Под номером 13

Автор: Maks Фев 4, 2018

Первая красавица Мадрида, известная своей обаятельностью и неслыханной наглостью, долгое время была музой великого Франсиско Гойи. Ее дерзость простиралась так далеко, что она не побоялась бросить вызов испанской королеве Марии Луизе Пармской. И в результате стала ее личным врагом.

Настоящее имя испанской аристократки, вошедшей в историю как 13-я герцогиня Альба, — Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо. В этом длинном и замысловатом перечне запечатлена история ее рода, одного из самых богатых в Испании XVIII века.

Самая желанная

Так уж случилось, что родители герцогини страстно ждали мальчика. Им требовался наследник. Но вместо него в мадридском дворце Лирия 10 июня 1762 года на свет появилась девочка. Ее мать умерла вскоре после родов, а когда девочке исполнилось восемь, от чахотки умер отец. В результате девочку воспитывал дед. А тот, стремясь сберечь два самых сильных испанских герцогства, выдал 12-летнюю Каэтану замуж за двоюродного брата, представителя одного из богатейших аристократических родов Европы, немолодого Хосе Альвареса де Толедо и Гонзага, герцога Медина-Сидония.

Сразу после смерти отца девушка получила титул герцогини де Уэскар, а в 1776 году после смерти деда — титул герцогини Альба вместе с многочисленными владениями рода Альварес де Толедо.

Она имела деньги, славу, власть. Не было только любви. Своего мужа она не любила, детей у них не было. И горячая южная кровь дала о себе знать.

Герцогиня, что называется, пустилась во все тяжкие. Репутация герцогини была такова, что ее никто не мог назвать благопристойной и тем более скромной дамой. Светское общество прекрасно знало о ее многочисленных порочных связях. И Альба даже не думала их скрывать.

В числе ее любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны. Ее личная жизнь была постоянным предметом обсуждения. Герцогиню осуждали, ею восхищались, ей завидовали. Она любила корриду, проводила время в ресторанах, танцевала народные танцы, общалась с народом. Одержимая страстью, молодая герцогиня в 20 лет уже была опытной, коварной обольстительницей. Очевидцы говорили, что ее желал каждый испанец. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на нее. Каждый волосок на ее теле вызывал желание».

Когда нахлынут чувства

Любвеобильность молодой герцогини превосходила все границы. Не избежал ее внимания и симпатичный офицер Хуан Пиньятелли, представитель знатного семейства. Однако здесь герцогиню ждала серьезная проблема. Дело в том, что в молодого человека влюбилась еще и принцесса Мария Луиза Пармская, которая в 1788 году стала королевой Испании. Пиньятелли, не слишком озабоченный моралью, крутил роман сразу с двумя высокопоставленными особами.

Узнав, что перстень с бриллиантом, который носит ее любовник, — подарок герцогини Альбы, королева отобрала его и надела на официальный прием. Так она хотела унизить соперницу. А та, чтобы отомстить королеве, выпросила у Пиньятелли золотую пудреницу — подарок королевы. Эту штучку она подарила своему парикмахеру — французу, который обслуживал и Марию Луизу. Королева увидела пудреницу среди парикмахерских аксессуаров пришедшего к ней француза и пришла в ярость. После такого унижения Пиньятелли «разжаловали» из любовников и выслали в Париж.

Эта история не прибавила дамам симпатии друг к другу. Они стали отпускать шпильки друг другу. Однажды Каэтана случайно узнала, что ее соперница приготовила на ближайший прием новомодное платье, только что доставленное из Парижа. Не медля ни минуты, герцогиня отправила во французскую столицу служанку с приказом купить точно такие же платья.

В день приема Каэтана предстала перед королевой с неподдельно подобострастной улыбкой и отпустила ей нижайший поклон. Как оказалось, четыре ее служанки были одеты в такие же платья, как и сама королева. Мария Луиза не вынесла подобного унижения и покинула прием.

Несмотря на множество подобных выходок и проказ, в народе герцогиню любили. Как и ее отец, либерал, сторонник прогрессивных реформ, герцогиня Альба щедро занималась благотворительностью и всегда искренне пыталась помочь бедным. Муж Каэтаны просто закрывал глаза на приключения своей энергичной жены.

Когда в 1796 году герцог умер, вдова пригласила в свой замок в Андалусии уже известного придворного художника Франсиско Гойю. Это знакомство стало началом бурного романа, который сделал ее известной и обеспечил место в истории. Они познакомились в 1791 году на балу. Гойе в ту пору было уже 45 лет, а Каэтане едва исполнилось 29.

Встретившись однажды, они уже не могли жить друг без друга. Их отношения закончились только со смертью Каэтаны. Гойя и не мечтал о том, что такая молодая, красивая и дерзкая девушка обратит на него внимание. Но совсем неожиданно она сама заговорила с ним, заявив, что хочет заказать художнику свой портрет. Франсиско не верил собственному счастью: неужели она придет в его мастерскую и согласится ему позировать?

О далеко не целомудренных похождениях «бешеного Гойи» еще при жизни ходили легенды. Однако это не остановило Альбу. После первой совместно проведенной ночи, потрясенный художник признался одному из своих друзей: «Теперь наконец-то я понял, что значит жить!» Отношения с Каэтаной вернули художника к жизни. Он ощутил прилив новых сил, хотя так и не понял, почему молодая, красивая Альба проводит время с больным, небогатым человеком.

Хочу быть махой!

«Маха обнаженная» работы Франциско Гойи

Споры о том, действительно ли в своей работе «Маха обнаженная» Франциско Гойя изобразил герцогиню Альбу, ведутся до сих пор

Герцогиня опекала художника. Они вместе появлялись на публике, ходили в театры, на прогулки. Это была настоящая страсть, и тогда же Альба составила свое завещание, в котором упомянула и сына Гойи Хавьера: до конца жизни ему ежедневно полагалось получать по 10 реалов.

После смерти мужа, когда закончился траур, герцогиня уговорила художника нарисовать ее махой (махами в Испании называли простолюдинок, которые зарабатывали продажей собственного тела).

Она не раз наряжалась в простые платья, разгуливая по столице, и все мадридцы признавали в ней маху. Такой девушкой из народа она мечтала остаться в памяти потомков. Но Франсиско считал, что рожденная аристократкой женщина в костюме махи будет выглядеть неправдоподобно. Каэтана обиделась и ушла от него к какому-то военному.

Художник был потрясен уходом своей любимой. Он искал спасение в творчестве. Талант Гойи был оценен по достоинству, и, когда он пребывал на вершине славы, Каэтана к нему вернулась. Художник уже не смел отказываться от работы над портретом.

Альба торжествовала: ведь Гойя изобразил ее махой! Да еще как изобразил! При жизни Каэтаны и Гойи картина «Маха обнаженная» заслужила множество строгих обвинений в безнравственности. К счастью, инквизиция уже не имела того влияния, как в былые времена, иначе художника могли бы ждать серьезные неприятности. А так все обошлось публичным скандалом.

Гойя написал еще одну картину — «Маху одетую». Изображенная на картине женщина имела черты Каэтаны. Хотя в то же время казалось, что это не она. О том, кто же изображен на картине, споры идут по сей день.

Летом 1802 года Альба Каэтана собрала гостей в мадридском дворце Буэнависта и устроила празднество в честь обручения ее юной племянницы. На торжество пригласили самых именитых представителей аристократии Мадрида. В их числе были наследный принц Фердинанд, премьер-министр Испании, был и Франсиско Гойя. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника, находившуюся во дворце. Ее поведение было странным, и гости пребывали в растерянности. Рассказывая о красках, использующихся в живописи, Альба делала упор на самых ядовитых из них. Когда Гойя вернулся домой, он не мог уснуть до утра. Его не покидала тревога, ведь не раз он слышал от любовницы о ее желании умереть молодой, не дожив до старости.

Подозрения подтвердились — утром герцогиню нашли мертвой. Что стало причиной смерти Каэтаны, до сих пор неизвестно. Одни полагают, что она сама приняла яд, растворенный в стакане воды. Другие уверены в насильственной смерти: в этом были заинтересованы многие, в том числе и королева Мария-Луиза, которая ненавидела ее и желала смерти. Отомстить Альбе хотели и жены ее любовников, да и сами любовники, брошенные когда-то неверной возлюбленной, и завистливые подруги, а также слуги, которым после смерти хозяйки отходило по завещанию немало денег.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ

,   Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,655 сек. Потребление памяти:31.75 mb