История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Жизнь ради смерти

Ни один крупный праздник в Древнем Риме не обходился без кровопролития. Речь, конечно, не о массовых беспорядках, а о гладиаторских играх, регулярно устраивавшихся для развлечения граждан Вечного города. Гладиаторы сражались и умирали на потеху толпе. Правда, происходило это зачастую совсем не так, как мы привыкли представлять по книгам и фильмам.

Ретиарий, мурмиллон, секутор, самнит, фракиец... Все это - названия различных типов гладиаторов, которые веками сражались на аренах по всей территории Римской республики, а затем империи. Эти умелые воины, сражавшиеся ради чужого развлечения, стали одним из самых известных символов Древнего Рима для широкой публики. Их жизнь окружена таким количеством легенд, что трудно разобрать, где правда, а где нет. Кроме того, постоянно появляются новые и новые факты, дающие возможность взглянуть на гладиаторские бои совсем под иным углом зрения.

Наследие этрусков

Загадки появляются с самого начала: откуда вообще у древних римлян возникла страсть к таким жестоким развлечениям? Одна из самых распространенных точек зрения - что это элемент погребального обряда, позаимствованный у этрусков (как и многое другое в римской культуре). Нередко можно встретить утверждение, что о подобных обрядах у этрусков не сохранилось никаких данных. Это не совсем так. В сочинениях древнегреческого писателя Афинея упоминается, что обычай устраивать гладиаторские поединки на тризне принесли на юг Италии именно этруски. Правда, Афиней жил довольно поздно - на рубеже II и III веков, то есть писал о событиях 500-летней давности. Однако в том, что человеческие жертвоприношения активно использовались этрусками, сомнений у ученых нет. Вопрос лишь в том, принимали ли они форму боя насмерть.

На фресках из этрусских гробниц нередко можно увидеть изображения соревнований атлетов, которыми сопровождался погребальный обряд. В них входили и скачки, и борьба. Победителя, кстати, увенчивали лавровым венком. Аналогичная традиция была на похоронах у греков. Позднее она перекочевала в Олимпийские игры (а также другие крупные спортивные состязания античности). Вполне возможно, что спортивные схватки чередовались с кровавыми поединками. Погибший становился человеческой жертвой богам, в память о том, по ком справлялась тризна.

По другой версии, этруски ни при чем, и гладиаторские бои на поминках первыми стали устраивать представители племен, живших в итальянской Кампании. А от них обычай переняли римляне. Первые похороны, сопровождавшиеся гладиаторскими боями, были зафиксированы в Древнем Риме в 264 году до нашей эры. Некий Децим Юний организовал сражение трех пар бойцов в память о своем отце Бруте Пере.

Со временем бои, совмещенные с тризной, получили название «мунера» и стали устраиваться все более пышно. В 174 году до нашей эры будущий консул Тит Квинкций Фламинин устроил трехдневные игры, в которых приняли участие уже 74 гладиатора.

Зрелища для толпы

Традиции организации мунеры все усложнялись и усложнялись. К простым поединкам один на один прибавились групповые сражения. Затем - схватки с дикими зверями, называвшиеся «венацио». Этим занимались особые типы бойцов: венаторы (они в основном показывали трюки с животными, не вступая с ними в ближний бой) и бестиарии (сражавшиеся насмерть). Кстати, знаменитая испанская коррида, сохранившаяся до наших дней, берет свое начало именно в римских венацио.

Римская республика тем временем расширяла свои границы и завоевывала все новые и новые территории. Так на гладиаторских аренах появились бойцы, представляющие виды доспехов и вооружения варварских народов, покоренных Римом (самые известные - самниты и фракийцы). Так зрители одновременно могли увидеть экзотику и проникнуться славой непобедимого римского оружия.

Во время расцвета республики уже было немыслимо представить похороны знатного человека, не сопровождавшиеся публичными выступлениями гладиаторов. Сохранилась традиция и после того, как Рим стал империей. Правда, это воспринималось уже не как обряд, а просто как развлечение. Граждане настолько привыкли к этому, что воспринимали слишком скромные похороны публичной персоны как оскорбление общественных нравов.

Великий римский историк Светоний описывает случай, как в городе Полленции на севере Италии вспыхнули общественные волнения такой силы, что императору Тиберию пришлось вводить туда войска! Причиной мятежа стал отказ наследников умершего центуриона устроить гладиаторские игры. Возмущенные граждане напали на дом покойника, захватили его тело и отказывались выдать его наследникам, пока те не «проявят уважение к традиции». Наследникам в этой ситуации остается только посочувствовать - организация игр требовала колоссальных денежных трат.

Ценные кадры

Чем дальше гладиаторские игры отходили от обряда, превращаясь в шоу, тем выше ценилась жизнь гладиаторов. В ритуальном бою жертва должна была быть принесена обязательно. Теперь же крови могло пролиться ровно столько, сколько требовалось для потехи толпы. Гладиаторы стали слишком дорого обходиться своим хозяевам, чтобы можно было себе позволить терять бойцов в каждой схватке. Ведь гладиатора требовалось хорошо кормить, тренировать, обеспечивать высококвалифицированной медицинской помощью (о которой и мечтать не могли большинство тех, кто сидел на трибунах амфитеатров).

По мнению современных историков, лишь около 10% гладиаторов заканчивали свою жизнь на арене. Остальные, конечно, получали множество ран, но жили много лучше, чем городской плебс. Во времена расцвета Римской империи всего за одну победу гладиатор получал сумму, равную жалованью римского солдата за год! А победивший на арене дважды уже имел право жить в отдельной комнате.

Это приводило к тому, что гладиаторами становились не только рабы, но и свободные граждане Рима. Да, они при этом подвергались общественному порицанию и насмешкам. Цицерон, к примеру, называл гладиаторов «порочными людьми и варварами». Но зато они могли получить очень высокое качество жизни и хорошо обеспечить свою семью. Согласно некоторым подсчетам, из каждых 10 гладиаторов как минимум двое были свободными гражданами.

Выходили на арену и представители благородных семейств! Это считалось позором и потерей репутации, но зато могло помочь, например, вылезти из долгов. Императорам порой даже приходилось издавать указы, запрещающие детям сенаторов становиться гладиаторами.

Хотя печально знаменитый своим жестоким и распущенным нравом император Коммод увлекался гладиаторскими играми настолько, что сам не брезговал выходить на арену. Там он провел 735 боев и во всех одержал победы. Правда, по некоторым данным, у его соперников не было никаких шансов, так как им выдавалось не стальное, а свинцовое оружие.

Прекрасный пол на арене

Женщина гладиатор

Вопреки традиционным представлениям, на арене сражались не только мужчины, но и женщины. Об этом свидетельствуют как документы, так и немногочисленные изображения. Когда появились женщины-гладиаторы, точно не известно, однако большинство упоминаний о них относится ко временам правления императоров Нерона (54-68 годы) и Домициана (81-96 годы).

Тема женщин-гладиаторов до сих пор изучена очень слабо. Античные авторы, как правило, писали о них, чтобы осудить распущенность нравов, а не чтобы описать их подвиги. Вот, например, как писал о женщинах-гладиаторах знаменитый римский поэт Ювенал в своих сатирических стихах:

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене ?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.

По всей видимости, сначала женщины появлялись на арене во время массовых сражений. Им доставались роли бойцов, не вступавших в близкий бой. Таких, к примеру, как эсседарий - гладиатор, вооруженный луком и стоящий на колеснице. Однако со временем женщины-гладиаторы стали сражаться наравне с мужчинами. Правда, теперь уже только между собой - ни одного факта о боях разнополых бойцов до нас не дошло.

Как и мужчины, женщины-гладиаторы сражались одетыми в минимум доспехов и снаряжения. При этом им запрещалось выступать полуобнаженными. Грудь прикрывалась кожаной полосой, называвшейся «строфий».

Женщина в Древнем Риме обладала не таким уж большим количеством прав. Так что для многих, очевидно, выход на арену был единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость. Именно поэтому в гладиаторы нередко шли дочери знатных семейств. В начале I века было выпущено несколько указов, запрещавших брать в гладиаторы слишком молодых женщин и мужчин (сначала возрастной порог был установлен в 25 лет, затем снижен до 20). Полный запрет на участие женщин в гладиаторских играх издал император Септимий Север в 200 году. Однако, судя по всему, он соблюдался не строго, и бои с участием женщин проводились и в III веке.

На суше и на воде

Еще один малоизвестный факт о гладиаторских играх - это сражения на воде. Римляне называли их навмахиями. Они занимали особое место и считались самым роскошным видом массовых развлечений. Ведь для организации такого зрелища требовалось потратить огромное количество денег и сил.

Первая известная крупная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры. Она была устроена по приказу Гая Юлия Цезаря. Для этого прямо посреди Рима, на Марсовом поле было выкопано настоящее рукотворное озеро. В сражении приняли участие 16 галер, на которых поместилось около 2 тысяч гладиаторов!

Как и на суше, на воде порой инсценировались реальные сражения. Причем речь не обязательно шла о том, чтобы напомнить исключительно о победах Рима. Например, уже после Цезаря, состоялась навмахия, имитирующая Саламинское сражение - великую победу греческого флота над персами, одержанную в 480 году до нашей эры. В этом представлении было задействовано 24 боевых корабля и 3 тысячи гладиаторов!

Самая грандиозная навмахия Древнего Рима была устроена императором Клавдием в середине I века. Для нее использовали реальное озеро Фучино, неподалеку от Рима. Публика расположилась на окрестных холмах, с которых было хорошо видно происходящее на воде. В этом природном «амфитеатре» поместилось около полумиллиона человек! На берегах самого озера были поставлены легионеры на тот случай, если участники представления решат взбунтоваться. Еще несколько легионов стояло поблизости от места проведения навмахии.

На воду спустили 50 кораблей. Общее число задействованных гладиаторов достигло 20 тысяч. Среди них были не только профессиональные бойцы, но и преступники, приговоренные к смерти. Сражение получилось поистине грандиозным. Правда, экипажи нескольких галер сговорились между собой и пытались уклониться от боя, надеясь, что в общей суматохе этого никто не заметит. Увы, за проявленную «трусость и изнеженность» после окончания навмахии их казнили. А всем тем, кто бился насмерть и остался в живых, была дарована свобода (в том числе и преступникам).

Кстати, европейские императоры позднее пытались подражать древним римлянам. Нечто подобное навмахиям устраивали французский король Генрих II под Руаном в 1550 году и Наполеон Бонапарт в 1807 году в Милане. Однако античные нравы к тому времени были уже далеко в прошлом, и заставить людей убивать друг друга ради потехи монархам в голову не приходило. Их навмахии были скорее спектаклями или показательными маневрами. Так же, как и знаменитые «потешные сражения», устраивавшиеся Петром Великим.

Виктор БАНЕВ

Подвиг монаха

Гладиаторские игры были официально запрещены в 404 году императором Гонорием. Поводом для этого послужило трагическое событие. Во время очередного представления христианский монах по имени Телемах вышел на арену и потребовал немедленно прекратить кровопролитие. Публика, жаждавшая насладиться любимым зрелищем, набросилась на него и забила насмерть. Правда, многие полагают, что несчастье с Телемахом стало лишь предлогом. На самом деле императора больше волновало существование независимых гладиаторских школ как таковое. Ведь это были по сути небольшие частные армии, которые могли наниматься (и нанимались), например, для запугивания конкурентов в политической борьбе.

Тем не менее гладиаторские игры подпольно существовали в Западной Римской империи как минимум до 440 года. А на востоке империи - еще дольше. По крайней мере, в Византии последний закон, запрещающий бои гладиаторов, датируется 681 годом!





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Историческое расследование     Следущая