Пойманный звук

Автор: Maks Окт 24, 2018

Много лет назад люди уже умели записывать сказанные слова на папирусе, пергаменте или бумаге. Однако шли годы, и появилась потребность сохранить на память для потомков не просто буквы и цифры, а настоящий живой звук, музыку, песню, диалог, который, конечно, весьма заметно отличается от письменной речи, пусть даже самой красивой.

Фонограф — «механическая бестия»

Это было первое в мире устройство, способное не только записывать звуки, но и воспроизводить записанное. Американский изобретатель Томас Эдисон получил на него патент 19 февраля 1878 года, однако впервые он представил публике свой удивительный аппарат на полгода раньше. В фонографе звук с помощью мембраны и иглы фиксировался на восковом валике (позже — на алюминиевой фольге) в форме дорожки, глубина которой зависела от силы звука. А при воспроизведении та же самая игла, двигаясь по канавке, передавала колебания обратно на мембрану — и люди слышали то, что было нанесено на валик. Самой первой записью на фонографе стала детская песенка Mary Had a Little Lamb («У Мэри был барашек»).

Изобретение Эдисона поражало публику во всех странах, где его демонстрировали. Но иногда демонстрации сопровождались скандалами. Так, во Французской академии в Париже фонограф представлял учёным мужам один из инженеров компании Эдисона. Когда из жестяной коробки вдруг раздался человеческий голос, профессор-филолог Жан Буйяр, присутствовавший в зале, набросился на инженера и стал его душить, повторяя: «Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?!».

Позже Буйяр заявил: «Разве возможно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!».

А когда фонограф впервые публично демонстрировался в России, хозяин «говорящей механической бестии» был привлечён к суду и в итоге приговорён к трём месяцам тюрьмы и большому денежному штрафу за «мошенничество». Лишь благодаря вмешательству технических специалистов владелец злополучного прибора всё же был оправдан, но к тому времени свой срок в тюрьме уже успел отсидеть.

Граммофон и патефон

В 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер предложил записывать звук не на валики, как это делал Эдисон, а на плоские диски, и вскоре получил патент и на такой аппарат, и на сам диск. Тогда же Берлинер назвал своё устройство «граммофоном». Именно в виде дисков носители записанного звука благополучно дожили и до наших дней. За 100 с лишним лет менялся только материал, из которого делали знакомые всем нам пластинки.

Первая в мире грампластинка была цинковой. Звуковая дорожка на неё наносилась по тому же принципу, по которому работал и фонограф: через мембрану с иглой. Затем при вращении диска посредством пружинного механизма граммофонная игла двигалась по спирали и вызывала колебания пластинки, которая воспроизводила записанную музыку или песню. Но при этом граммофон имел огромное преимущество перед фонографом — в нём использовалась поперечная запись звука, а не глубинная. Благодаря этому искажений в граммофонной пластинке было в десятки раз меньше, к тому же такой способ обеспечивал более громкий звук. И если добавить к этим достоинствам ещё и ту лёгкость, с которой можно было тиражировать пластинки с песнями и музыкой, то победа граммофона над фонографом выглядит вполне закономерной. Уже в 1904-1906 годах массовое производство граммофонов, а также пластинок к ним стало мощной самостоятельной отраслью промышленности в США и в Европе, а немного позже — и в России.

В 1907 году фирма «Патэ» усовершенствовала граммофон, встроив звукоусилительный конус в крышку коробки, в которой находился аппарат. Новое устройство было названо патефоном. К нему уже не нужно было присоединять прежний громоздкий раструб, а для того чтобы послушать запись, достаточно было лишь открыть крышку, покрутить ручку и опустить иглу на вращающийся диск.

Шеллаковые пластинки

Чтобы получать с носителей всё более и более качественное звучание, инженеры-технологи во всём мире испытывали самые различные материалы, из которых можно было изготавливать граммофонные диски. В острой конкурентной борьбе всех опередила немецкая фирма «Одеон», которая в 1903 году впервые выпустила в широкую продажу граммофонные пластинки из нового материала под названием «шеллак», основой для которого стала природная смола, получаемая из надкрылий тропического жучка семейства червецов. При этом звукозаписывающие дорожки фирма «Одеон» стала наносить не на одну, а на обе стороны вращающегося диска. Таким образом, покупатель почти за ту же цену приобретал от фирмы не одну, а сразу две звуковые записи. Кроме своей двусторонности шеллаковые пластинки выгодно отличались от аналогичной продукции фирм-конкурентов ещё и повышенной прочностью, а также низкой ценой. Названные преимущества впоследствии дали возможность грампластинкам из этого материала господствовать на мировом рынке звукозаписи в течение полувека. Лишь в начале 1950-х годов, когда был изобретён винил, шеллаковые пластинки стали постепенно уступать место в домашних фонотеках звуковым дискам из нового материала.

