Под присмотром бабушек

Автор: Maks Июл 27, 2018

В Юго-Восточной Азии есть народ, который в свое время основал развитую цивилизацию, много воевал и строил священные храмы. Когда-то эти люди пришли завоевывать Ангкор, но сегодня нет ни их государства, ни их цивилизации. Остались лишь их потомки — тямы, тьямы или чамы, которые продолжают жить своей отдельной жизнью, умудряясь сохранять среди основного населения все свои особенности.

Старинные китайские хроники описывают чамов как воинственный и музыкальный народ, который создал большое и мощное государство, называемое Тямпа, или Чампа. Эта когда-то знаменитая держава просуществовала много веков. Считается, что арабский ученый и путешественник Ибн Баттута описал ее под именем загадочной страны Тавалиси, в которой существовала собственная письменность.

По страницам истории

Действительно, до нашего времени сохранилось около 200 рукописей исторического, мифологического и астрологического характера на чамском языке. Традиционная письменность чамов имеет южно-индийское происхождение и является одной из самых древних в Юго-Восточной Азии. Так, каменная стела конца II века, стоящая у города Нячанг во Вьетнаме, считается самым ранним эпиграфическим памятником в регионе.

Откуда пришли чамы — существуют разные версии.

Первые сведения о культуре чамов относятся к I веку. В это время они уже были самостоятельным народом с оригинальной культурой и самобытными традициями. На ранних этапах своей истории они испытывали сильное влияние индийской культуры и многие столетия исповедовали индуизм. В частности, в VII веке на юге Вьетнама в районе Хан Па они построили храм, посвященный индийскому мудрецу Валмики и древнеиндийскому эпосу Рамаяна. Сегодня значительная часть чамов исповедует ислам. Но остались и те, кто до сих пор следуют древним традициям и исповедуют индуизм. Они живут в основном на юге Вьетнама и даже получили новое название — «бани».

Чамы вели войны с родственными народами горных чамов, которые в последующий период, напротив, стали их опорой. Позже воевали с соседними вьетами и кхмерами, а затем и с монголами. При этом не только совершали набеги, но и сами подвергались нашествиям. В XV веке большая часть их государства была захвачена вьетнамцами, однако чамское княжество Падуранга существовало вплоть до начала XIX века.

В прошлом прекрасные мореходы, чамы контролировали всю морскую торговлю и не брезговали пиратством. Когда-то у них был даже свой флот, состоявший из боевых джонок и каноэ. Но чамы — одна из 53 этнических групп во Вьетнаме — известны не только как бесстрашные воины и мореходы, но и как умелые строители. Они внесли огромный вклад в традиционную вьетнамскую архитектуру. Хорошо известны их памятники, некоторые из которых вошли в список ЮНЕСКО. Например, до нашего времени сохранились храмы и отдельно стоящие чамские башни. Особенно красив действующий храмовый комплекс в городе Нячанге. Одна из его башен возведена в честь богини-матери Понагар, которую иногда ассоциируют с женой индуистского бога Шивы — Парвати. А недалеко от Дананга находится индуистское святилище Ми-Сон — шедевр чамской архитектуры. В самом же Дананге, в Центральном Вьетнаме, есть музей чамов, где содержится самая большой коллекция чамской материальной культуры. Но как же сегодня живут представители этого народа?

Рыбалка… на тазах

В наши дни большинство чамов живет на юге Вьетнама и в Камбодже (по 100 тысяч человек). В Камбодже их проживало гораздо больше, но в период правления «красных кхмеров» они были частично уничтожены за «государственное преступление» — незнание кхмерского языка и за то, что являлись мусульманами. Еще 10 тысяч чамов проживают в Малайзии и 4 тысячи — в Таиланде. Но чамы известны не только в Азии: по статистическим данным, они живут в США и Франции, и некоторое количество в Канаде и Австралии. В 2007 году их насчитывалось в мире около 500 тысяч человек.

