Подвенечный наряд

Автор: Maks Окт 26, 2018

Представить сегодня невесту, выходящую замуж в платье чёрного цвета, невозможно. Чёрный у нас ассоциируется с трауром. Но ещё 300 лет назад цветом скорби в Европе был белый. И всё же нашлись невесты, установившие традицию выходить замуж в белом.

Красное и белое

Древняя Греция дала современной цивилизации отправную точку в развитии. В том числе и в традициях свадебного наряда. Готовясь к церемонии брака, гречанки надевали на себя лёгкое длинное платье-пеплос, закреплённое застёжками на плечах. Быть в белом полагалось не только невесте, но и жениху. Белый цвет, как и в современном обществе, ассоциировался у греков с чистотой и непорочностью. А лавровый венок на волосах невесты говорил о её целомудрии. В брачных нарядах у греков ценились простота и гармоничность силуэтов.

В чем-то похожий на греческий свадебный наряд был и в Древнем Египте. Будущую жену перед церемонией одевали от груди до щиколоток в длинный кусок ткани на бретельках.

Кстати, египетские невесты предпочитали одежду разных расцветок. Главное, чтобы она гармонировала с множеством украшений — бусами, подвесками, браслетами, кольцами и поясами. Почти все они несли в себе религиозную символику, ведь брак египтяне считали божественным таинством, ибо от богов зависела будущая счастливая жизнь и появление потомства.

В Древнем Риме наряд невесты хоть внешне и был прост, но таил немало традиций. Перед церемонией волосы невесте расчёсывали наконечником копья — символом дома и семейного права. А также в честь того, что невеста будет под властью мужа, а копьё — символ мужественности и власти. После укладки волос голову девушки покрывали красным платком, а поверх водружали венок из майорана или вербены, собранных ею самою.

На тело надевали прямую белую тунику, обтянутую поясом из овечьей шерсти. Завязанный геркулесовым узлом, овечий пояс должен был защищать невесту от несчастий. Длинное брачное платье римлянки, надеваемое поверх туники, было ярко-красного цвета.

Со временем на смену античному миру пришла христианская культура с её строгим отношением к плотским страстям. Соответственно поменялась и мода, которая господствовала в Европе. Обряд венчания теперь стал проходить по христианским традициям, и одежда невесты должна была символизировать не только непорочность и целомудрие, но и покорность и аскетизм. Демонстрировать окружающим изящность фигуры и богатство форм стало греховным, а в моду вошли полностью закрытые, массивные платья из тяжёлых тканей.

Исключением стали лишь отдельные их элементы, как то стоячие воротники или дорогая вышивка золотом, жемчугом или драгоценными камнями. Считалось, что если невеста не могла показать свою женскую красоту посредством платья, то она демонстрировала материальное богатство посредством украшений.

Выйти замуж — не напасть…

Желание девушек показать свою красоту и молодость на церемонии венчания было гораздо сильнее религиозных догм. И постепенно церковь стала смягчать свою позицию в отношении подвенечного платья.

В эпоху Ренессанса в XIV веке подвенечный наряд стал уже более облегающим. В моду вошли длинные узкие платья из бархата и парчи с частыми застёжками. Несмотря на то что такой наряд затруднял движения, женщины от него были в восторге, ибо он позволял показать свои формы. Перед венчанием девушкам шили платье в алых, красных или пурпурных тонах. Со временем в моду стали входить длинные шлейфы, вуали, длинные рукава с прорезями. Да и вырез на груди с каждым десятилетием становился все глубже и глубже, пока глубокое декольте не стало нормой в подвенечном наряде.

Но и без декольте свадебное платье уже позволяло оценить фигуру и естественные формы будущей матери. И если сверху платье аккуратно облегало девичьи прелести, то от пояса расходилось лёгкими складками.

Однако до XVI века цвет свадебного платья в Европе не был жёстко фиксирован. Моду на белое спровоцировало венчание Анны Бретонской и французского короля Людовика XII.

