Притяжение звёзд

Автор: Maks Ноя 30, 2018

Великая балерина Майя Плисецкая прожила со своим мужем, Родионом Щедриным, 57 лет. Все эти годы оба супруга отзывались друг о друге исключительно в восторженных тонах. И утверждали, что абсолютно счастливы вместе. Разлучила их только смерть 89-летней Майи Михайловны в 2015 году.

Родион Щедрин был моложе жены на семь лет. У них не было детей. В течение долгих лет он жил в тени её славы. Это продолжалось очень долго: Плисецкая окончательно покинула сцену в возрасте 65 лет. В чём же состоял секрет такого счастливого союза?

Не сразу оценили

Они встретились в гостях у Лили Брик. Муза и наследница Маяковского пребывала в СССР на особом положении: ездила за границу, сколько хотела, принимала в своей московской квартире представителей и отечественной, и зарубежной элиты.

Вот как о знакомстве рассказала сама М. Плисецкая в своей книге «Я, Майя Плисецкая»: «Впервые мы встретились в том же доме Бриков в пятьдесят пятом году, когда в Москву приехал Жерар Филип… Какая-то искра обоюдного интереса пробежала тогда между нами, но тут же затухла…».

В тот момент Родион Щедрин уже был перспективным композитором. В гостях у Брик он играл Шопена и что-то из своего. Впрочем, в то время страна ещё не знала будущего автора симфоний, опер и балетов, и первая известность к нему пришла после создания музыки к «Высоте», фильму о рабочих — монтажниках-высотниках…

Но следующая встреча случилась только через три года. И опять рассказ М. Плисецкой: «…Премьера «Спартака» удалась… Утром следующего дня Щедрин позвонил мне по телефону и наговорил комплиментов. Потом продолжил: «…Радунский просвещает меня по балету, как может. Настаивает, чтобы я пришёл несколько раз в класс… А Вы когда занимаетесь? В одиннадцать? А завтра в классе будете?».

Следующим днём мы свиделись в классе… Занималась я в чёрном, обтянувшем меня трико — была одной из первых, кто репетировал в купальнике-эластик… На Щедрина обрушился ураган фрейдистских мотивов… Вечером он позвонил мне и предложил покататься по Москве… Я без раздумий согласилась».

Ураган фрейдистских мотивов превратился в целую симфонию страсти. Щедрин и Плисецкая отправились на отдых в Карелию. Жили в крошечном коттедже. Комары не давали покоя. Но они были счастливы! Счастливы своей любовью. Во время того добрачного медового месяца Майя забеременела. И решила ребёнка не оставлять: «Появились все признаки, что забеременела. В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко… Я в хорошей форме. Худая. Повременю маленько. Срок ещё есть. Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился».

Бездетные и счастливые

Майя Плисецкая и Родион ЩедринПара ещё не зарегистрировала свой брак, но Майя решила: союз будет бездетным. Наверное, не каждый мужчина на такое бы согласился. Но для Родиона Константиновича важнее всего в жизни был союз с Плисецкой. Встречу с ней он считал праздником и удачей.

Была ли лёгкой их жизнь? Ответ не может быть однозначным. Вместе, вдвоём им было очень хорошо. Когда Щедрина спрашивали о том, как ему живётся с примадонной, он отвечал: «Какая она в жизни? В моей жизни? Совсем непритязательная. Заботливая. Участливая. Добрая. Ласковая. Совсем ничего от примы, привыкшей к овациям. Быть Майей Плисецкой нелегко. Да и мужем Майи Плисецкой сложно. Но я никогда не тяготился проблемами Майи. Её заботы да обиды всегда трогали меня сильнее, чем свои собственные… Наверное, объяснения этому, кроме слова «любовь» не подыщешь».

А проблем у Майи Михайловны было много. Очень много. С молодости она отличалась дерзким, независимым характером. А Советский Союз не был местом, где таланту прощали дерзость, даже такому таланту, как Плисецкая.

С одной стороны, балерину знала вся страна. С другой стороны, Плисецкая постоянно испытывала давление со стороны властей. За ней по пятам ходили сотрудники органов. В течение шести лет Плисецкая была в статусе «невыездной»: её, ведущую балерину лучшего театра страны, не выпускали на гастроли за границу. Это страшно обижало и унижало танцовщицу. Но дело было не только в ущемленном самолюбии: в таких поездках балет Большого театра зарабатывал хорошие деньги — и это несмотря на то, что львиную долю гонораров отбирало государство. Плисецкая пребывала в странном положении: с одной стороны, она была примой, с другой стороны, звездой «внутреннего разлива» — её знали в СССР. А за границей её партии танцевали другие — худшие — балерины. Более того, в течение долгих лет она вынуждена была подрабатывать, колеся с балетными номерами по всей стране: мелькание провинциальных городов, маленькие Дома культуры, грубо сколоченные сцены.

Счастливый союз со Щедриным возник в жизни Плисецкой тогда, когда она практически решила бросить Москву, где её профессиональный успех был во власти КГБ, и переехать в Тбилиси.

Примерно в это же время карьеры обоих супругов пошли вверх. А мать Плисецкой смогла выбить для молодых квартиру. Казалось, ничто не мешало счастью. Но в том-то и дело, что иногда людей — особенно творческих — разводит чей-то больший успех, разлуки, гастроли, профессиональная ревность.

Плисецкая превратилась во всемирно известную звезду. Её приглашали лучшие сцены мира. Её осыпали цветами и овациями. Самые титулованные модельеры мира бесплатно дарили ей наряды, чтобы она блистала в них.

«Телефонный» муж

А Щедрин в тот момент был далеко не так знаменит. И он превратился в «телефонного» мужа. Пока Майя была на гастролях, они подолгу разговаривали каждый день. Сам Родион Константинович признавался в том, что изрядная часть его доходов уходила на оплату междугородних звонков. И самым поразительным было то, что именно Плисецкой требовалась поддержка Щедрина, а не наоборот. Майя Михайловна была человеком конфликтным, резким и мнительным. Все эти качества создавали изрядное количество врагов: истинных и мнимых.

И Щедрин — гораздо более уравновешенный, чем его жена, — слушал, внимал, сочувствовал, давал советы. И вовсе не тяготился своей ролью «второго лица».

Потом на Плисецкую стало наступать то, что не минует никого, а особенно людей балета, — возраст. И тут опять на помощь пришёл Щедрин.

Вот как сама балерина об этом пишет: «Он удержал меня на плаву. Он писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных… У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть».

Благодаря мужу, который писал для жены «личные» балеты, сценическая жизнь танцовщицы продлилась намного дольше. Особенно прославилось её выступление в «Кармен-сюите». Поражает ещё вот что: Майя Плисецкая всегда была человеком резким, импульсивным, острым на язык. Поэтому странно в её устах звучат панегирики в адрес мужа. В своих мемуарах она с некоторым сарказмом пишет о матери, которая всю жизнь надеялась, что её мужа Михаила Плисецкого все же не расстреляли в 1938-м. Она не не упоминает о двух младших братьях, тоже ставших хоть не звёздами, но успешными балетмейстерами и артистами балета. Без тепла отзывается о тётке Суламифи Мессерер, которая её удочерила, когда мать забрали вслед за отцом. И такие восторги в адрес мужа! Что и говорить, так бывает, если любовь настоящая.

Резкая и суровая Майя Михайловна даже перед смертью хотела обрадовать мужа. Вот как рассказал об этом Щедрин: «Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась. Я спросил её: Ты меня узнаешь?» — «Я тебя обожаю!» — ответила Маюша. И улыбнулась так красиво, как умела только она».

Май 2015 года унёс Майю Плисецкую.

Супруги оставили завещание: сохранить прах того, кто уйдёт раньше, до тех пор, пока не умрёт второй. Потом пепел соединить и развеять над Россией.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

, , ,   Рубрика: Без рубрики





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,712 сек. Потребление памяти:38.8 mb