История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Пилигрим из Магриба

На уроках географии в школе всех нас знакомили со многими известными путешественниками не только Нового времени, но и Средневековья. Не обходили стороной и Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Абдаллаха аль-Лавати ат-Танджи ибн Баттуту, которого чаще называют просто Ибн Баттутой.

Будущий великий путешественник Ибн Баттута родился 25 февраля 1304 года в Танжере в Марокко (тогда этот североафриканский регион называли Магрибом). Его отец являлся уважаемым в городе человеком. Обычно пишут, что Ибн Баттута являлся арабским путешественником, хотя на самом деле предки его происходили из берберов. Об этом свидетельствует часть его имени «аль-Лавати» (лавата - это название одного из многочисленных берберских племен). Ибн Баттута закончил мусульманское учебное заведение, в котором изучалась юриспруденция. Ведь его отец, который являлся кади (мусульманским судьей) Танжера, хотел видеть сына своим преемником.

К священному городу

В июне 1325 года, когда юноше был 21 год, он решил совершить хадж в Мекку. Путь в священный город мусульман и обратно должен был занять 16 месяцев. Но волею судьбы его путешествие затянулось на долгие годы. За 29 лет Ибн Баттута преодолел около 75 тысяч миль и посетил огромное количество стран (территорию 44 современных государств), подавляющее большинство которых находилось под властью мусульманских правителей.

В Мекку будущий известный путешественник решил отправиться по суше. Как правило, он присоединялся к караванам, чтобы избежать опасностей, которые встречались в те времена на каждом шагу, особенно бандитов и разбойников. Он прошел через алжирские города, задержался на два месяца в Тунисе, где нашел себе невесту. Надо отметить тот факт, что на пути он женился не раз. Кроме того, имел множество любовниц и стал отцом нескольких детей.

Весной 1326 года Ибн Баттута достиг Александрии, где встретил двух набожных людей, которые, возможно, и повлияли на будущую жизнь марокканца. Один из них предсказал ему, что Ибн Баттута достигнет Индии, Китая и части современного Пакистана, а также попросил его передать приветы и наилучшие пожелания его братьям, которые жили в этих странах. Второй предсказатель истолковал один из снов Ибн Баттуты. Смысл его интерпретации тоже сводился к тому, что Ибн Баттута станет великим путешественником.

Египет тогда находился под властью мамлюков. Баттута не мог упустить шанс посетить Каир, где он провел около месяца. После тщательного знакомства с Каиром перед путешественником встал вопрос о том, каким путем дальше двигаться в Мекку - было три варианта. Он решил поплыть по Нилу, достигнуть города Айдхаб (который сейчас является спорной территорией между Суданом и Египтом), а потом выйти в Красное море. План не удался из-за местных восстаний. Ибн Баттуте пришлось вернуться в Каир, а оттуда отправиться в Дамаск.

Перед тем как добраться до Дамаска, путешественник посетил Хеврон, Иерусалим и Вифлеем. Дорога через них была безопасной, так как в священные города направлялись многие. Возможность быть ограбленным сводилась к нулю. В Дамаске Ибн Баттута провел Рамадан, священный месяц мусульман, а затем вместе с караваном отправился в Медину, второй по значимости священный город мусульман, где находится могила пророка Мухаммеда. После нескольких дней, проведенных там, он направился к своей главной цели - Мекке. Там он принял участие во всех обрядах, положенных паломнику.

Ханы, короли и султаны

Ибн Баттута

Вместо того чтобы после хаджа возвращаться в Марокко, Ибн Баттута решил продолжить свое знакомство с культурами и достопримечательностями разных стран. Он присоединился к пилигримам, возвращающимся из Мекки в Ирак. По пути они посетили Эн-Наджаф, где находится могила зятя и кузена Мухаммеда - четвертого праведного халифа Али. Следуя тяге к странствиям, Ибн-Баттута побывал во многих городах Ирака, включая главный порт страны - Басру.

В июне 1327-го он достиг Багдада, откуда двинулся в Тебриз, экономический и торговый центр Востока. Перед возвращением в Багдад Ибн Баттута проплыл по реке Тигр, посетил Мосул, Мардин и Джизре (современная Турция).