Дело в том, что перед этим браком Анна была замужем за королём Франции Карлом VIII, но он неожиданно погиб. По закону наследником стал его родственник — герцог Людовик Орлеанский, который был женат на Жанне Французской. К неудовольствию Анны, папа римский расторг этот брак, потому что Карл и Жанна были родственниками. Вероятно, в качестве траура Анна выбрала свадебное платье белого цвета. Ведь на тот момент белый в Европе ассоциировался со скорбью. Тем не менее 8 января 1499 года Анна вышла замуж за Людовика XII и вновь стала королевой Франции. А введённый ею наряд белого цвета не сразу, но подхватили и другие невесты.

Так, одним из самых шикарных свадебных торжеств в Европе стало венчание в 1615 году дочери короля Испании Анны Австрийской и короля Франции Людовика XIII. 14-летняя невеста была в роскошном платье, белый цвет которого уже не был революционным, но всё-таки считался довольно рискованным.

Примета сработала: Анна и Людовик были несчастливы в браке и заметно холодны друг к другу.

Античную строгость форм возродил вошедший в начале XIX века в моду стиль ампир. Невесты теперь предпочитали наряды из однотонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокое декольте должно было подчёркивать форму груди, а короткие рукава открывали взорам женские плечи. Платье обычно шили из дорогого белого атласа, над которым струилась прозрачная накидка. Обязательным дополнением к наряду были белые перчатки до локтя. Показательным в этом плане был наряд английской королевы Виктории на её свадьбе с Альбертом Саксен-Кобург-Готским в 1840 году. Умопомрачительное платье Виктории было украшено белоснежными цветками апельсина и шлейфом почти в 6 метров.

Гравюры со свадьбы, опубликованные в газетах, стали примером для подражания для тысяч британских, а позднее и европейских невест.

Красивый цвет

Наряд невесты на РусиНесмотря на то что христианство на Русь пришло в 988 году, традиции венчания здесь отличались от общеевропейских. Это же касалось и моды на подвенечное платье. В эпоху Средневековья русские девушки предпочитали вступать в брак в наряде красного цвета. Он состоял из сарафана, надетого поверх белоснежной рубашки с вышивкой. Орнамент последней состоял из изображений растений, ягод, петухов и других птиц. Кстати, птицы были весьма распространены в качестве вышивки, ибо считались на Руси символом добра.

Интересно, что в разных русских княжествах рубахи под сарафанами имели рукава до двух метров и с прорезями для рук. Связано это было с поверьем, что невеста и её суженый не должны были касаться друг друга обнажёнными пальцами и запястьями.

Свадебный сарафан невеста чаще всего шила сама. Ткань — парча или шёлк, а поверх — нарядная вышивка и бисер. В большинстве своём сарафан был красного цвета. И это не было случайностью. В древности красный цвет у славян ассоциировался с красотой и яркостью. Даже само слово «красный» — синоним красивого. А вот белый цвет, хоть и не был у нас символом траура, но прочно ассоциировался со святостью. Потому носили белые одежды старцы и странники.

В некоторых регионах невеста обязана была иметь два наряда: до брачной ночи и после. Поэтому красный сарафан невеста здесь носила после того, как стала женщиной. А к священнику она шла в скромном строгом платье, иногда даже чёрного цвета в качестве символа строгости и непорочности.

На голове у русской невесты красовался металлический обруч или полоска яркой ткани, притом что волосы оставляли распущенными или заплетали в две косы. Чуть позднее невесты стали украшать голову кокошником. На Севере девушки предпочитали корону, усыпанную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Поверье гласило, что у новобрачной будет столько же детей, сколько и шишечек на короне.

Другим аксессуаром свадебного наряда являлись шейные гривны — золотые, серебряные или бронзовые обручи, носимые на шее. Позднее невесты стали предпочитать им подвески, мониста и ожерелья. Если же невеста была дочерью князя, то она надевала тяжёлый плащ из парчи, вышитый золотыми нитями. Его вес достигал 15 килограммов!

Оригинальный русский свадебный наряд просуществовал до реформ Петра I, который приказал дворянкам следовать европейской моде. С тех пор русские свадебные платья мало чем отличались от европейских. Однако традиционные свадебные наряды в России сохранялись в крестьянской среде вплоть до XX века.

Лев КАПЛИН

, , , ,   Рубрика: Люди и вещи



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,630 сек. Потребление памяти:34.29 mb