Звучащая «капсула времени»

Необычная церемония прошла 24 декабря 1907 года в подвале здания Парижской оперы. Здесь состоялась закладка так называемых «капсул времени» — герметичных сосудов, в которые были помещены 24 граммофонные пластинки с аудиозаписями знаменитых певцов и музыкантов того времени. Идея закладки «живых голосов» в «капсулы времени» принадлежала Альфреду Кларку, директору французского отделения британской компании Gramophone (позже она стала называться EMI).

В числе заложенных на хранение записей, в частности, были песня «Как король шёл на войну» в исполнении Фёдора Шаляпина, «Сапатеадо» Пабло Сарасате, сыгранное чешским скрипачом Яном Кубеликом, записи голосов Энрико Карузо и других знаменитостей конца Бель эпок («Прекрасной эпохи», условное название времени между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом в Европе, в основном во Франции). Капсулы предписывалось извлечь потомкам через 100 лет, что и было сделано 19 декабря 2007 года.

Специалисты извлекли хрупкое содержимое из стекло-асбестовых упаковок, которыми оно было защищено сотню лет тому назад. Извлечённые записи с 78-миллиметровой дорожки были оптически считаны и перезаписаны в цифровом формате хранения, после чего выложены в Интернет.

Апрелевская фабрика

Виниловая пластинкаВ России первая фабрика граммофонных пластинок открылась 1 (14) сентября 1910 года в подмосковном селе Апрелевка. Её совладельцами были немецкий предприниматель Готлиб Молль и его сын Иоганн. Позднее предприятие получило название «Апрелевский завод грампластинок». В первый же год здесь выпустили 400 тысяч дисков под марками Metropol и Record, которые разошлись в считаные недели. После революции предприятие было национализировано, а на пластинках тех лет появилось изображение ласточки, державшей в клюве золотистый нотный знак, которое и стало эмблемой завода.

В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошёл и Апрелевский завод. Здесь выпускалось до 60% всех производившихся в СССР грампластинок. Но после начала массового выпуска магнитофонных кассет тиражи виниловых дисков стали падать. В 1991 году, когда Апрелевский завод произвёл около 33 миллионов пластинок, он уже работал себе в убыток. Последняя партия виниловых дисков здесь была выпущена в 1997 году.

Виниловые диски

В июне 1948 года американская фирма грамзаписи «Коламбия рекордс» впервые презентовала для публики виниловые долгоиграющие пластинки, на каждой стороне которых можно было записать 23 минуты звучания. Тем самым фирма совершила настоящую революцию в музыкальной индустрии. Ведь до этого в течение 50 лет на рынке звукозаписи господствовали исключительно пластинки из шеллака, которые вращались со скоростью 78 оборотов в минуту, и потому на каждой стороне диска нельзя было записать музыкальное произведение продолжительностью более четырёх минут. За счёт замены шеллака на более пластичный винил «Коламбия» смогла уменьшить скорость вращения пластинки до 33 оборотов в минуту и тем самым увеличить продолжительность записи. Вдобавок винил сделал патефонные диски небьющимися, то есть практически вечными. Это была крупнейшая сенсация мирового уровня, после которой все конкуренты американской фирмы мгновенно оказались далеко позади неё на рынке музыкальных услуг.

Магнитная запись

Уже в 1950-х годах во многих странах мира в свободную продажу поступили аппараты, воспроизводившие звуки с намагниченного носителя. При этом с помощью магнитофона можно было делать звукозапись уже не в заводских, а в домашних условиях, что способствовало быстрому их распространению в любой стране. Вот так появление магнитной ленты на широком рынке ознаменовало собой «начало конца» грамзаписи, которая до этого безраздельно господствовала в мире без малого 100 лет.

Валерий ЕРОФЕЕВ

, , , , , , ,   Рубрика: Люди и вещи



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,567 сек. Потребление памяти:34.31 mb