Между 1328 и 1330 годами Ибн Баттута вновь направился в Мекку. На этот раз он задержался там подольше, работая юристом. Примерно в 1330-м путешественник добрался до Йемена. Но это путешествие вряд ли получилось приятным - страна была раздираема бесконечными внутренними конфликтами. Зато в Йемене Ибн Баттуте удалось встретиться с королем из династии Расулидов.

На маленьком судне из Йемена марокканец добрался до Восточной Африки, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Ибн Баттута восхищался планировкой города Килвы (современная Танзания), удивлялся черному цвету кожи местных жителей, размеру города Могадишо, его богатствам и управленческой системе.

Вернувшись в Мекку, в 1332 году неугомонный путешественник отправился исследовать земли современной Турции. Посетив Аланью, Анталию, Эгридир и другие города, он был восхищен их красотой и гостеприимностью населяющих их людей.

Из Синопа Ибн Баттута поплыл в сторону современного Крымского полуострова, посетил Азов. А в мае 1334 года в местности Бишдаг (район современного Пятигорска) встретился с ханом Золотой Орды Узбеком, который радушно его принял. Ибн Баттута утверждал, что он посетил также Волжскую Булгарию, но современные историки в этом сомневаются. Зато точно известно, что Ибн Баттута был в Астрахани. Затем вызвался сопроводить одну из жен хана к отцу в Константинополь, и через месяц, успешно выполнив миссию, вернулся в Золотую Орду.

Следующей целью марокканца была Средняя Азия. Объехав множество городов, Ибн Баттута достиг Дели, где поступил на службу к Мухаммеду Туглаку, владыке Делийского султаната. В Индии путешественник задержался на восемь лет, работая кади и факихом (богословом-законоведом). А в 1342 году был отправлен в Китай в качестве посла.

Его дипломатическая карьера не заладилась с самого начала. По пути он был ограблен и отстал от каравана (правда, через несколько дней нагнал товарищей). Из-за того, что один из его кораблей затонул, а второй отплыл, не дождавшись путешественника, Ибн Баттута оставался долгое время в южной Индии. Направляясь в Китай, марокканец решил посетить Мальдивы, где провел целых 9 месяцев, так как его знания нашли широкое применение в государстве, которое совсем недавно перешло от буддизма к исламу. Он женился, навел порядок в управлении государством. Что ему не нравилось, так это то, что местные женщины ходили с неприкрытой грудью. Для правоверного мусульманина было шоком.

Честный враль?

Ибн Баттута утверждал, что в конце концов до Китая он все же добрался. Но это заявление заставляет историков усомниться в искренности марокканца. Его рассказы о Поднебесной довольно размыты и запутанны, а также слишком похожи на сведения из письменных источников того времени.

В 1350 году марокканец вернулся домой в Танжер, но через несколько дней решил отправиться в Аль-Андалус (ныне Андалусия, часть современной Испании), которая в то время принадлежала маврам. Король Кастилии и Леона Альфонсо XI собирался атаковать местных мусульман, и Ибн Баттута решил, что необходимо встать на защиту единоверцев. Правда, за время пути марокканца король умер от чумы, так что войны в этот раз не случилось. Поэтому Ибн Баттута решил просто попутешествовать по Пиренейскому полуострову.

Вернувшись из Испании в родную страну, он решил наконец-то исследовать и ее. А в 1352 году направился в Мали через Сахару. Пустыню Ибн Баттута преодолел без проблем, а в Мали побывал в самом богатом городе страны - Тимбукту.

В начале 1354-го он вернулся в Марокко, где по приказу султана рассказал о своих странствиях ученому Мухаммеду ибн Джузаю, который запечатлел в книге жизнь великого путешественника. В дальнейшем Ибн Баттута больше никуда не ездил, а, следуя заветам отца, работал судьей до своей смерти в 1368 или 1369 году.

К сожалению, нам не узнать, правда ли Ибн Баттута посетил все те страны, о которых написано в книге, или нет. Возможно, когда он вспоминал о своих путешествиях, то дополнял их рассказами предшествовавших ему путешественников, так как некоторые части книги слишком похожи на заметки других авторов. В любом случае, марокканец был первым человеком, который посетил такое большое количество стран, и благодаря его воспоминаниям мы можем представить, как выглядел мир в XIV веке.

Мария РЫЖИК



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая












Интересные сайты: