Под сводами Вальхаллы

Автор: Maks Дек 2, 2017

Те, кто подплывает по Дунаю либо приближается по суше к Регенсбургу, баварскому городу с 2000-летней историей, чьи площади и мосты помнят стоявшие здесь когда-то римские когорты, обязательно заметят расположившееся на высоком речном берегу грандиозное сооружение, почти в точности повторяющее афинский Парфенон. Это Вальхалла, один из замечательных памятников истории и культуры германской нации.

Имя «Вальхалла» дошло до нас из германо-скандинавских языческих мифов. Религия и мифотворчество этих народов в дохристианский период были во многом схожи. Они дольше, чем другие народы Европы, оставались язычниками и имели целый пантеон богов.

Чертог мертвых

Согласно их языческим представлениям, от бога Хеймдалля произошло три сына: Трель, сам по сути раб, стал родоначальником рабов, Карл был прародителем землепашцев, а Ярл — воинов. Викинги были уверены, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (Конунга), и поэтому предпочитали заниматься только благородным ратным делом. Суровости и враждебности окружающего мира викинги в своих преданиях противопоставляли великие деяния богов. Их боги жили в Асгарде, находящемся в окружении враждебного мира Утгарда. Наиболее почитаемыми были боги-воины, которые боролись с чудовищами и великанами, населявшими Утгард. У язычников каждый из богов или сверхъестественных существ играл свою роль и был ответственен за какую-либо одну из сторон бытия людей. Боги виделись язычникам в человеческом обличье, да и вели они себя часто наподобие людей. Помимо богов, которые были главными среди множества сверхъестественных существ, в мифах германцев и скандинавов существовали валькирии — воинственные девы, которые награждали воинов победой или смертью по решению богов. Боги разделялись на две противопоставляемые друг другу семьи: асов и ванов. Асы были более многочисленны. Верховным божеством здесь был Один, всеведущий бог воинов, мудрости, поэзии и битвы. Но, не в пример другим богам, был он порой необузданным и непредсказуемым в своих деяниях, обладал многими необычайными способностями, благодаря которым совершал нечто мистическое. Был Один одноглаз — второй свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости у Мимира — великана-хранителя источника.

Оружием Одина было копье. Ездил он на восьминогом коне Слейпнире и имел в спутниках двух воронов, Хугина и Мунина. Они непрестанно летали по всему свету и собирали для своего хозяина сведения обо всем, что происходило в мире. Обитал Один в Вальхалле, небесном Чертоге мертвых, куда каждый день валькирии приводили с поля боя воинов. Так Вальхалла стала вечным пристанищем погибших в боях доблестных бойцов, избранников бога.

Пир во имя жизни

Вальхалла - зал славыМифы описывают Вальхаллу как огромный зал, крышей которого служат позолоченные щиты. Здесь павшие воины постоянно бьются насмерть друг с другом, но, погибая, сразу же воскресают и садятся за общий стол пировать. Блюда для этих пиров готовятся из мяса гигантского вепря, ежедневно забиваемого и также воскресающего. Воины пьют хмельной мед, которым доится волшебная коза Хейдрун. А когда заканчивается пиршество, к воинам приходят прекрасные девы, остающиеся с ними до утра. Вот такая райская жизнь. Так, вероятно, могла бы проходить жизнь на земле в среде знатного воинства, с той лишь разницей, что в Вальхалле не было настоящих женщин.

Совсем иное назначение у современной баварской Вальхаллы. Этим именем назван Зал Славы, увековечивший память о лучших представителях германских народов, в число которых вошли готы и лангобарды, франки и швейцарцы, англы и саксы. Идея создания такого зала, охватывающего историю этих народов, начиная с битвы в Тевтобургском Лесу (тогда, в 9 году, германские племена наголову разбили римлян), родилась в голове наследного принца Баварии Людвига. Став королем, Людвиг не оставил свой план: уже через год после коронации он выбрал место для Зала Славы. Его торжественное открытие состоялось 18 октября 1842 года.

Здание из белого мрамора получилось действительно грандиозным: 67 метров длиной при ширине 32 метра и 20-метровой высоте. 62 дорические колонны охватывают храм по периметру. К водам Дуная ведут 358 ступеней широкой лестницы. Параллельно с возведением здания создавались мемориальные доски и бюсты тех, кто удостоился навечно остаться в Вальхалле. На момент открытия зала таких было 160 персон. За годы его существования добавилось еще 33. Теперь здесь хранится память не только о доблестных воинах, но и о людях, прославивших нацию на самых различных поприщах — в культуре, науке, политике. Здесь можно увидеть выдающихся германцев, прославивших себя в Австрии, Чехии, Швеции и других европейских государствах, включая Россию. Попасть в Вальхаллу герой может не ранее чем через 20 лет после своей кончины. Среди последних пополнений — Альберт Эйнштейн, Конрад Аденауэр, Иоганн Брамс и другие. В 2003 году удостоилась чести попасть в Зал Славы Софи Шолль — юная антифашистка, казненная еще в 1943-м. Сегодня здесь можно увидеть и бюсты выдающихся личностей, имеющих немецкие корни и оставивших глубокий след в истории России. Кратко расскажем о двух из них.

Русские на берегах Дуная

В 1744 году в Петербург приехала юная София Августа Фредерика, после принятия православия нареченная Екатериной Алексеевной. Она стала супругой будущего императора Петра III. После его отречения от трона и кончины Екатерина взошла на трон и в российскую историю попала с титулом Великая.

Она успешно правила страной в течение 34 лет. Эти годы справедливо называют «золотым веком России». Пополнилась государственная казна (во многом благодаря развитию промышленности и торговли). Пустующие земли активно заселялись, в том числе трудолюбивыми крестьянами и ремесленниками из Германии, которым Екатерина обеспечила режим наибольшего благоприятствования. Началась русская колонизация Аляски, развивалась Академия наук. В армии и на флоте сложилась целая плеяда талантливых военачальников, под знаменами которых россияне одержали немало славных побед. Империя прирастала новыми землями, отвоеванными или присоединившимися к России добровольно. До конца своих дней Екатерина уверенно удерживала в руках власть над огромной страной. Причем многотрудная государственная деятельность не мешала ей оставаться пылкой, любвеобильной женщиной.

Другой представитель российских немцев в Вальхалле, Христофор Антонович Миних, приехал в Петербург в 1721 году, когда город еще строился. Миних руководил прокладкой Обводного канала и дороги вдоль левого берега Невы от Шлиссельбурга до Петербурга.

Оба его детища служат петербуржцам и сегодня. Довелось Миниху и повоевать: он командовал частями русских войск в Крыму и Бессарабии, руководил осадой Гданьска в Польше.

Это неожиданное смешение религиозного и светского, сказочного и реального может иметь и продолжение, если вспомнить, чем заканчивается германо-скандинавский миф.

Ведь пребывание в Вальхалле, согласно эпосу, будет временным. Когда настанет день последней битвы Рагнарёк, из каждых врат Вальхаллы выйдут по 800 воинов. Они-то и будут воевать на стороне асов (богов) со всем воинством чудовищ, а также мертвецов из мира Хель (потустороннего мира).

В результате погибнут все: люди, чудовища и боги. Выживут лишь несколько асов и два человека — Лив и Ливтрасир, от которых и произойдет новый человеческий род.

Возможно, согласно плану Людвига, кто-то из пребывающих в дунайской Вальхалле людей станет родоначальником нового человечества. А что, если к примеру, ими станут Альберт Эйнштейн и Екатерина Великая?

Согласитесь, сюжет не для слабонервных!

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС

  Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
3 + 16 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,705 сек. Потребление памяти:31.6 mb