История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Плакаты Великой Отечественной войны

Слава победителям!


Пётр ГОЛУБЬ, Анатолий ЧЕРНОВ
1945 год



      Все плакаты      

Добавьте в коллекцию свой плакат


Плакаты, созданные в СССР в период с 1941 по 1945 год, — одно из самых ярких художественных явлений культуры XX века. Их убедительность и высокий патриотический пафос основывались на профессионализме советских художников-плакатистов, большом жизненном опыте и умении ясно говорить средствами графики. Сегодня, спустя многие десятилетия, военный плакат остался искусством острым, боевым и нестареющим.

Наблюдая историю плаката 1941-1945 годов, все больше понимаешь роль и место каждой работы в служении общему делу. Уже к началу войны художники были готовы направить свое «оружие» против фашистской Германии. Задачей художников-плакатистов в два предвоенных года было укрепление веры народа в могущество и непобедимость Красной Армии. Как и все граждане страны, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом.

С того самого момента, как стало известно о нападении фашистской Германии на СССР, художники-плакатисты обратились к теме войны. В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов 23 июня, был и лист В. Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат, выполненный методом фотомонтажа, призывал к созданию народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и всю страну, многонациональный советский народ. Лозунг плаката Корецкого явился пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. Тогда же, в июне, В. Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат с изображением матери, напутствующей красноармейца, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.

Знаковой работой, продемонстрировавшей чувство личной сопричастности к происходящим трагическим событиям, стал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Портретная индивидуальность героини в сочетании с условным красным цветом одежд, символизирующим знамя защитников Отечества, придала работе И. Тоидзе особую человечность и остроту.

Мастер политического плаката Н. Долгоруков открыл летопись войны сатирическими листами «Сметем с лица земли фашистских варваров!» и «Так было... Так будет!», которым проиллюстрировал выступление В. Молотова, напомнившего советскому народу о бесславном вторжении Наполеона в Россию и сопоставившего его конец с будущим финалом пути вероломного фюрера.

Художник Д. Моор использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР. Художник Л. Лисицкий создал замечательный плакат «Все для фронта! Все для победы!», который был отпечатан после смерти автора зимой 1941-1942 года.

Ответом на фашистскую агрессию стали работы А. Ситтаро, И. Серебряного, А. Полянского, Н. Виноградова и В. Николаева и других ленинградских авторов.

В июльские дни были напечатаны плакаты, которые призывали вспомнить боевые традиции недавних лет: сражений с фашистами в небе Испании и отражения нападения японских милитаристов на дальневосточных рубежах. Задачей плакатов было формирование у граждан и красноармейцев уверенности в превосходстве отечественной боевой техники и военного мастерства над оружием фашистских агрессоров. Героями плакатов стали летчики и танкисты, уже неоднократно показавшие себя в бою.

В июле 1941 года враг продолжал захватывать все большую территорию — война приобретала характер всенародного сопротивления. Героями плакатов В. Корецкого и В. Гицевич, И. Рабичева и других художников стали партизаны — «народные мстители».

Со всей очевидностью встала необходимость защиты неба от налетов вражеской авиации. Бои в воздухе с самолетами противника, первые тараны в небе над Москвой, полеты тяжелых бомбардировщиков через линию фронта и бомбежка Берлина стали темой плакатов художников А. Волошина, А. Лактионова и Н. Пилыцикова, Г. Нисского и В. Штраниха, П. Вандышева и Л. Торича. В условиях, когда Красная Армия потеряла и продолжала терять сотни боевых самолетов, поддержка самоотверженной борьбы героических летчиков, формирование у людей уверенности в сохранении воздушного паритета с противником становились главными задачами плаката. Борьбу с врагом вели не только войска противовоздушной обороны, но также и жители городов, защищающие свои дома от зажигательных бомб. Именно к ним были обращены многочисленные плакатные послания и инструкции.

Красная Армия в кровопролитных боях теряла большое число единиц боевой техники. Тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы стала весьма значимой для плакатов лета-осени 1941 года. Одним из шедевров начального этапа войны явился плакат В. Серова «Заменим!», воплотивший одну из главных идей народной войны: советские женщины-труженицы пришли на смену мужчинам-бойцам, ушедшим на фронт биться с врагом.

С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. Тогда же настоящим народным фольклором стал лозунг: «Болтун — находка для шпиона!». К поимке вражеских шпионов и диверсантов были привлечены все городские и сельские жители. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов («Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»).

Одной из важных задач тыла в июле-августе стала подготовка к уборке урожая. Забота об обеспечении страны продовольствием легла на плечи женщин-колхозниц и детей. Среди «мобилизующих» листов, посвященных труду хлеборобов, особенно выделялись плакат А. Ситтаро «Большевистской уборкой урожая по врагу».

Трудно переоценить роль бойцов народного ополчения в защите Москвы и Ленинграда от наступавших вражеских дивизий. Наиболее значительные работы, изображавшие защитников Отечества, были созданы летом 1941 года ленинградскими художниками В. Серовым и А. Ситтаро. В. Серов передал в плакате «Наше дело правое — победа будет за нами» решимость пожилого бойца-ойолченца защищать родной город от приближающегося врага. Художник максимально воссоздал конкретную обстановку военного времени, изобразив воина, направляющегося на фронт вместе с товарищами, на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов. А. Ситтаро в плакате «Вступайте в ряды народного ополчения!» использовал черную и красную краски, добившись необыкновенной выразительности лаконичного графического решения.

Самые суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к нашей столице. Московский художник Б. Мухин обратился к коммунистам и комсомольцам с призывом возглавить ряды защитников Москвы. Им же был исполнен плакат «Защитим родную Москву» — торжественная клятва московских ополченцев. В эти дни был создан еще один графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат художников Студии им. М.Б. Грекова Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Зимой 41-го года против захватчиков развернулась настоящая партизанская война. Одними из первых поддержали борьбу «народных мстителей» художники П. Горелый, А. Ситтаро, Т. Еремина.

Изображение страшного врага в карикатурном виде воодушевляло людей на борьбу не меньше, чем мобилизующие лозунги. Кровавое «лицо» гитлеризма, попирающего мораль и международное право, показал на своих плакатах В. Дени.

Взоры не одних только советских людей были прикованы к Москве — весь мир наблюдал за противостоянием могучей фашистской армады и воинов Красной Армии. К мщению за гибель детей призывал плакат А. Казанцева «Мщения! Фашизм — это голод, нищета и разорение», созданный ленинградским художником в октябре 1941 года. Вышел из печати лист Л. Лисицкого «Все для фронта! Все для победы!», созданный выдающимся мастером еще в первые дни войны.

С приходом сообщения о разгроме врага под Москвой в декабре 1941 года все мастера откликнулись на это событие плакатами. Разгром врага придал искусству военного плаката новые силы. Слова И. В. Сталина «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...», сказанные им на праздничном военном параде 7 ноября 1941 года, определили тематику серии работ, созданной в 1941 - 1942 годах В. Ивановым совместно с О. Буровой. Эти работы, напоминавшие воинам о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, принесли мастеру заслуженный успех и поставили его в число ведущих художников-плакатистов. Исторические параллели, которые демонстрировали плакаты, носили конкретный характер. Дмитрий Пожарский символизировал единение защитников Родины: бойцов, матросов и партизан. Михаил Кутузов напоминал о героическом сражении на Бородинском поле в 1812 году. Александр Суворов учил бойцов побеждать врага. «Иконный» образ Дмитрия Донского объявлял «священной» войну с иноземными поработителями. Самая важная задача была возложена на полководца Александра Невского, который был памятен по одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и исполнителю главной роли — Николаю Черкасову. Карающий меч русских воинов, разгромивших иноземных завоевателей в 1242 году, на плакате отождествлялся с шашками советских конников, разящих врагов, двигавшихся с танковыми колоннами по русской земле.

После победы под Москвой военные плакаты наполнила тема мести захватчику-врагу. Сдержанность, характерную для призывов первого года войны, сменяет резкость и откровение. Их лозунг — «Кровь за кровь. Смерть за смерть». Мстителями выступили партизаны и подпольщики, действия которых выходили за рамки дозволенного законами войны. Героизированный образ народного мстителя с плаката ленинградского художника А. Ситтаро бесспорно соответствовал таким реалиям. Тогда же в плакатные лозунги были допущены более доступные для понимания бойцов определения «немецкие оккупанты» и «немцы», что отождествлялось в листах 1942-1943 годов со словами «фашисты», «гитлеровцы» и «враги».

Плакаты художников блокадного Ленинграда, печатавшиеся ленинградским отделением издательства «Искусство» на местной полиграфической базе, распространялись, наряду с центральными московскими плакатами, в осажденном городе, в воинских частях и соединениях Ленинградского, Волховского, Северо-Западного и других фронтов, а также на базах и кораблях Балтийского Флота. Все они составили отдельную важную страницу борьбы с врагом.

События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда и «Волховская трагедия», приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, потребовали включения в плакат новых пропагандистских символов. Бойцы должны были побеждать врага, а не отступать под натиском противника. Самоотверженность тружеников тыла давала фронту все больше и больше оружия. На полях глубинных районов страны женщины вступили в «битву за урожай». «Трактор в поле — что танк в бою!» — провозгласил посевной плакат, исполненный В. Ивановым и О. Буровой.

В суровые месяцы 1942 года художники открыто показали трагедию мирных жителей на оккупированной территории. Женщины и дети обратились с плакатов к воинам с призывом: «Спасите нас!». Шедевром графического искусства стала работа В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанная в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Недаром художник Н. Жуков на листе «Бей насмерть!» поместил плакат Корецкого на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик. В. Корецкий не оставляет тему детей — жертв войны. Один за другим создаются плакаты «Смерть детоубийцам!» и «Боец, спаси меня от рабства!» — апофеоз выражения человеческой боли.

Науку ненависти преподали воинам плакаты В. Иванова, Д. Шмаринова, а также Л. Голованова — младшего товарища В. Корецкого по работе в мастерской исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца — и известного художника-портретиста Ф. Антонова, ставшего во время войны также и плакатистом.

Призыв «Ни шагу назад!» нашел образное воплощение в листах лета-осени 1942 года. В. Иванов в плакате «Каждый рубеж — решающий!» сумел лаконично необыкновенной выразительностью передать решимость защитников Кавказа драться с врагом до последней капли крови. Среди выдающихся плакатов 1942 года следует отметить и лист А. Кокорекина «За Родину!», прославлявший подвиг мужественного героя-краснофлотца Степана Ермоленко.

Октябрьский праздник 1942 года был отмечен громом сражений на берегах Волги. Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом нашими войсками были захвачены в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь. Горы черепов на плакате В. Дени и Н. Долгорукова «Сталинград» должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

После разгрома врага под Сталинградом от художников потребовалось создание жизнеутверждающих плакатов, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел.

Первым победным плакатом 1943 года стала работа В. Корецкого «Воину освободителю — слава!». Художник изобразил молодую женщину, радостно обнимающую мужественного бойца, перешагнувшего через труп поверженного врага.

В январе 1943 года в Германии была объявлена «тотальная мобилизация». Военная машина Третьего Рейха еще не была окончательно сломлена. Художники обратились к бойцам с «ударными» плакатными посланиями о том, как надо бить врага. И. Тоидзе изобразил боевого командира, присягающего гвардейскому знамени; В. Корецкий создал серию работ «Бей так...», в которых представил победителей сражений — снайпера, артиллеристов и летчика. Солдат-бронебойщик и истребитель танков стали героями плакатов А. Кокорекина и Н. Жукова.

Введение гитлеровским командованием обязательной трудовой повинности для жителей оккупированных районов и массовый угон женщин и детей на работу в Германию потребовали создания плакатов особой патриотической направленности. С графических листов, как и в 42-м году, женщины и дети обратились к воинам с просьбой о скорейшем освобождении. Бесспорным шедевром стал плакат Н. Жукова и В. Климашина «Боец, Украина ждет тебя!», где истерзанную родную землю символизировала замученная врагами женщина, привязанная к столбу с иноземной надписью «Kiew». Не менее выразительны в своем трагизме девочка на плакате А. Казанцева «Освободи!» и героиня плаката В. Иванова «Мсти за горе народа!». Вновь в плакатах зазвучала тема мести «немцу» за полученные унижения.

Нечеловеческое напряжение сил страны в условиях военного противостояния 1943 года требовало особой всенародной поддержки Красной Армии. Легендарные русские богатыри вдохновляли воинов на плакатах И. Тоидзе, Д. Шмаринова и В. Иванова.

С освобождением Харькова начался победный путь советских войск по украинской земле. Наиболее запоминающийся образ русского солдата был создан В. Ивановым в плакате «Пьем воду родного Днепра...». Творчество этого мастера ярко проявилось в других листах 1943 года: «На запад!» и «Ты вернул нам жизнь!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

Советские войска двигались на запад, освобождая города и села. Впервые с плаката «Восстановим!» известного живописца А. Пластова пожилой колхозник призвал соотечественников побыстрее залечить раны войны. Тема самоотверженного труда для фронта зазвучала в работах А. Кокорекина и И. Тоидзе. Художник Л. Голованов поместил в центре плаката девчушку, которая обращалась к бойцу с вопросом: «Мой папа герой! А ты?».

Быстрота развития событий на фронтах Великой Отечественной войны вызывала оптимизм у художников. Эту уверенность в предстоящем разгроме врага мастерски передали фотомонтажная композиция В. Корецкого «Боец, родина ждет этого дня!». Плакаты Д. Моора, В. Климашина, В. Дени и других художников призывали бойцов: «Добить фашистского зверя!».

Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады нашли отражение в плакатных работах московских и ленинградских художников.

Но до окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году перед художниками была поставлена задача показать необратимость движения Красной Армии на запад. Уверенность в победе передавала улыбка на лицах бойцов, изображенных на плакатах В. Корецкого «Поработал на славу!» и Л. Голованова. Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать самый запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу этого знаменитого листа.

Весной 1944 года ленинградцы приступили к восстановлению родного города, окончательно освобожденного в январе от вражеской блокады. В. Серов подарил городу на Неве один из своих замечательных графических шедевров — плакат «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!».

Изображение на плакатах пограничного столба с надписью «СССР» органично подчеркнуло начало нового этапа войны: освобождения стран Восточной Европы от фашистских оккупантов. От самой границы поздравляли с Первомаем тружеников тыла два героя-воина: боец и матрос (плакат В. Иванова «Героям труда — наш боевой привет!»). Солнечные лучи озарили родную страну на плакате Н. Кочергина «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!».

Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А. Кокорекин. Работы художника готовили советский народ к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю — всенародная любовь!»). Тогда же в плакате впервые начала широко пропагандироваться тема совместной борьбы с врагом стран антигитлеровской коалиции (плакаты А. Кокорекина «Так будет с фашистским зверем!», «С Новым годом, ребята!»).

Темой грядущей победы пронизан плакат В. Дени, который в своей сатирической манере «поздравил с праздником» Гитлера, слушающего залпы ноябрьского салюта в своем логове.

В конце 1944 - начале 1945 года актуальной для плаката становилась тема репатриации. После освобождения,государств Европы наша страна обратилась к соотечественникам, угнанным захватчиками на работы, с призывом вернуться домой. Один из самых впечатляющих художественных образов создал В. Ладягин в плакате «Я ждал тебя, воин-освободитель!». Сцену встречи героя-бойца и советского мальчика на улице западного городка художник нарисовал еще осенью 44-го года. Лист был напечатан в начале 1945 года и стал одним из выдающихся плакатов последнего этапа войны.

На улицах городов Германии шли ожесточенные бои. Советские орудия на плакате Н. Долгорукова «...Он слышит грозные напевы» громили врага в его логове. «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!» — уверял, изображенный на плакате В. Корецкого, пожилой боец, подкручивающий свой ус. «Так оно и будет!» — торжественно провозглашал солдат с плаката В. Иванова, закуривающий на площади поверженной столицы Германии.

Впервые Москва стала салютовать успехам наших войск после разгрома вражеской армады на Курской дуге. Проведение этого военного ритуала в годы войны придало образу столицы особый смысл: с изображением салютов на плакатах связывали близость окончательной победы над врагом. Плакаты с картиной Москвы, салютовавшей нашим воинам, были подобны торжественному гимну, звучавшему на улицах города. Великолепными мастерами, блестяще владеющими всеми изобразительными средствами плаката, показали себя А. Кокорекин и В. Климашин. Этим художникам мы обязаны созданием листов, прославлявших великую Победу, на которых изображено небо столицы, расцвеченное снопами искр праздничных фейерверков, победное знамя над Кремлем, радостная улыбка воина-победителя.

Все ждали его возвращения. Женщина на плакате В. Иванова и О. Буровой «Отстроим на славу!» уверенно взялась за лопату, но, как и все в стране, она нуждалась в помощи крепких мужских рук.

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием в истории страны. «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!» — резюмировал В. Дени, напоминая всем свой пророческий плакат зимы 43-го года. Города нашей Родины украсили многочисленные праздничные плакаты, выполненные В. Ивановым, В. Корецким, А. Кокорекиным, В. Климашиным, Л. Головановым, М. Гордоном. Художники, как и весь народ, прославляли героев-победителей.

Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и всеобщее радостное ликование торжественно уходил в историю. Его наполнила тема возвращения героических воинов домой. С плакатов прозвучал призывный лозунг: «Родина, встречай героев!». Праздничные плакаты, посвященные Дню победы в Великой Отечественной войне, созданные В. Ивановым и Л. Головановым, завершили плакатную летопись героических лет борьбы за независимость родной земли.

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла — армию и народ — для Победы над фашизмом.

Александр ШКЛЯРУК



Список плакатов





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"