История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Очарованный странник

О цивилизации майя написано немало научных, эзотерических и литературных трудов. Этот народ, живший на полуострове Юкатан, обладал письменностью, имел обширные знания по математике и астрономии, умел строить грандиозные сооружения.

В начале 19-го века в Европе о майя знали лишь специалисты. Так бы продолжалось и дальше, если бы изображения памятников майя не представил публике художник-авантюрист Жан-Фредерик де Вальдек.

По всему свету

Жан-Фредерик де Вальдек

По словам Вальдека, он родился 16 марта 1766 года в Париже. Впрочем, иногда он признавался, что это была Вена или Прага. С последним местом согласен и исследователь его творчества Ми-лослав Стингл, считающий, что Жан-Фредерик был чехом-простолюдином, в юности оказавшимся во Франции.

В возрасте примерно 20 лет Вальдек попал в экспедицию французского орнитолога Франсуа Левальяна и совершил путешествие через мыс Доброй Надежды в Южную Африку. Вернувшись в Париж, юноша решил стать художником и попал в ученики к известному живописцу, основоположнику французского классицизма Жаку-Луи Давиду. Насколько обучение у Давида оказалось продолжительным, судить трудно, но дальнейшие работы Жана-Фредерика вызывали одобрение даже у авторитетных профессионалов. Впрочем, несмотря на талант, рисование не могло прокормить молодого повесу, и он решил поступить добровольцем в армию революционных сил Франции.

Вальдек утверждал, что ему необычайно повезло служить под началом молодого Бонапарта. Именно под его командованием Жан-Фредерик принял участие в знаменитой осаде Тулона в 1793 году, ставшей трамплином для карьеры великого корсиканца. А в 1798 году в составе армии Наполеона Вальдек отправился в знаменитый Египетский поход. Местные пирамиды очаровали и поразили художника, но времени на их зарисовки у молодого солдата не нашлось.

После стремительного убытия Бонапарта из Египта его солдаты самостоятельно возвращались во Францию. Вальдек сделал это длинным обходным путём, по Африке. С тремя сослуживцами он покинул египетский город Асуан, пересёк Нубийскую пустыню и достиг острова Мадагаскар. Оттуда Вальдек, единственный выживший из четвёрки солдат, сумел морем добраться до Франции. Но долго усидеть на месте у него не вышло. На этот раз он отправился в путешествие по водам Индийского океана. Вернувшись в Париж, он продолжил занятия живописью. А в 1819 году вместе с отрядом отставного британского адмирала Томаса Кокрейна оказался в Чили. Там он помогал повстанцам добиться независимости от Испании. В тех краях Вальдек впервые открыл для себя мир археологии, предавшись раскопкам на развалинах пирамид в Гватемале.

На развалинах Паленке

В Лондоне, куда Вальдек перебрался после возвращения, его рисунки и описания древних памятников в Гватемале опубликовали в газетах. Лондонский книгоиздатель Генри Берсоуд решил, что француз является специалистом по майя, и нанял его для иллюстрации отчёта 1787 года, написанного испанским капитаном Антонио дель Рио. К слову, это был первый документ европейцев о цивилизации майя. Испанец дель Рио, хоть и был офицером, а не археологом, первым предпринял раскопки одной из столиц майя — города Паленке.

Вальдек отправился на место раскопок испанского капитана. Долгое путешествие за океан было пустяком по сравнению с путём по джунглям, в которых скрылся древний город. Добравшись до места, Вальдек увидел развалины древних зданий, спрятанных между гор густой сеткой зелёных ветвей. Насыщенный каменными сооружениями, город по неизвестным причинам был оставлен майя примерно в 9-м веке. А первые испанцы появились здесь лишь в начале 16-го века. Несмотря на угрозу быть пленённым или убитым индейцами, Вальдек провёл в окрестностях разрушенного города несколько месяцев, срисовывая с натуры его памятники. Но в Европу художник вернулся без сделанной им коллекции иллюстраций. Дело в том, что большая часть эскизов и тетрадей была утеряна при возвращении.

В 1825 году Вальдек, ради ещё одного посещения Американского континента, заключил контракт с английской компанией на работу в качестве… инженера-гидравлика. Место трудоустройства располагалось на серебряных рудниках — Тлальпухауа-де-Район в Центральной Мексике. Выполнив контрактные обязательства, Вальдек из Мехико вновь отправился в Чьяпас и на Юкатан, где составил подробные описания городов майя — Паленке и Ушмаля. А по возвращении в Париж через пару лет правительство Франции заключило с ним договор на ещё одну экспедицию. На этот раз Вальдек получил грант в 2000 франков, на которые организовал новый поход в разрушенные города майя.

Сведения, добытые Вальдеком в экспедициях, особенно заинтересовали известного лондонского эзотерика — лорда Кингсборо. Последний был ярым последователем теории о том, что коренные жители Центральной Америки есть потомки тринадцатого колена Израилева, то есть евреи. В 1834 году лорд с целью доказательства своей теории нанял Вальдека для очередного путешествия в Мексику. В этот раз Вальдек подробно исследовал город Ушмаль — северо-западную столицу майя. Плодом экспедиции стала книга «Живописное и археологическое путешествие в провинции Юкатан (1834-1836)», изданная в Париже в 1838 году.

Ложка дёгтя

Однако всё было не так просто. Спустя годы историки и археологи выявили элементы фальсификации в его трудах. Стремясь угодить лорду Кингсборо, француз решил изобразить пирамиды майя похожими на египетские. В свою очередь, его книгу долгое время использовали как сугубо научный источник, и теория о связи 1 и египтян стала довольно популярной. А иллюстрации Вальдека определили лицо майянистики 19-го века.

Другим фанатиком теории о связи Древнего Египта и Америки был француз Брассёр де Бурбур. Много позднее, в 1866 году, поддавшись на его уговоры, 100-летний (!) Вальдек также фальшиво проиллюстрировал его книгу «Античные монументы Мексики». Его рисунки никак не могли соответствовать действительности. Так, «Пирамида волшебника» в Ушмале была стилизована под египетскую, а на ряде рельефов зданий в Паленке просматривались изображения слонов, которых никогда не было на Юкатане. Также Вальдек идеализировал изображение местного населения. Вероятно, Вальдек в угоду сложившемуся мнению отбросил реальные изображения в пользу «лубочных картинок» о детях природы, живших по ту сторону океана. Хотя за те 20 лет, пока продолжались его экспедиции на Юкатане, он, несомненно, стал экспертом в этой области. Хотя в коллекции изображений, которые Вальдек сделал в Мексике, было и множество правдивых и оригинальных рисунков. В 1863 году после оценки коллекции экспертами правительство Франции выкупило эти рисунки, изображавшие не только архитектурные памятники, но и образцы флоры и фауны, увиденные художником на Юкатане.

Перешагнув столетний рубеж, Жан-Фредерик не оставил художественной деятельности. В 1869 году 103-летний старец выставил две свои работы о Мексике на выставке под названием «Досуг столетнего человека», а год спустя представил на суд публики картину «Руины провинции Зендалес». Скончался путешественник в возрасте 109 лет при весьма курьёзных обстоятельствах. В одном из парижских парков он засмотрелся на привлекательную барышню и был сбит несущимся экипажем. Достойный финал жизни неугомонного авантюриста.

Алексей МАРТОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая












Интересные сайты: