История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Секреты моряка

Королева Елизавета I была первой из британских монархов, кто уделял делу мореплавания огромное внимание. Моряки-исследователи елизаветинской эпохи сделали множество открытий, подарив Британии статус великой морской державы...

На время правления Елизаветы I приходится пик расцвета английских приватиров и исследователей. Предшественники королевы изредка нанимали зарубежных мореплавателей для исследований, фактически позабыв о необходимости военного флота. Именно потому, не имея конкурентов на море, Испания и Португалия прибрали к рукам самые выгодные морские пути и богатые колонии.

Именем королевы

Периодически английские монархи пытались улучшить свое положение. Однако они не могли сравняться с темпами стран Пиренейского полуострова. Не в силах решить эту проблему своими силами, монархи брали к себе на службу пиратов, которые своими внезапными нападениями на торговые и военные флотилии соперников вносили немалый вклад в казну Англии.

В то беззаботное время пиратство цвело по всему миру. Именно английские правители сумели не только свести к минимуму потери от пиратства, но и получать от этого выгоду. Они выдавали особо грозным корсарам лицензии на грабеж вражеских кораблей. Взамен бывшие пираты, теперь уже подданные короны, делились награбленным со своими патронами и получали иммунитет от судебного преследования.

Королева Елизавета I, осознав значимость морской торговли и не желая подчиняться господству испанцев, начала строить свой флот и привлекать на службу профессионалов морского дела. При протекции королевы приватиры изрядно досаждали испанцам, лишая их и кораблей, и товаров. Случалось и так, что какой-нибудь наемный пират в одном из своих далеких плаваний открывал новые земли для Ее Величества. В елизаветинскую эпоху гремели имена Френсиса Дрейка и Уолтера Рэли, чьи победы и открытия принесли каждому из них рыцарское звание и видное положение при дворе королевы. Однако были и другие мореплаватели, обделенные вниманием историков, но сделавшие не меньше этих двух заслуженных капитанов. Одним из таких был Джон Дейвис.

В поисках Северо-Западного прохода

Менее самоуверенный и более скромный, в отличии от Дрейка и Рэли, Дейвис не снискал себе громогласной славы.

Он мог бы пойти по стопам своих товарищей и вступить в ряды британской флотилии, чтобы воевать с испанской Армадой, но вместо этого предпочел помочь родине в другом - в поисках Северо-Западного прохода через Северный Ледовитый океан.

Джон Дейвис родился в 1543 году в графстве Девон, откуда вышли самые известные английские пираты, военно-морские деятели и путешественники - Дрейк и Рэли, вице-адмирал английского флота Гренвилл, лорд Артур Чичестер и первые колонизаторы Северной Америки братья Гилберт. Казалось бы, его судьба была предначертана. В детстве Джон обучился морскому делу самостоятельно, спускаясь по реке Дарт в пролив Ла-Манш. В молодости, о которой известно немного, Дейвис с помощью женитьбы породнился с родом графа Бата. После этого его приключенческая натура взяла свое, и Джон отправился на морские заработки, сперва в составе других экспедиций, после - в капитанском ранге.

Набравшись опыта в морских плаваниях и накопив денег, он вместе с одним из братьев Гилбертов - Адрианом - в 1579 году основал группу единомышленников для поиска пути в Индию через Северную Америку. Этот путь был необходим Англии для того, чтобы иметь возможность торговать с Индией напрямую, в обход испанцев и их торговых флотилий. Естественно, это желание было связано не только с патриотизмом - Дейвису и его соратникам была дарована монополия на торговлю с открытыми землями. А в случае, если они захотели бы основать колонию, мореплаватели имели все правительственные полномочия.

Дейвис, к тому моменту уже состоявшийся мореплаватель и профессиональный навигатор, понимал, что их шансы невелики. В 1583 году, после нескольких лет подготовки к плаванию, он подал прошение о том, чтобы казна спонсировала его плавание. Чтобы убедить королеву, красноречивому капитану потребовалось долгое время. И через два года, в 1585 году, королевский придворный секретарь Френсис Уолсингем даровал Дейвису право на исследовательское путешествие. Набрав команду, на двух кораблях - Sunshine и Moonshine - он отправился в плавание.

