По следам индоевропейцев

Автор: Maks Мар 18, 2018

Ее имя широко известно в научном сообществе. Коллеги сравнивают ее вклад в историю, археологию и лингвистику с вкладом Жана-Франсуа Шампольона, расшифровавшего египетские иероглифы на Розеттском камне. Только Марию Гимбутас интересовали не древние цивилизации, жившие на другом конце мира, а близкие ей балты и славяне. Она — автор самой спорной и бурно обсуждаемой теории происхождения индоевропейцев.

Мария Бируте Алсейкайте родилась в 1921 году в Вильнюсе в образцовой интеллигентной семье. Оба ее родителя занимались врачебной практикой. Причем мать — Вероника Альсейкене — была первой женщиной в Титве, получившей диплом врача. Отец — Даниэлюс Альсейки — увлекался историей. Он собирал фольклор, занимался краеведением и даже издал несколько книг по истории Литвы. Так вышло, что Мария не стала продолжателем врачебной династии, но унаследовала отцовское хобби, сделав его делом своей жизни.

Война — не помеха

Девочка получила хорошее домашнее образование, к моменту поступления в гимназию она знала немецкий и польский языки, играла на фортепиано. В гимназии Мария тоже показала себя примерной ученицей, окончила ее с отличием. Кстати, именно в этот период она впервые отправилась в этнографическую экспедицию. Ей очень понравилось, поэтому и поступать девушка решила на филфак гуманитарного отделения Университета Витаутаса Великого в Каунасе.

Юность Марии пришлась на очень непростые времена: в 1922 году Вильнюс отошел Польше. В 1931 году девочка с матерью и сестрами вынуждена была переехать в новую столицу Литвы — Каунас. Отец остался в Вильно, как теперь назывался город, и участвовал в движении сопротивления оккупантам. Он тайно навещал семью несколько раз, но не дожил до воссоединения.

В 1939-м Литву оккупировала Германия, и семья Марии смогла вернуться в свой дом в Вильнюсе. Девушка перевелась в Вильнюсский университет, но долго там не проучилась — в 1940-м Литва стала советской республикой. Начались аресты и депортации, Мария вынуждена была бежать из родного города и скрываться на хуторе у знакомых.

Казалось бы — до науки ли тут? Но девушка продолжала заниматься фольклористикой. Она записывала поговорки, песни, предания и сказки у беженцев из Белоруссии, самостоятельно изучала университетский курс и, в конце концов, рискнула пробраться в Каунас, чтобы продолжить образование. Каунас она выбрала потому, что здесь университет продолжал работать. В то время как Вильнюсский был закрыт и большинство преподавателей были арестованы. Но тут Литва вновь перешла под власть Германии.

В этот тяжелейший период своей жизни девушка познакомилась с архитектором Юргисом Гимбутасом. Несмотря на войну, молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Вместе они уехали в Вильнюс, где Мария, наконец, закончила образование и в 1942 году блестяще защитила дипломную работу по археологии. Она была посвящена представлениям о загробном мире, существовавшим в древности в Литве. Мария осталась в университете работать над диссертацией, однако защитить ее не успела — семья Гимбутас с полугодовалой дочкой на руках решила бежать за границу.

Для этого пришлось ночью переправиться через Неман на плоту. Юргис и Мария не рискнули оставаться в Польше. Как многие другие беженцы, они отправились в Австрию. Здесь пришлось сменить несколько городов, прежде чем удалось найти работу на одной из фабрик в Инсбруке. К несчастью, ее вскоре разбомбила авиация Великобритании, и семье Гимбутас опять пришлось искать кров и работу.

Их приютили фермеры в одной из горных деревушек. Семья получила несколько месяцев передышки, но когда советские войска вошли в Австрию, Юргис и Мария снова решили бежать. На этот раз они нашли приют на немецкой ферме.

Лишь в 1946 году их жизнь начала налаживаться. Гимбутас переехали в Тюбинген. Мария защитила диссертацию в местном университете и получила степень доктора археологии, а с ней и должность преподавателя. В Тюбингене у Марии случилось два важных события — здесь родилась ее вторая дочь и вышла первая книга. Работа была посвящена различным типам славянских погребений.

