

Самолёт получил имя «Дух Колумбуса» и прозвище «Чарли». Свекровь согласилась посидеть с сыновьями и трёхлетней дочерью, пока их мать будет летать.

За два дня до вылета Джерри Мок узнала, что в Калифорнии на двухмоторном самолёте отправилась в кругосветное путешествие её соперница, тоже в прошлом девочка-сорванец, Джоан Мерриам Смит.

Она научилась летать раньше, чем водить автомобиль. Смит выбрала маршрут вдоль экватора. Мерриам предстоял путь примерно на шесть тысяч километров длиннее, чем Мок, но её самолёт и летал быстрее. Потом обе лётчицы утверждали, что они не были соперницами, однако этот тот случай, когда женщинам можно справедливо не верить на слово. Ни много ни мало, им предстояло выяснить, кто станет первой женщиной, которая в одиночку облетит весь мир.

Бермудский треугольник

Утром 19 марта Джерри Мок вылетела на своей «Сессне» из Колумбуса в район Бермудского треугольника. Местом первой посадки был выбран верхний угол таинственного района — Бермудские острова. Своё название эта аномальная зона получила всего за месяц до вылета Джерри Мок, когда американский журнал по спиритизму опубликовал статью «Смертоносный бермудский треугольник».

Неприятности начались сразу. Над морем, когда понадобилось радио, оказалось, что оно не работает. Нужно было или лететь ещё тысячу километров без связи в предштормовой обстановке, или возвращаться. Джерри полетела дальше по компасу и картам без надежды на помощь с земли. При посадке на остров подвели тормоза, но аварии удалось избежать. Первая стоянка оказалась самой долгой за все путешествие. Из-за штормовой погоды Джерри Мок просидела на острове целую неделю. Когда она взлетела, не дождавшись благоприятной погоды, обледенение самолёта едва не привело к беде. Тут ей вспомнились шутливые слова инструктора о том, что если мотор откажет над океаном, то придётся приземляться на воду. А что ещё остаётся?

Дальше путешествие проходило в жёстком режиме: в среднем 17 часов полёта, пять часов сна, два-три часа на уход за самолётом, пограничные формальности и репортаж для The Columbus Dispatch. Мок обещала газете на каждой остановке отправлять сообщения о себе. Однако часто почты или не было, или она оказывалась закрытой, поэтому муж в Колумбусе сам писал заметки для газеты от имени Джерри после разговоров с ней по телефону. Каждый раз он сообщал жене о полёте соперницы и требовал не рассиживаться, а быстрее лететь дальше. В Африке маршрут пролегал через Марокко, Алжир, Тунис, Ливию, где самой большой неприятностью было задымление в, кабине, и Египет. Под Каиром Джерри по ошибке села на военный аэродром. Военные были крайне удивлены, увидев в кабине женщину. В гражданском аэропорту тоже сначала не поверили, что сама Джерри Мок — пилот, а не пассажир, и требовали предъявить билет, чтобы поставить визу. Во время этой посадки у неё нашлось время, чтобы осуществить давнюю мечту и проехать на верблюде у пирамид и вокруг Сфинкса.

В небе Азии

В Саудовской Аравии история повторилась. Джерри Мок оказалась первой женщиной, которая самостоятельно прилетела туда на самолёте. Военные и служащие аэропорта не могли поверить в такое и даже обыскали самолёт в поисках пилота-мужчины. Джерри Мок старалась нигде не терять времени. Несмотря на энергию и желание увидеть по пути как можно больше, лётчица на осмотр достопримечательностей отводила только ночи. Днём это было возможно только во время нелетной погоды и ремонта. Так повезло во время пяти посадок из двадцати. На других Джерри видела только отели и гостиничные номера. Находясь в Дели, где погодно-технические обстоятельства не позволили сразу лететь дальше, она смогла даже выбраться в Шри-Ланку, где женщине больше всего запомнились слоны.

Темп гонки нарастал. Столицу Таиланда Бангкок Джерри видела только ночью, на Гуаме запомнила короткую радостную встречу в аэропорту, на Гавайских островах даже издалека не полюбовалась пляжами. Теперь оставалось преодолеть последний участок пути над Тихим океаном. Перелёт до Калифорнии прошёл без происшествий, и Джерри благополучно приземлилась в Окленде, откуда начала своё путешествие её соперница Джоан. Сама Смит посадила там свой самолёт только через три недели. В пути ей пришлось труднее, чем Джерри. Всю дорогу Джоан преследовали технические неисправности и нелётная погода.

Снова дома

В аэропорту Колумбуса Джерри Мок встречали более пяти тысяч человек. Все знали, что за месяц она установила семь женских лётных мировых рекордов. Больше всего говорили и писали о трёх главных: Джерри стала первой женщиной, которая совершила на самолёте кругосветное путешествие, пересекла два океана на одномоторном самолёте и побила рекорд скорости для супердлительных полётов. Джерри Мок получила множество наград, одну из которых уже 4 мая ей вручил президент.

Самый впечатляющий подарок Джерри преподнёс знакомый военный лётчик. Он пригласил её в полёт на сверхзвуковом истребителе, и она стала одной из первых женщин, преодолевших звуковой барьер. В воздухе лётчик на несколько мгновений даже передал ей управление самолётом. Их истребитель превысил скорость звука в 1,7 раза.

— Я не хотела возвращаться на землю, — говорила потом Мок.

На своём самолёте «Дух Колумбуса» она больше не летала. Компания-производитель подарила ей новую модель «Сессны». «Чарли» занял место в самой большой в мире коллекции исторических самолётов и космических аппаратов в Национальном музее авиации и космонавтики. Имя «Чарли» Джерри Мок включила в название своей книги. Мок продолжала летать и ставить рекорды до 1969 года. Всего за свою не очень долгую лётную жизнь она установила 21 рекорд по скорости и дальности полётов.

О своём главном полёте Джерри вспоминала без громких слов. Популярность не доставляла ей большого удовольствия.

— Человеку, который способен долго в одиночестве вести самолёт, не нравится все время быть в окружении людей, — говорила Джерри. — Иногда мне хочется улететь на какой-нибудь остров, где нет телевидения и телефонов.

Виктор ГОРБАЧЁВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая