История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Революция Нового царства

Как правило, когда про какого-либо правителя говорят, что он был реформатором, то в это вкладывается положительный смысл. Это справедливо, когда реформы ведут к развитию государства и улучшению жизни людей. Но вот необдуманные реформы порой могут привести и к катастрофе. Так вышло с фараоном Эхнатоном, который, стремясь к обновлению, едва не погубил Древний Египет эпохи Нового царства.

Второй сын фараона Аменхотепа III, которого назвали в честь отца, не должен был править. Эта честь была предназначена его старшему брату - Тутмосу. Однако тот умер еще при жизни отца, так что в середине XIV века до нашей эры (это время относится к периоду Нового царства, длившемуся с 1550 по 1069 год до нашей эры) на престол Древнего Египта взошел фараон Аменхотеп IV. Наследство ему досталось непростое. С одной стороны, Египет утопал в роскоши. В сопредельных странах даже ходила поговорка, что золота в Египте столько же, сколько песка в пустыне. Но с другой стороны, внешнеполитическая обстановка становилась все более напряженной. На севере появился сильный соперник - Хеттское царство, претендовавшее на владычество в Сирии и Верхней Месопотамии. В азиатских провинциях происходили волнения против центральной власти. А внутри страны нарастали противоречия между старой знатью и новыми аристократами, выслужившимися из низов. Одним словом, стране был нужен сильный лидер.

Внешняя угроза

Аменхотеп IV начал заниматься государственными делами еще при своем отце, в качестве его соправителя. За эти несколько лет он понял, что власть принадлежит тому, кто готов за нее бороться. И потому с самого начала своего самостоятельного правления он занял крайне жесткую позицию как во внешней, так и во внутренней, политике. Для начала он перестал рассылать щедрые подарки правителям соседних держав, как это делал его отец. Это вызвало возмущение со стороны традиционного союзника Египта - Вавилонского царства. Царь Вавилона Бурна-Буриаш II возмущенно писал Аменхотепу IV: «Если не можешь быть таким же щедрым, как твой отец, то пришли хоть половину!»

Отказался он посылать подарки и царю хеттов. Более того - даже не ответил на его письмо с поздравлениями по поводу восшествия на престол. Возможно, таким образом он пытался продемонстрировать силу и независимость своей страны. Но эффект получился обратным. Оскорбленные хетты стали активно поддерживать волнения в азиатских владениях Египта. Многие местные князьки с охотой переметнулись под крыло новой сильной империи. Тем более что существенной помощи от Египта для противостояния хеттскому натиску не поступало. Постепенно союзников у Аменхотепа IV оставалось все меньше. На хеттов стали ориентироваться даже традиционные друзья - Вавилон и царство Митанни.

Желая сэкономить золото на подарках иностранным правителям, Аменхотеп IV довел ситуацию до того, что поступление доходов из провинций в Египет резко сократилось. Так было фактически потеряно экономическое могущество, достигнутое его отцом. Новый фараон не сразу понял, что мало занимать жесткую позицию - нужно быть способным ее отстаивать. А к этому Аменхотеп IV оказался не готов. Войска в азиатские провинции он отправлять не спешил, дипломатией занимался крайне неохотно. В результате он просто поссорился почти со всеми государствами в округе, не добившись никаких выгод для себя. Но дело тут было не в слабохарактерности. Просто куда более серьезной задачей он считал решение внутренних проблем. А их было предостаточно.

Жрецы против фараона

Аменхотеп IV (Эхнатон) и Нефертити

Самыми влиятельными людьми в Древнем Египте являлись жрецы. Они не только занимались отправлением религиозных обрядов, но были одновременно и своеобразными хранителями традиций. Кроме того, именно жречество получало значительную часть сокровищ, поступавших в Египет от покоренных народов. Обладая огромным авторитетом и богатством, при этом опираясь на потомственную египетскую знать, жрецы ощущали себя вправе навязывать свою волю даже фараонам, которые вели себя, с их точки зрения, неправильно.

Аменхотеп IV жречеству не нравился категорически. Во-первых, его упрямый и твердый характер сразу указывал на то, что манипулировать им не удастся.

Во-вторых, его мать Тейе находилась в постоянном конфликте со жрецами. Дело в том, что Тейе не принадлежала к египетскому царскому роду. А по некоторым данным, она даже вообще не была египтянкой, происходя откуда-то из Палестины. Женившись на ней, Аменхотеп III нанес сильное оскорбление знатным египетским родам, претендовавшим на то, чтобы пристроить дочек в принцессы.

Но мало того - Тейе также отличалась острым умом, что еще сильнее раздражало жрецов. Фактически она была не только женой, но и ближайшим советником Аменхотепа III. Она принимала участие в дипломатических переговорах и оказывала огромное влияние на политику. Особенно в последние годы жизни Аменхотепа III, когда тот серьезно болел и мало занимался делами. Разумеется, сохранила она свое влияние и при сыне. А это означало, что положение жреческого сословия могло серьезно пошатнуться.

Глубоко оскорбленные, жрецы практически в открытую называли брак Аменхотепа III с Тейе незаконным. А Аменхотепа IV, соответственно, незаконнорожденным и не имеющим никаких прав на престол. Союз жречества со знатью грозил заговором. Чтобы сохранить свою власть, Аменхотепу IV требовался сильный и неожиданный шаг. И он его придумал.

«Сироты» Солнца

Имя Аменхотеп переводится с древнеегипетского как «Амон умиротворен». Так называли фараонов, чтобы подчеркнуть их связь с высшими силами. Бог Амон-Ра был одним из наиболее почитаемых в эпоху Нового царства. Естественно, что жрецы, служившие ему, обладали непререкаемым авторитетом. Аменхотеп IV решил, что если не получается заменить жрецов (для этого потребовалось бы развязать внутри страны настоящую гражданскую войну), то нужно заменить верховного бога. С самого начала своего правления он начал продвигать культ малопопулярного прежде бога Атона, который олицетворял солнечный диск.

Себя Аменхотеп провозгласил первосвященником Атона. А на 3-м году своего правления начал строить в египетской столице Фивах (современный Луксор) храм для нового верховного бога. Жрецы поначалу встретили эту инициативу насмешками. Но когда на 4-м году правления Аменхотеп IV объявил себя живым воплощенным богом, а солнечный диск - своей природной «иконой», насмешки сменились тревогой.

Появление нового культа открыло путь наверх для множества выходцев из низов, которые не имели никаких шансов для карьеры в условиях засилья старого жречества и знати. Этих людей называли «немху» («сироты»), и они готовы были на все, чтобы не упустить свой шанс. Теперь они становились жрецами Атона - причем, стремясь выслужиться перед фараоном, служили своему богу (и своему господину) с неистовостью, переходящей в слепой фанатизм.

Помогла религиозной реформе и природа. Около 1380 года до нашей эры произошло извержение вулкана Санторин на острове Тира в Эгейском море. Облака вулканического пепла на несколько дней закрыли небо над Египтом. Теперь жрецы Атона и сам фараон напоминали об этом событии, говоря, что это был знак от бога Солнца, разгневанного тем, что египтяне его забыли.

Репрессии во имя бога

На 6-м году правления произошел окончательный разрыв фараона-реформатора со жречеством Фив. Аменхотеп IV официально объявил о смене имени и стал теперь зваться Эхнатоном, что означало «полезный для Атона». Новые «идеологически выдержанные» имена получили также члены его семьи и высшие сановники.

Не остановившись на этом, Эхнатон объявил о создании новой столицы. Место Фив теперь должен был занять город Ахетатон («Горизонт Атона»), спешно построенный в 300 километрах от старой столицы буквально за 2 года. Там были воздвигнуты огромный храм Атона и несколько дворцов для фараона и его семьи. Деньги теперь стали стекаться сюда.

К 12-му году своего правления Эхнатон почувствовал, что власть полностью в его руках, и начал полномасштабные репрессии. Отныне культ любых богов, кроме Атона, был в Египте запрещен. Фактически Древний Египет стал первой в истории монотеистической империей.

Храмы закрывались, имена богов соскабливались со всех настенных росписей. Фиванские жрецы, потерявшие былое влияние, неожиданно оказывались на улице. А немху, верно служившие Атону, получали все новые и новые привилегии.

Им даровались огромные земельные владения, охотничьи и рыболовные угодья. Во имя бога Солнца возводились все новые и новые храмы по всей стране. На эти стройки сгонялись рабочие, которые вынуждены были трудиться на износ, чтобы в кратчайшие сроки возводить гигантские сооружения. Методы убеждения фараон Эхнатон применял самые простые - любой несогласный с новыми порядками объявлялся врагом единственного истинного бога и приговаривался к казни. Масштаб этих репрессий трудно оценить, так как количество казненных нигде не учитывалось. Но многие исследователи полагают, что Древний Египет при Эхнатоне превратился в самое настоящее тоталитарное государство, жить в котором было откровенно страшно.

Враг из Ахетатона

Фактически, хорошо при Эхнатоне жила только новая столица - Ахетатон.

Здесь бурно развивалось искусство, поощряемое фараоном. Были созданы действительно впечатляющие скульптуры, росписи стен дворца и каменные рельефы. Развивался и египетский язык, на котором писались многочисленные гимны во славу единого бога. Кстати, авторство одного из них приписывается самому Эхнатону.

Но по всей остальной территории страны зрело глухое недовольство реформами Эхнатона, грозившее вот-вот перейти в открытое восстание. Теперь фараону приходилось бороться уже не с одним жреческим сословием, а фактически со всем египетским народом, не желавшим отказываться от богов своих предков ради непонятно чего. Силы, на которые Эхнатон опирался внутри Египта, были крайне малы. Для подавления волнений ему приходилось даже завозить наемников с греческих островов. Однако и это не дало нужного эффекта. Тогда фараон пошел на уступки противникам культа Атона. И тут же встретил волну непонимания от своих верных немху, которые окончательно превратились в фанатиков. По сути, Эхнатон сам загнал себя в ситуацию, где любое его действие приводило лишь к осложнению обстановки. Уж слишком резкими были противоречия. К тому же экономический кризис в стране все нарастал.

Эхнатон продержался на престоле около 18 лет. Обстоятельства его смерти известны мало, но ряд историков вполне обоснованно предполагают, что он был отравлен заговорщиками, имена которых до нас не дошли. После его смерти недолго правил фараон Сменхкара, а потом на престол взошел сын Эхнатона, прекрасно известный всем Тутанхамон. Именно он отказался от религиозной реформы отца и вернулся к почитанию старых богов. Однако исправить другие ошибки родителя не смог. Египет пришел в упадок, и XVIII династия фараонов, к которой принадлежал Эхнатон, угасла. Возрождением государства пришлось заняться следующему поколению правителей, которым реформатор оставил в наследство целый комплекс проблем. Недаром он был впоследствии проклят, а имя его старались не упоминать, употребляя прозвище «Враг из Ахетатона».

Виктор БАНЕВ

Прекрасная царица

Эхнатон известен не только своими реформами, но и тем, что он был женат на одной из прекраснейших женщин в истории - легендарной Нефертити. Уже при жизни ее именовали не иначе как «Совершенная», а ее изображения украшали храмы по всей стране. Одной из главных загадок для историков является ее происхождение. По некоторым данным, Нефертити родилась в царстве Митанни. Хотя, возможно, все же была египтянкой. Эхнатон и Нефертити пылко любили друг друга, и эта любовь воспета в многочисленных изображениях, сохранившихся после разрушения Ахетатона. Царица горячо приветствовала религиозную реформу мужа и была ревностной последовательницей Атона. Возможно, именно из-за этого между супругами позже произошел разлад - Нефертити не одобряла послаблений, которые стал допускать Эхнатон. В последние годы его правления о царице нет никаких упоминаний, хотя известно, что она была жива. Тайной остается и место захоронения прекрасной Нефертити. Ее мумия не была найдена. Но совсем недавно археологи объявили о том, что с вероятностью 90% царица была похоронена в гробнице своего приемного сына Тутанхамона. Исследования показали, что за одной из стен гробницы скрывается неизвестное ранее помещение, в котором, вполне возможно, и покоится мумия Нефертити. Проверить эту версию удастся, лишь когда ученые смогут проникнуть в тайную комнату.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Историческое расследование     Следущая