Те из них, кто переехал в большие города, придерживаются городского образа жизни и работают в различных отраслях промышленности. Но большинство чамов продолжают жить в сельской местности. Свои селения они предпочитают строить вдоль рек, используя линейную планировку. Обычно деревни насчитывают до 300 домов, которые возводят на сваях и накрывают четырехскатной крышей, покрытой соломой или черепицей. Стены обшиваются досками, а окна круглые и напоминают иллюминаторы на корабле. Внутри жилище состоит из 4-5 комнат, разделенных перегородками. Из них 2-3 комнаты предназначены только для женщин. Почти всегда в состав мебели входят стол, топчан и ткацкий станок. Но в зажиточных семьях уже используется и европейская мебель. Вход обычно один — с фасада. Кухня и другие хозяйственные постройки строятся отдельно.

Чамы традиционно занимаются сельским хозяйством, преимущественно поливным рисосеянием. При этом активно используют буйволов, мясо которых не употребляют в пищу. Разводят также коз, уток и кур. Кроме этого, они активно торгуют и изготовляют хлопчатобумажные и шелковые ткани, а также прекрасную керамику, которая высоко ценится за рубежом за уникальность стиля и высокое качество. В свою очередь, горные чамы продолжают заниматься подсечно-огневым земледелием, охотой, отловом и приручением слонов, а также речным рыболовством и собирательством.

Народность ЧамЧамы прославились как опытные мореходы и рыбаки. Поэтому и сегодня рыболовство занимает большое место в их жизни. Но в наши дни оно ограничено речной и прибрежной ловлей маленькой рыбешки, которую местные жители коптят прямо на солнце, а потом продают соседям или туристам. Несмотря на то, что они имеют обычные лодки, рыбачить предпочитают на… тазах, ловко забрасывая сети. Наверное, считают, что в них удобнее.

В местах компактного проживания в школах преподают основы чамского языка. Таким образом, удается сохранить не только образование, но и старинную лингвистическую традицию этого народа, которая включает сотни историй, загадок, сказок и песен. И это духовное наследие дает ясную историческую картину его жизни.

Когда различия объединяют

Несмотря на то, что чамы отличаются чувством национального единства, в любой ситуации поддерживают друг друга и никогда не отказываются от взаимопомощи соплеменникам, между ними существуют принципиальные различия. Так, восточные чамы живут в патриархате, в то время как западные сохраняют матриархат. И те и другие говорят на разных диалектах чамского языка. Наверное, это не случайно.

На западе родство считается по матери, и наследство передается женщине. Здесь девушка сама выбирает жениха. Обычно она приходит в дом своего избранника и объявляет о своем выборе. При этом жених не может ей отказать и безропотно идет под венец. Впоследствии он берет фамилию жены. Здесь в большой чамской семье главной фигурой является бабушка. Как правило, она принимает все основные решения в семье, в которой является самым уважаемым членом. Но несмотря на господство матриархата, женщина традиционно занимается домом и детьми, а муж зарабатывает средства на содержание многочисленных родственников. Получается, что в любом случае главным добытчиком является мужчина, а женщина остается домохозяйкой.

У восточных чамов — все наоборот. Здесь доминирует патриархат, родство считается по отцу, наследство передается по мужской линии, и нередко встречаются случаи многоженства.

Чамские женщины носят стеклянные украшения, причесок не делают, предпочитая свободно распускать волосы. Мужчины же собирают волосы в пучок, нередко отпускают усы и бородки. Обычно они носят саронги, поверх которых надевают узкий халат с рукавами. Несмотря на то, что они перенимают вьетские фасоны, саронги чамов пользуются популярностью у вьетов и кхмеров. Пища чамов не отличается от вьетской. Это, в первую очередь, рис, овощи, рыба и мясо с приправами. Во Вьетнаме особой популярностью пользуются их ритуальные танцы, в частности женский танец вееров и мужской танец огня. В этой стране никто не отрицает значительного влияния чамов на культуру вьетов. А это свидетельствует о том, что в современном Вьетнаме нет фундамента для этнического конфликта.

Евгений ЯРОВОЙ

  Рубрика: Без рубрики 363 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,324 сек. Потребление памяти:9.65 mb