Правильный путь

Автор: Maks Окт 26, 2018

Для большинства людей православие стало своеобразной визитной карточкой, важнейшим символом русской державы! Но времена меняются. Меняются и взгляды. Сейчас уже многих интересует: разумно ли поступили в X веке наши предки, приняв православие? Может, было бы лучше жить под папской тиарой? Или под звездой и полумесяцем?

Что представляла собой Русь в далёком X веке? И как она формировалась?

На слабом фундаменте

К VII веку часть германо-язычных ругов (их восточная ветвь, осевшая на берегах Днепра) слилась со славяноязычными антами. Возникла своеобразная общность, которая получила наименование «поляне». В конце IX века к ней начали примешиваться викинги, которые к этому времени успели прибрать к рукам Новгород. Возник очередной союз, который подчинил несколько крупных славянских племён и начал регулярно получать с них дань. По нашим летописям он известен как Русь. Не следует, однако, думать, что славянские народы были ассимилированы, поглощены. Это ошибочное мнение. Кто бы что ни говорил, возникшее в конце IX века на берегах Днепра государство было славянским!

Роль германцев, однако, не стоит недооценивать. Они, во-первых, помогли нашим предкам объединиться. Во-вторых, обучили наших юношей военному ремеслу. Ведь князьям-варягам нередко приходилось создавать крупные отряды из местного населения. Не следует забывать и про «метисацию» (смешение кровей). К X веку появилось множество семей, в которых мужья были варягами, а жёны — славянками. Родившиеся от этих браков дети часто становились воинами. Таким образом, германцами были заложены основы дворянского сословия. Русь перестала быть понятием этнографическим, стала понятием социальным!

Киевское государство — этот факт нельзя отрицать! — несмотря на свои внушительные размеры, даже в X веке оставалось достаточно рыхлым и экономически отсталым.

Основную массу населения составляли славяне, а политическую верхушку (которая сосредоточила в своих руках также торговлю!) — германцы. Со своей прародиной они, правда, порвали надёжно, но славянами себя не считали! Конечно, возникали противоречия. Особенно сильно они обострились во времена Святослава, постоянные походы которого совершенно разорили княжество.

Молодому государству была нужна новая религия. Основанная на человеколюбии, способная сплотить общество, примирить все его части. Язычество для этой цели подходило плохо — уже в силу того, что, опираясь на него, сложно было решать острые социальные проблемы. Большими союзами людей нельзя управлять с помощью звериных законов!

Мудрая Ольга

Выбор веры князем ВладимиромПервой это поняла Ольга. Крестилась она по православному обряду. Нажила врага в лице собственного сына (который был выразителем интересов военной аристократии). Зато снискала любовь народа (что подтверждено летописями!). А главное, нашла новый путь. Путь, встав на который, Русь начала превращаться в современное государство.

Процесс оказался достаточно долгим и болезненным. Но виноват в этом консерватизм представителей военной элиты, которые не хотели расставаться со своими привилегиями, поэтому поддерживали язычество (ведь христианство осуждало безудержную эксплуатацию населения!).

Когда власть перешла в руки Владимира, он оказался перед той же проблемой. Надо было срочно заменить морально устаревшее, тормозившее развитие общества язычество одной из мировых религий (по примеру всех крупных стран). Но торопиться с выбором не следовало. Ошибка могла стоить слишком дорого!

Анализ был долгим, упорным, тщательным. Очень подробно и красочно он описан в Повести временных лет (за что некоторые современные историки и подвергают сведения летописца критике, представляют их дидактической новеллой, сильно исказившей события). Результат известен: Русь приняла православие. И, конечно, не случайно. В большой политике случайностей не бывает!

Мог ли Владимир сделать иной выбор? Попробуем понять. Для начала выясним, а что (кроме изжившего себя язычества) могло в те времена стать государственной религией Руси.

Ислам? Но эта религия, зародившаяся в арабской среде, европейским народам (к которым относились и славяне) подходила плохо. Многовековые культурные традиции никуда не денешь! Следует учитывать и такую важную деталь: в X веке исламский мир был надёжно расколот.

Для начала, видимо, уместно привести выдержку из нашей главной летописи — Повести временных лет. А именно ответ Владимира мусульманским проповедникам: «Но се бе ему не любо: обрезание удовъ и о неядении свиныхъ мясъ, а о питьи отинудь рекъ: «Руси веселье питьё, не можемъ безъ того быти».

Следует напомнить, что некоторые современные историки к летописной версии относятся с определённой осторожностью. Приведённые Владимиром аргументы кажутся им слишком слабыми. Не будем, однако, судить строго наших предков.

Да и кто знал мысли Владимира? Ответ его был рассчитан на окружение. То есть на простых обывателей, не способных долго анализировать! Ну а любой серьёзный исследователь киевского князя поймёт правильно. И скажет, что он очень трезво оценивал политическую обстановку.

Историкам хорошо известно: ко второй половине X века огромный мир ислама начал слабеть. Тому способствовали важные факторы. Давайте вспомним о двух из них.

Фактор первый. Мусульмане практически с момента создания халифата разделились на две группы: шиитов и суннитов. Дело, конечно, дошло до открытой борьбы. В X веке она заметно обострилась. А кончилось всё, как и следовало ожидать, полным расколом. Известна даже точная дата: 974 год. Тогда сунниты и шииты не смогли преодолеть старые разногласия и объединить силы. Это привело к поражению в войне с византийцами. Халифат потерял часть своих территорий. А в лексикон арабских хронистов вошло мрачное слово «асабийя» («раскол»).

Фактор второй. Некоторые из покорённых арабами народов были достаточно культурными и многочисленными. Терпеть власть чужеземцев они могли только до определённого момента! Потом начали освободительную борьбу. Это ускорило распад халифата. К X веку на его месте появилось несколько совершенно независимых государств.

В Киеве это, вне всякого сомнения, прекрасно знали. Поэтому и не решились принять ислам. К тому же подобный шаг вызвал бы конфликты с западными соседями. Не следует забывать: к середине VII века (когда начались победоносные арабские походы) многие народы Европы уже приняли христианство!

Итак, ислам Киевскому княжеству не подходил. Что можно было принять в качестве государственной религии ещё? Иудаизм? Но он всегда оставался религией одного (!) народа, который считал себя избранным, — евреев. Ко всем иноземцам этот народ относился негативно. Учитывая это обстоятельство, киевский князь во время беседы с иудейскими священниками сразу занял жёсткую позицию. Хотя ответ его и выглядел достаточно ироничным.

Обретение себя

Выбрано было православие. Почему? Ведь Владимир — это признают многие исследователи! — всегда тянулся к Западной Европе, понимая, как много у неё можно перенять. Для того чтобы получить точный ответ на этот вопрос, достаточно позволить себе небольшой экскурс.

962 год. В жизни Западной Европы тогда произошло важное событие: был коронован император Священной Римской империи Оттон I. Последствия не заставили себя долго ждать!

Германские феодалы начали с завидной регулярностью совершать опустошительные набеги на славянские земли. Гибли тогда, естественно, не только оказывавшие вооружённое сопротивление люди, но и мирные жители — старики, женщины, дети.

Следом за хищным германским рыцарем шёл не менее хищный католический священник. Славян силой обращали в новую веру (а земли их захватывали).

Дело доходило порой до абсурда. Так, папа Иоанн XIII в 967 году категорически запретил богослужение на славянских языках. Чего таким образом хотели добиться? В отдалённой перспективе напрочь лишить славянские народы родного языка. А значит, и культуры. А значит, и автономии!

То есть католическая Европа заняла откровенно антиславянскую позицию. И это может подтвердить любой историк-медиевист. Конечно, если он — человек беспристрастный!

Следует учитывать ещё одно чрезвычайно важное обстоятельство. Исконной традицией всех славянских народов является общинность. Соборность! Именно она в тяжелейшие моменты спасала наших предков. А индивидуализм (который так характерен для жителей Западной Европы) славянскому миру был чужд.

Пётр ВИНОГРАДОВ

, , , ,   Рубрика: Религии мира



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,586 сек. Потребление памяти:34.3 mb