Подвиг патриарха

Автор: Maks Янв 23, 2018

В недавней истории немного найдется священнослужителей, которые бы обрели статус мучеников. Но константинопольский патриарх Григорий V считается в Греции национальным святым. Он прожил долгую жизнь и погиб за христианскую веру. Соотечественники прозвали его Этномар-тирас, то есть «мученик нации».

Будущему константинопольскому патриарху Григорию V очень не повезло с рождением — это были тяжелейшие для Греции времена. Страна, некогда давшая плеяду знаменитых философов и оставившая след в истории Древнего мира, после падения Константинополя в 1453 году стала заштатной провинцией Османской империи.

Многовековое рабство

Турки относились к греческим христианам, как к рабам. Греческие рабы пребывали под властью турок уже почти 300 лет. Турки даже обязывали греков строить дома определенной формы и цвета, носить одежду «греческого» образца. Грекам было практически невозможно получить хорошую должность, зато они подвергались постоянным поборам, а система взяток (бакшиша), процветавшая в империи, означала только одно — за все послабления, за все сделки, за все должности нужно платить. За то, чтобы занять место священнослужителя, тоже назначался бакшиш. Местом патриарха торговали, как на рынке. Свобода вероисповедания покупалась так же, как зерно или сукно. Одни греки, ставшие купцами, сильно разбогатели. Другие, обрабатывавшие землю и содержавшие скот, сильно обеднели. Самые свободолюбивые мечтали о революции. Вот в такой Греции, в семье бедного пастуха из Димицаны родился в 1745 или 1746 году мальчик Георгий Ангелопулос.

Начальное образование Георгий получил в церковной школе родной деревни. Местные священники видели сильную тягу отрока к религии и всячески способствовали его просвещению. По их совету в 19-летнем возрасте он отправился в Афины и стал учиться у Димитрия Воды, проповедника из Янины. А спустя два года прибыл в Смирну, где его дядя Мелетий, служивший дьячком в церкви Святого Георгия, пристроил молодого человека в евангелическую богословскую школу. После пяти лет обучения он ушел в монастырь на Строфадских островах и принял постриг под именем Григория.

Дальнейшая жизнь монаха Григория была определена на годы вперед. Его отправили изучать теологию и философию на Патмос, а когда он вернулся в свой монастырь, митрополит Смирны Прокопий рукоположил его сначала в диакона и архидиакона, а впоследствии сделал священником и дал должность канцлера Измира, которую Григорий занимал до 1785 года.

С турками Григорий умел находить общий язык. Но из сохранившейся переписки понятно, что к положению соотечественников он относился с глубокой болью. После неудачного восстания 1778 года он надолго впал в уныние. Но от депрессии его спасал постоянный литературный труд — в 1785 году он опубликовал перевод на новогреческий язык бесед Иоанна Златоуста. В том же году митрополит Прокопий был избран Вселенским Патриархом, а Григорий занял его место и стал митрополитом Смирны.

Три испытания Григория Этномартираса

Григорий VВ 1797 году в возрасте 52 лет он был возведен на патриарший константинопольский престол под именем Григория V. Первое патриаршество совпало с очень сложной внешне- и внутриполитической обстановкой. Наполеон как раз начал подумывать о захвате Греции и занял Ионические острова. В Греции с воодушевлением ожидали освобождения от турецкой власти, в северных районах готовилось новое восстание. Патриарх сочувствовал соотечественникам, но понимал, что любое восстание закончится всеобщей резней. Тем более что обеспокоенные вторжением французской армии турки нашли союзников из числа бывших врагов — русского императора Павла. Султан Селим III собирался подавить сопротивление греков русскими штыками. К берегам Греции подошел флот под руководством Федора Ушакова. Патриарху пришлось туго: он лавировал между греческими патриотами и турками, убеждая одних повременить с борьбой за свободу, а других — проявить терпение и государственную мудрость. Бунтовщиков рассеяли местными усилиями, лидера инакомыслящих поэта Константина Ригаса казнили. А его сын и вовсе бежал в Россию и, в конце концов, понял, что русские никогда им не помогут. Турецкий визирь увидел в деятельности Григория, призывавшего к терпению, опасность для империи. Так что в конце 1798 года (по старому стилю) патриарх был смещен и отправлен в ссылку в Халкидон, где провел семь лет.

В 1806 году его вновь избрали патриархом. Но и это патриаршество сложилось неудачно. Русская армия вошла в Молдавию, и началась новая Русско-турецкая война. Тогдашний султан тут же призвал к себе Григория и потребовал, чтобы тот призвал греков к слепой верности империи. Что оставалось патриарху? Он призвал греков не вести с русскими никаких переговоров и не перебегать на их сторону. А когда в Константинополь прибыли враги Наполеона англичане, призвал греков строить оборонительные укрепления в Стамбуле — турки очень боялись появления русского флота. И не только призвал, но и сам принял в этом участие. Султан оценил этот жест — на Григория посыпались милости. В то же время отряды греческих повстанцев начали партизанские действия в Фессалии, Македонии и Малой Азии.

И тут у османов случился дворцовый переворот, а Россия заключила Тильзитский мир с Наполеоном, по которому Османскую империю ожидало расчленение. И страсти вспыхнули снова. Патриарх вновь обратился к грекам с призывом прекратить стычки с турками. Многие греки сложили оружие — и были казнены. Сразу после этого случился еще один дворцовый переворот. Новый хозяин империи считал, что патриарх был слишком уступчив и непоследователен. И осенью 1808 года Григория сместили. И он вновь отправился в изгнание, на Афон.

В третий раз Григория вернули в патриархи в 1818 году. Он был уже очень немолодым человеком. Незадолго до отъезда с Афона в Стамбул к нему явился один из лидеров освободительного движения — Иоанис Фармакис из тайного общества «Филики Этерия» («Общество друзей»). Он предложил патриарху вступить в ряды революционеров, поскольку его знали как честного человека. Патриарх отказался. Отказ он объяснил просто: если он вступит в это общество, то поставит под угрозу весь народ.

Заняв патриарший престол, Григорий начал бурную просветительскую деятельность. Он открывал церковные больницы, издавал книги, помогал неимущим. Революционеры еще несколько раз пытались склонить его на свою сторону, но безуспешно: в революции патриарх видел больше зла, чем добра. Между тем революционных событий избежать не удалось. В 1821 году вспыхнуло восстание в Валахии, его поднял внук казненного господаря Александра Ипсиланти — тоже Александр. Восставшие перешли Прут, начались бои с турками. И снова, как в 1797 году, вмешался русский царь — и в Валахии началась резня. Григорий поспешил обратиться к грекам с призывом не нагнетать страсти и предал Александра анафеме. Восстание потопили в крови. Но на этот раз греки ослушались своего пастыря. Они подняли восстание в Морее.

Страшная смерть

Началась революция. Партизанские отряды били турок на островах Идре, Спеце, Псаре. Волнения охватили Стамбул. Турецкие власти отлично понимали, что нужны показательные казни, чтобы усмирить бунтовщиков. Султан не верил патриарху. Тот предавал анафеме зачинщиков беспорядков, но в то же время просил быть снисходительными к порабощенному народу. Так что жертва была выбрана. Задолго до этого иностранные послы предлагали Григорию укрыться в безопасности, но — как и в случае с революционерами — он отказался. 10 апреля 1821 года он был схвачен и брошен в тюрьму, и в тот же день повешен на воротах патриархии. Там, по приказу султана, тело провисело три дня. Утром четвертого дня его выкупили трое евреев и бросили в Золотой Рог. А 16 апреля труп Григория выловили в море греки с корабля «Святитель Николай» и доставили в Одессу, где он был погребен в Троицком соборе. В 1871 году останки патриарха перевезли в Афины. А ворота патриархии, где Григорий нашел свою смерть, намертво заклепали еще в год казни. В знак вечной памяти.

Что же касается революции, участвовать в которой патриарх отказался, после его смерти она разгорелась по всей Греции и бушевала до 1829 года, когда Турция подписала Адрианопольский мир с Россией. В 1830 году Греция официально была признана независимым государством.

Николай КОТОМКИН

, , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,892 сек. Потребление памяти:33.73 mb