Неведомый маршрут

Поначалу путешествие должно было пройти по следам другого пирата и исследователя - сэра Мартина Фробишера. Маршрут пролегал через самую южную точку Гренландии и Баффинову Землю.

Но первая попытка вышла неудачной - после долгой борьбы против сильного западного ветра кораблям пришлось пристать к западным берегам Гренландии, в месте, которое сейчас называется заливом Дейвиса. Эта попытка, правда, не была провальной - Дейвису при помощи корабельного оркестра удалось подружиться с коренным гренландским населением и установить с ним торговые связи. Домой англичане отправились со шкурами морских котиков.

Дейвис полагал, что нашел начало Северо-Западного пути, и что он берет свое начало у берегов Гренландии. По его мнению, путь начинался от пролива между Гренландией и Баффиновой Землей. Для первого раза это был вполне достойный результат и, что немаловажно, повод вернуться еще раз.

В своем прошении на следующее путешествие Дейвис писал, что им найдено начало пути, что пролив судоходен и не покрывается льдом. Естественно, такие обещания заверили королеву в том, что скоро будет найден новый морской путь, - и она санкционировала второе путешествие.

В следующее путешествие Дейвис отправился на четырех кораблях по тому же маршруту. Однако, несмотря на то что он скрупулезно нанес всю местность на карту, ему не удалось найти начало пути.

Состав экспедиции разделился на две группы. Первая отправилась вдоль восточного побережья Гренландии, чтобы проплыть вокруг нее, вторая пошла на «штурм» пролива Дейвиса. В конце концов, и та и другая группа наткнулись на льды.

Чтобы не признавать эту экспедицию совсем провальной, Дейвис отправился к своим друзьям-инуитам, с которыми он установил контакты в первом плавании. Только в этот раз он прибыл к их берегам во время религиозной церемонии, чем ужасно разозлил хозяев. Разгневанные коренные жители напали на его небольшую флотилию и вынудили Дейвиса вернуться обратно в Англию.

Казалось бы, две попытки - и обе впустую! Но Джон никак не мог расстаться с желанием найти Северо-Западный морской путь. И он решил отправиться на поиски снова.

В третий раз Дейвис дошел до 72-й параллели и был вынужден развернуться из-за неблагоприятных ветров и плохой погоды. На тот момент Северо-Западный морской путь был недостижим ни для Дейвиса, ни для кого-либо другого - только через 300 с небольшим лет Руаль Амундсен станет первым, кому он покорится. Тем не менее Дейвис фактически побывал в том месте, где он начинался, - у пролива Ланкастер. Конечно же, он об этом не догадывался!

Неудачи в исследованиях вынудили Дейвиса обратиться к другой своей ипостаси - пирата и военного.

В 1588 году он командовал одним из кораблей в битве англичан против испанской Армады. После проигранного сражения Джон подался в свободное плавание, где грабил испанские суда. Однако тяга к неизведанному все равно взяла верх, и Дейвис вновь присоединился к исследовательской экспедиции. В одном из таких путешествий в 1592 году Джон после кораблекрушения, по одной из версий, открыл Фолклендские острова. После этих событий он объединился с Уолтером Рэли в его экспедициях на Азорские острова.

В 1601-1603 годах, с основанием Английской Ост-Индской компании, Джон Дейвис стал старшим лоцманом в ее первом торговом плавании. Одно из последующих путешествий закончилось для Дейвиса трагически: его убил пленный японский пират.

Дейвису, в отличие от его друзей Рэли и Дрейка, так и не дали рыцарское звание. Но это нисколько не умаляет его заслуг. Несмотря на то что путешествия Дейвиса не привели к желанной цели, он внес большой вклад в морское дело - и в картографии, и в области навигации. Его путешествия вдоль берегов Гренландии и Канады позволили европейцам вновь установить потерянный со времен викингов контакт с коренными гренландскими народностями.

Во время этих путешествий он также написал трактат «Секреты моряка», который стал настольной книгой многих мореплавателей того времени.

Егор КИРИЛЛОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая












Интересные сайты: