Православные тюрки Буджака

Автор: Maks Мар 27, 2018

«Буджак на татарском языке означает «угол”, эта область простирается между Дунаем и Тирасом по направлению к Черному морю и оканчивается острым углом», — писал в 1716 году выдающийся молдавский ученый Дмитрий Кантемир. О пустынности и неосвоенности этой части Днестровско-Прутского междуречья упоминали практически все путешественники, посетившие эти края. Здесь-то всегда и жили гагаузы…

Французский дипломат Фуркево в 1579 году отмечал: «Эта область мало заселена и мало плодоносит, за исключением пастбищ». Однако слабая заселенность Буджакской степи была характерна лишь до конца XVIII — начала XIX веков, когда здесь появились гагаузы.

Хозяева выжженной степи

В истории мировых этносов гагаузы являются необычным народом, «завитком» на своеобразном «лоскутном одеяле» тюркского мира. Гагаузы населяют преимущественно сухие степи Буджака на территории современной Молдовы и Украины, но проживают и в других странах. Их происхождение до сих пор вызывает споры. Гагаузов считают потомками средневековых кочевых племен: огузов (узов), печенегов, половцев, куманов и других тюркских племен. При этом доминирует точка зрения, что они происходят только от огузов (узов), точнее, от одной их ветви — хагогузов, название которых означает «настоящие огузы». Эта народность во время принятия ислама сохранила старую языческую веру, перейдя впоследствии к христианству. Присутствие же в ее этносе печенегов и куманов, по мнению ряда ученых, является второстепенным.

Согласно византийским источникам, в XI веке племена узов переправились через Дунай и поселились на Балканах: в Македонии, Греции и Болгарии. Именно в этих регионах огузы перешли к оседлому образу жизни и приняли православие. После столкновения в 1224 году с татаро-монголами они большой группой поселились на правом берегу Дуная и на западных берегах Черного моря, где основали гагаузское государство. По преданию, его возглавил христианин кыпчакского происхождения, боярин по имени Балык. После его смерти правил его брат Добротич. Якобы в его честь этот край и был назван Добруджей. Но уже в 1386 году султан османских турок Баязид I сделал его жителей своими вассалами, а в 1395 году ликвидировал это государство.

Термин «гагауз» до второй , половины XVIII века не встречался ни в одном турецком источнике. Дело в том, что султанское правительство не проявляло к этому этносу никакого интереса. Когда же начались Русско-турецкие войны, гагаузы попали в эпицентр военных действий и начали покидать обжитые места. Между Россией и Турцией развернулась негласная борьба за местных жителей: обе стороны старались перетянуть их на свою сторону. С Турцией гагаузов роднил язык, а с Россией — вера. И в данной ситуации царское правительство повело дальновидную и продуманную политику: оно выдавило из Южной Бессарабии недружественные ногайские племена, кочевавшие здесь в XVI-XVIII веках. В начале XIX века часть из них переселилась в Крым, Приазовье и Ставрополье, а в опустевший Буджак были приглашены православные переселенцы — болгары и гагаузы.

В декабре 1819 года Указом правительствующего Сената России Центральному Буджаку был предоставлен статус иностранной колонии. Это означало автономию для живущего здесь населения, которому Россия выделяла землю, освободила от податей, дала средства на жилье и скот, а также создала все условия для изучения русского языка. Колонистам не грозили закрепощение и рекрутирование на военную службу. Платить нужно было лишь земельную ренту. И переселение началось.

Долгий путь к автономии

ГагаузыОчень быстро гагаузы с болгарами стали привилегированной частью местного крестьянства. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную Буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. Земли давали много, и ее хватало даже для многодетных семей. Одно из последних массовых переселений гагаузов из Добруджи было отмечено в период с 1800 по 1830 год. За это время в Буджаке появилось более 20 (по другим сведениям — 55) новых сел колонистов, которых насчитывалось от 26 до 40 тысяч человек. В самом центре безлюдной степи гагаузы основали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие. По словам ученого-востоковеда, поэта и дипломата Федора Ангели, «если бы Россия не предоставила задунайским гагаузам возможности переселиться в Буджак, сегодня мир не знал бы о существовании гагаузского народа». Ведь турки планировали переселить их на берега Мраморного моря. А по переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9% населения.

Несмотря на относительно благоприятные условия для развития в рамках Российской империи, гагаузы всегда стремились к большей самостоятельности. Так, в январе 1906 года вспыхнуло крестьянское восстание в Комрате, которое провозгласило создание Комратской республики. Однако восстание было подавлено властями, и республика просуществовала всего несколько дней. А в январе 1918 года произошла румынская оккупация Бессарабии, во время которой не могло быть и речи о каких-либо правах этнических меньшинств. Диктатор Румынии Антонеску даже разработал план депортации гагаузов за Днестр, чтобы на их место переселить румын. К счастью, этим планам не суждено было сбыться.

Однако при образовании Молдавской ССР советские власти, без учета сложившийся ситуации, административно разделили Буджак на две неравные части. В результате единый народ превратился в разделенный: около 80% гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, а 20% — на территории сопредельной Одесской области Украины. Но в тот же советский период в 1957 году гагаузы получили свою письменность. Был создан алфавит на основе кириллицы, ликвидирована безграмотность, издавались словари, школьные учебники, книги, появилась национальная интеллигенция.

Громом среди ясного неба стало для гагаузов известие о развале СССР. На юге Молдовы лишь чудом не разгорелась гражданская война, когда в 1990 году в Комрате было провозглашено создание Гагаузской республики. Началось противостояние с Кишиневом, которое закончилось в 1994 году после принятия Парламентом Молдовы Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Это означало юридическое признание гагаузской автономии, в которую после референдума вошли 3 города и 27 сел. По данным переписи 2004 года, в Молдове проживали 147,5 тысячи гагаузов.

Мужчины в красных кушаках

На новой родине гагаузы показали себя трудолюбивыми земледельцами, виноградарями и хорошими хозяевами. Они стали строить удобные дома, сажать виноградники и фруктовые деревья, а в пустовавших местах и долинах — леса. Каждая новая колония имела свою красивую церковь.

И сегодня в гагаузских селах на юге Молдовы и в Одесской области Украины можно увидеть колоритных стариков с седыми закрученными усами, подпоясанных широкими красными кушаками. Иногда они управляют покорными осликами, везущими небольшие повозки с хозяином. Традиционная мужская одежда состоит из подпоясанной кушаком рубахи, широких суконных штанов и каракулевой шапки (калпак), которую носят зимой. Летом мужчины предпочитают шляпы. Пастухи же обычно носят теплые штаны из овчины мехом внутрь, меховую безрукавку и короткую, расшитую красной или черной кожей куртку из овчины (кюрк). Такая одежда очень практична и удобна в любое время года.

Народная женская одежда состоит из полотняной рубахи, безрукавного платья с фартуком и обязательного большого черного платка (чемьберь), который надевается поверх тонкого белого (мода). В зимнее время носят платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательными украшениями являются серьги, браслеты, бусы и даже ожерелье из золотых или серебряных старинных монет (лифт). Летом украшает женщин и живой цветок, надеваемый под платок на праздники.

В национальной гагаузской кухне важное место занимают различные соусы под общим названием «манджа» и хлеб из пресного и дрожжевого теста. Из квашеного теста изготовляют пирожки с брынзой, капустой или творогом. Также популярны слоеные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога. Но особо славятся блюда из мяса, в первую очередь каурма — обжаренные баранина или свинина с потрохами, приправленные укропом, петрушкой и другими травами.

Среди национальных особенностей гагаузского народа отмечают любовь к справедливости, честность, трудолюбие, бесстрашие и могучую природную энергию. Однако сами гагаузы своей «национальной болезнью» называют завистливость: «… любим, мол, обсудить, что у кого на огороде растет и в амбаре припрятано». Еще им присуща доверчивость. В начале XIX века они поверили России и в результате, благодаря переселению в Буджак, сохранили свой этнос и свою самобытную культуру.

Евгений ЯРОВОЙ

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,713 сек. Потребление памяти:38.73 mb