Научная слава

Мария ГимбутасВ 1949 году Мария получила приглашение от Гарвардского университета и вместе с мужем и детьми уехала в США. Первые годы жизни в новой стране были очень нелегкими. Гимбутас читала лекции, работала в антропологическом музее Пибоди, а в свободное время еще и переводила научную литературу со славянских языков на английский. Удивительно, как при такой занятости она умудрилась написать цикл лекций по древнейшей истории Европы. И, кроме всего этого, родить третью свою дочь!

В 1956 году Мария Гимбутас опубликовала работу, которая принесла ей признание в научных кругах. В труде «Предыстория Восточной Европы. Часть I. Культуры мезолита, неолита и бронзового века в России и Балтии» она предложила использовать для определения ареала расселения славян собственную классификацию курганов. Национальный научный фонд выделил стипендию, чтобы она могла продолжить свои исследования. Спустя два года вышла вторая часть ее книги, в которой она описала все пути миграции славян по территории Европы.

«Курганная гипотеза» Гимбутас перевернула сложившуюся в индоевропеистике картину мира. Вопреки общему мнению, она считала прародиной индоевропейцев степи Южной России и Украины, где существовала так называемая «ямная культура». Прочитав ее статьи, крупнейший лингвист XX века профессор Роман Якобсон пригласил Марию Гимбутас в Калифорнийский университет прочитать курс лекций по ранней истории славян. Кстати, в 1960 году за этот авторский курс она была удостоена премии Международного комитета по делам беженцев.

В 1963 году Мария стала профессором Калифорнийского университета, а чуть позже и главой кафедры европейской археологии. С этого момента она руководила всеми университетскими раскопками неолитических поселений в европейских странах. Она каждое лето отправлялась в экспедиции то в Боснию, то в Македонию, то в Южную Италию или Грецию. Результаты своих исследований Мария Гимбутас изложила в монографии «Культуры бронзового века в Центральной и Восточной Европе».

Всего у нее вышло 23 монографии и около 200 статей! Они переведены практически на все языки и изучаются в университетах по всему миру.

Книги о Богине

В 1968 году Марию Гимбутас приняли в Американскую академию наук. А газета «Лос-Анджелес таймс» объявила ее женщиной года. Чем же она привлекла столь благожелательное внимание прессы и общественности?

Во-первых, тем, что популяризовала науку. Она писала свои книги — просто и увлекательно, так что было понятно неподготовленному читателю. Во-вторых, Мария Гимбутас не оставалась в рамках одной археологии. Она использовала данные из лингвистики, религиоведения, сравнительной мифологии и других наук. Она называла свой подход археоэтимологическим. Он был увлекательным не только для профессиональных исследователей, но и для любителей.

В-третьих, Мария не боялась браться за сложные темы, высказывать смелые гипотезы. Например, она выдвинула теорию, что тэртерийские таблички, найденные в 1961 году на территории Румынии, — это образец древнейшей в мире письменности, существовавшей в VI тысячелетии до нашей эры (то есть она была древнее письменности крито-минойской, шумерской и китайской цивилизаций). Большинство ученых не согласились с Марией и продолжают считать надписи абстрактными значками-пиктограммами культово-ритуального характера.

Другая ее теория касалась доиндоевропейского уклада жизни в Европе. Гимбутас считала, что общество тогда было матриархальным, мирным и терпимым к нетрадиционным ориентациям. Осколок его сохранился в минойской цивилизации, но в остальных частях Старой Европы в результате переселения индоевропейцев на смену матриархату пришел патриархат с его идеологией войны и насилия. Она развивала эту тему в своей трилогии «Богини и боги Старой Европы», а также в книгах «Язык Богини» и «Цивилизация Богини» — все они стали своего рода «библиями» феминизма и неоязычников.

К сожалению, работы Марии Гимбутас очень долго не переводились на русский язык, поэтому увлеченные историей и этнографией люди в нашей стране не имели возможности узнать о столь ярком и неоднозначном ученом. Но теперь ее книги доступны и уже нашли своих поклонников.

Марина ВИКТОРОВА

, ,   Рубрика: Женщина в истории





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,669 сек. Потребление памяти:38.8 mb