Последний корсар

Автор: Maks Мар 9, 2017

Необычной и по-своему романтичной страницей в истории Первой мировой войны стали боевые походы парусника под командованием Феликса фон Люкнера, по праву называемого последним корсаром XX века.

К концу первого десятилетия XX века в Европе отчетливо ощущалась неизбежность скорой войны, где во главе противоборствующих группировок должны были встать Великобритания и Германия. В преддверии бескомпромиссной схватки германское командование усматривало «ахиллесову пяту» будущего противника в его жесткой зависимости от импорта продовольствия и многих видов стратегического сырья. Было очевидно, что серьезное нарушение английского морского судоходства могло бы стать непоправимым ударом по английской экономике. Решение этой важнейшей задачи возлагалось на германский флот. Помимо прочего, предполагалось использовать так называемые рейдеры — одиночные, хорошо вооруженные корабли, способные перехватывать на морских путях суда с грузами для английской метрополии.

Капитан «Морского орла»

Парусник «Зееадлер»Однако к началу Первой мировой войны Германия располагала всего лишь четырьмя кораблями, в полной мере пригодными для использования в качестве рейдеров. Это были быстроходные легкие крейсера — «Эмден» и «Дрезден», курсирующие на Дальнем Востоке, «Карлсруэ» в Мексиканском заливе и «Кёнигсберг» у берегов Восточной Африки. Были еще четыре вспомогательных крейсера — переоборудованные гражданские суда, способные развивать скорость до 25 узлов (больше, чем любой крупный военный корабль того времени).

С первых дней войны рейдеры действовали весьма результативно. Один только «Эмден» потопил в Индийском океане 16 торговых судов и два военных корабля англичан, произвел артиллерийские обстрелы портов Мадраса, Пенанга и Коломбо. В Пенанге его жертвами стали союзники англичан — французский миноносец и русский крейсер «Жемчуг». Но этих, пусть и впечатляющих, успехов было недостаточно. Рейдеров явно не хватало. Сначала в ход пошли гражданские суда с закамуфлированным вооружением. А потом, наконец, парусные корабли, обычно не вызывающие особых подозрений и к тому же не нуждающиеся в угле для паровых машин. Одним из таких парусников и командовал Феликс фон Люкнер.

Этот незаурядный моряк, потомок старинного графского рода, воспитывался в семье офицера в духе прусских традиций законо послушания и чинопочитания. Но с ранних лет Феликс мечтал о море. В 13-летнем возрасте он сбежал из дома, бродяжничал, сменил множество профессий, так или иначе связанных с флотом. В 1903 году Люкнер стал штурманом дальнего плавания, а в 1907-м получил капитанский патент.

В 1910 году по приказу гросс-адмирала принца Генриха, младшего брата кайзера Вильгельма II, Люкнер был произведен в офицеры флота и в 1916-м получил под свое командование парусник водоизмещением 1500 тонн. Капитан сам дал ему гордое имя — «Зееадлер» («Морской орел».) На корабль были установлены два тщательно закамуфлированных 105-миллиметровых орудия, а также дизель с топливной цистерной на 480 тонн.

Взлет и крушение

21 декабря 1916 года «Зееадлер» вышел в море. Пройдя с севера на юг всю Атлантику, корабль в апреле 1917 года обогнул мыс Горн, вышел в Тихий океан, пересек экватор и двинулся к Гавайским островам. За 224 дня плавания он преодолел без малого 30 тысяч миль, утопив на этом пути 14 судов общим тоннажем свыше 30 тысяч тонн.

Среди его жертв оказался английский четырехмачтовый барк «Пинмор», на котором Люкнер юнгой совершил самое длинное в своей жизни плавание от Сан-Франциско до Ливерпуля. Осматривая барк, прежде чем отправить его на дно, Люкнер обнаружил собственные инициалы, вырезанные им когда-то на штурвале. Следует отметить, что, топя суда, Люкнер всегда оставлял шансы на спасение их экипажам.

После семи месяцев плавания питьевая вода на судне была на исходе, тропическая жара и сырость в помещениях, отсутствие свежих продуктов сказывались на настроении и здоровье моряков. У некоторых появились признаки цинги. Люкнер повернул на юг и вскоре бросил якорь у берегов одного из Полинезийских островов. Команда парусника сошла на берег и наслаждалась прелестями тропического рая — изобилием свежей пищи и чистейшей воды.

Но 2 августа 1917 года произошла катастрофа: «Зееадлер» сорвало с якоря и выбросило на рифы, где гигантские волны сокрушили парусник. Люкнер позже утверждал, что причиной катастрофы стали подводное землетрясение и цунами. Но возможна и самая банальная причина — команда после длительного пребывания в море расслабилась, моряки, включая самого Люкнера, основательно «приняли на грудь» и пропустили удар стихии. Теперь экипажу «Морского орла» ничего не оставалось, как заняться устройством своего быта на суше. Но их капитану этого было мало — он рвался в бой.

Оставив команду погибшего корабля на острове, Люкнер с пятью добровольцами ушел в море на единственной уцелевшей шлюпке. Через 28 дней, преодолев 2300 миль (что само по себе серьезное достижение), их шлюпка добралась до островов Фиджи. Здесь вся шестерка была взята в плен и переправлена в лагерь военнопленных на севере Новой Зеландии. Люкнер предпринял неудачную попытку побега, после чего оставался в плену до конца войны. Когда в июле 1919 года он вернулся в Германию, его встречали как национального героя.

Игры с Геббельсом

В мирные годы Люкнер взялся за мемуары. Немало поездил по миру, выступая с рассказами о своих подвигах. Как мемуары, так и он сам пользовались огромной популярностью. И действительно, Люкнер был личностью харизматичной, с ярко выраженной авантюрной жилкой. Он был из тех капитанов парусного флота, для которых кораблевождение было не сухой наукой, а высоким искусством. Да и внешне Люкнер производил сильное впечатление: двухметрового роста, крепкого телосложения, в красивом капитанском кителе, с неизменной трубкой в зубах.

Но при этом все, знавшие его близко, отмечали его непомерное честолюбие. Люкнер не был убежденным нацистом, но это не помешало ему вполне успешно приспособиться к новым порядкам после прихода к власти Гитлера. Приобретение Люкнером кораблей, его неоднократные поездки с докладами за пределы Германии, а затем и кругосветное плавание на паруснике «Зеетойфель» («Морской черт») — все это при нацистах финансировалось геббельсовским Министерством пропаганды.

Почитатели Люкнера непременно упоминают о его двух благородных поступках в годы Второй мировой войны. В 1942 году он спас еврейку Розу Янсон. Снабдив ее документами на имя жительницы Берлина, погибшей при бомбежке, Люкнер пристроил ее уборщицей в элитный берлинский бордель. Позже эмигрировавшая в США Роза подтвердила свое спасение в письмах на имя Люкнера. Однако в этой истории оставалось много сомнительных обстоятельств, отчего мемориал в Иерусалиме отказался присвоить Люкнеру звание Праведника мира.

16 апреля 1945 года войска США приблизились к Галле, где проживал Люкнер. Комендант гарнизона намеревался защищать город «до последнего патрона». Американцы пригрозили в случае сопротивления массированной бомбардировкой. Тогда Люкнер, предварительно встретившись с командиром американской дивизии, уговорил коменданта вывести из города войска. Город с 1000-летней историей и его население были спасены. Люкнер получил звание «почетного полковника» 104-й пехотной дивизии США.

Однако историки отмечают, что помимо Люкнера в переговорах с комендантом и американцами участвовало еще не менее десятка именитых горожан. Люкнер, которого в США хорошо знали по довоенным выступлениям и книгам (он был даже почетным гражданином Сан-Франциско), играл там скорее роль «свадебного генерала».

Поскольку Галле в июле 1945 года был передан в советскую зону оккупации, Люкнер подался в Западную Германию, а затем — в Швецию. В послевоенные годы он пытался позиционировать себя как противника нацизма, пострадавшего при Гитлере за свои убеждения. Впрочем, конкретных подтверждений тому не нашлось.

Тем не менее эта легенда оказалась стойкой, и в 1953 году Люкнер был награжден Большим крестом ФРГ «За заслуги». Свои земные дни последний корсар XX века, доживший до 84 лет граф Феликс фон Люкнер закончил в шведском Мальмё в 1966 году.

Константин РИШЕС

  Рубрика: Военная тайна 525 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,282 сек. Потребление памяти:9.66 mb