История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Под парусами открытий

Жажда богатств, добываемых в морских сражениях или набегах на береговые поселения, заставляла пиратов всех времён совершенствовать свои суда и вооружение, изобретать новую тактику, отыскивать в океанских просторах неоткрытые острова и устанавливать на корабле жёсткую дисциплину.

Несмотря на жестокие грабежи и разбои, пираты внесли весомый вклад в прогресс науки и развитие общественных отношений.

Ветры античного мира

Пираты. Абордаж

Слово «пират» (лат. pirata) происходит от древнегреческого «пейратес», что означает «грабитель», однокоренного со словом «пейрао» («пробовать, испытывать»). Очевидно, ещё с тех времён морских грабителей стали называть «пытающими счастья», а в более поздние века — джентльменами удачи.

Гомер описывал античных пиратов как «мужей, промышляющих морем», и воспевал их славу как подражающих примеру аргонавтов. Они прокладывали новые морские пути и искали укромные якорные стоянки. Изобретали самые быстрые корабли и совершенствовали их вооружение, чтобы можно было легко скрыться от погони или малым числом противостоять охотящемуся на них флоту.

Грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной. Торговля развивалась лишь там, где мореплаватели не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Пираты имели свои гавани, крепости, службы наблюдения, высоких покровителей и рынки сбыта награбленного.

Для защиты своих владений от пиратов властители прибрежных государств были вынуждены обзаводиться большим флотом и разрабатывать новую тактику морского боя. Уже в то время большие

Пираты искали сокровища, а находили острова и новые знания партии товаров стали сопровождаться конвоем из военных кораблей, охранявшим караван торговых судов.

Самым известным пиратом античного мира был тиран острова Самос — Поликрат, живший в 6-м веке до нашей эры. Под его началом было больше сотни больших и малых судов. По его приказу был сконструирован новый тип кораблей — самена, который отличался тупым носом (напоминающим свиной), объёмистым корпусом, плавными обводами и умением ходить под парусом. Специально для пиратского флота гавань Самоса была расширена и защищена молом.

Персы, не имевшие своего флота, долгое время не могли помешать тирану-пирату. А для того чтобы они не послали против него финикийский флот. Поликрат проявил дипломатию и заключил военно-морской союз с фараоном Амасисом, посылая ему в помощь для борьбы с финикийцами свои корабли.

Киликийская морская республика

Для того чтобы противостоять могуществу Римской империи, в 1-м веке до нашей эры в Малой Азии пираты образовали государство в государстве. Быстроходные суда были оснащены не только парусами, но и несколькими рядами весел. Киликийские пираты достигли небывалого могущества. Плутарх писал: «Они учредили арсеналы, разместили гарнизоны и маяки на всем азиатском берегу и собрали флот составом в более чем тысячу галер».

В историю вошло знаменитое пленение ими Юлия Цезаря, который в молодости скрывался в Вифинии (недалеко от пролива Босфор). На обратном пути, пользуясь штилем, его парусный корабль нагнали и захватили киликийские пираты. Более месяца будущий властитель провёл в плену, дожидаясь выкупа.

Почувствовав свою силу, киликийцы захватили конвои хлеба из Сицилии и Корсики, что стало причиной страшного голода в Риме. В 67 году до нашей эры более 100 тысяч римлян на 500 кораблях под руководством сенаторов и полководца Помпея отправились на борьбу с пиратами.

Только такими силами Рим мог победить отчаянно сопротивляющихся разбойников и взять штурмом их хорошо укреплённую крепость Коракесию. Мощь небольшого и хорошо организованного пиратского братства была такова, что соперничала с Римской республикой в период её наивысшего расцвета.

Берберийские союзы

После падения Римской империи пиратские сообщества стали возникать практически на всех морях с оживлёнными торговыми путями. С появлением мусульманства и началом арабских завоеваний наибольшего могущества достигли союзы берберийских пиратов. Они грабили суда у берегов Северной Африки, но часто устраивали грабительские рейды на прибрежные города Европы. Захватывая в плен христианских рабов, берберы продавали их на невольничьих рынках Алжира или Марокко.

Города Тунис, Триполи, Алжир и Сале пираты превратили в неприступные крепости. От набегов берберов страдали не только прибрежные деревушки Италии и Франции, но и Испании, Португалии и даже Исландии и скандинавских стран. Суда пиратов были неуловимы, а навигационные знания позволяли им курсировать вдоль всего побережья Атлантики.

Берберийские пираты создали своё экономическое пространство с рынками сбыта и разветвлённой сетью посредников. Агентурная сеть берберов состояла из преданных им людей, совмещавших в себе таланты разведчиков, наводчиков и провокаторов.

Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, а прибрежные регионы этих стран обезлюдели. В плену у этих пиратов более 4 лет провёл великий испанский писатель Мигель де Сервантес. Морская тактика и неприступные крепости гарантировали разбойникам полную безнаказанность даже в 16-м веке, когда начались «алжирские экспедиции» европейских государств с высадкой больших десантов у гнезда пиратов в Алжире.

В результате французские монархи решили с пиратами не бороться, а использовать ихболее передовой военный и навигационный опыт для борьбы со своими врагами. Так появились корсары. Они получали от правительства письмо с печатью — каперский патент, который разрешал им захватывать и грабить чужие суда.

Но никогда влияние пиратства на развитие военной, научной и общественной стороны европейского общества не было так сильно, как в эпоху Возрождения. В XV веке корсары первыми позаимствовали у генуэзцев трёхмачтовые каравеллы с обилием прямых и косых парусов, позволяющих следовать своим курсом при любом направлении ветра. Имея в своём распоряжении компас, угломерный инструмент и новые карты Атлантики, нарисованные флорентийским картографом Паоло Тосканелли, пиратские штурманы могли свободно ориентироваться в морских просторах.

В 1352 году произошло первое в истории морское сражение с применением артиллерии. С помощью мортир и пороха, изобретённого Бертольдом Шварцем, суда венецианцев разбили флот генуэзцев в Трапезунде. Это событие оказало огромное влияние на стремление корсаров усовершенствовать вооружение своих кораблей.

Правители Англии и Франции, завидуя стремительно растущему богатству Испании, тоже хотели заполучить часть сокровищ Нового Света, и сфера деятельности корсаров распространилась на Карибское море. Но блеск золота был так силён, что корсары нередко нарушали договорённости с монархами и превращались в вольных морских разбойников — флибустьеров.

Корабли пиратов постоянно курсировали вдоль побережий Атлантики — в поисках добычи или спасаясь от погони. Находя удобные бухты для ремонта судов или необитаемые острова для высаживания провинившихся членов команды, они давали им названия и наносили их на карты. Остров под названием Сундук Мертвеца вошёл в пиратские песни и легенды. В 17-м веке на корабле мореплавателя Гудзона вспыхнул бунт, и капитан был высажен на берег только что открытого пиратами залива, который впоследствии был назван его именем.

Английский капер Френсис Дрейк в 1578 году открыл новый пролив между Атлантическим океаном и «Испанским озером» (Тихим океаном), удостоившись за это от королевы Елизаветы рыцарского звания. А в немецком городе Оффенбург этот пират, увековеченный в камне, держит в руке цветок картофеля. Надпись на постаменте гласит: «Сэру Френсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память».

Пират Джон Девис на своём корабле «Чёрная Смерть» в 1585 году открыл и нанёс на карту остров Гренландия. Через несколько лет в поисках удобной бухты для ремонта у берегов Южной Америки он обнаружил Фолклендские острова.

В 1588 году пират Томас Кэвендиш завершил третье в истории кругосветное путешествие, поставив рекорд скорости — 2 года и 50 дней. Англичане получили подробнейшие карты кратчайшего пути с точными расстояниями, очертаниями берегов, проливов, бухт, мест якорной стоянки, течениями и ветрами.

Береговое братство Карибского моря

Понимая, что противостоять мощным эскадрам можно только при жёсткой дисциплине на корабле, пираты Карибского моря первыми ввели в практику морской кодекс и составление договоров, предписывающих равноправие членов команды, способы разрешения конфликтов, доли в дележе добычи и компенсацию за увечья.

Так же как и морские разбойники Малой Азии в древности, они создали небольшое государство со своим правительством и своими законами. Первой негласной столицей пиратов в 1620 году стал гористый остров Тортуга, когда флибустьер Пьер Ле Гран разгромил местный испанский гарнизон.

Из гавани Тортуги стали совершать регулярные рейды такие известные пираты, как Франсуа Олоне и Генри Морган. Под их началом собиралось более тысячи искателей приключений. Флибустьерские законы острова гарантировали каждому капитану право голоса в рейде, а каждому матросу — долю захваченной добычи. Местные суды и народное ополчение охраняли общественный порядок. Франция направила на Тортугу в качестве губернатора Франсуа Ле Вассёра. Будучи прекрасным военным инженером, он построил на острове крепость, защищавшую гавань, и разорвал все связи с Францией, покровительствуя пиратам.

В 1694 году французская эскадра ликвидировала флибустьерскую базу на Тортуге, и столица пиратов переместилась на багамский остров Нью-Провиденс. Здесь сбывались захваченные грузы, планировались новые набеги и в огромном количестве вербовались добровольцы для захвата судов и городов под чёрным флагом со скрещенными костями.

Согласно жёстким законам флибустьеров, Чарльзу Вэйну за трусость была предъявлена чёрная метка. За измену команде жестоко пострадал Генри Эвери, а место нахождения Эдварда Тича (Чёрная Борода) за его разгульное поведение было тайно выдано англичанам. Республика Берегового братства просуществовала до 1725 года, подав пример демократического построения небольшого замкнутого сообщества североамериканским колонистам.

Золотой век

В Карибском море флибустьеры захватывали испанские корабли, перевозившие в Европу награбленное в Америке золото. К ним примыкали люди, которым нечего было терять — беглые преступники, нищие, бродяги и даже чернокожие рабы из Африки. Среди членов команды нередко оказывались талантливые европейцы, сосланные в рабство за непримиримость к тираническому произволу королей. Они внесли огромный вклад в совершенствование вооружения пиратских судов и их такелажной оснастки.

С целью сохранения трофеев в морском сражении пираты придумали стрелять из пушек ядрами, связанными цепью, которые повреждали такелаж кораблей противника, не нанося повреждений корпусу судна. Для набегов на морские поселения флибустьеры стали применять фальконеты — лёгкие переносные пушки, крепившиеся во время плавания на фальшбортах.

Пираты Карибского моря усовершенствовали абордажную тактику морских сражений, отличающуюся дерзостью и приводящую к победе при малом числе кораблей или солдат. Впоследствии многие адмиралы королевских флотилий переняли боевой опыт флибустьеров.

Для защиты от разорительных пиратских рейдов почти все города на побережье превращались в хорошо вооружённые крепости. По краям бухты строились форты с дальнобойными пушками, а сами города располагались как можно дальше от входа в гавань.

Успехи набегов пиратов на прибрежные испанские гарнизоны не остались незамеченными. Флибустьерская тактика рассыпного боя против выстроенной регулярной армии была успешно использована американскими колонистами в Войне за независимость против Англии.

К середине 18-го века многочисленными усилиями великих морских держав с пиратством было практически покончено. Океанское судоходство стало безопасным. Но легенды о подвигах головорезов под улыбкой «Весёлого Роджера» до сих пор живы. Как живы и многочисленные изобретения, открытия и новшества, внесённые пиратами в дальнейшее развитие цивилизации и всей общественной жизни.

Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Историческое расследование     Следущая