История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Засекреченный космос

55 лет назад, 12 апреля 1961 года, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории одновитковый космический полет на корабле «Восток». Из сообщений ТАСС того времени мы знаем, что полет прошел практически идеально и продолжался 108 минут. Однако после рассекречивания документов выяснилось, что реальность отличалась от красивой картинки, созданной пропагандистами.

Первый полет человека в космос был не только чрезвычайно сложной технической задачей. Одновременно возникали и серьезные вопросы политического свойства. При составлении планов первого пилотируемого полета почти сразу встал вопрос о том, насколько глубоко придется засекречивать его подробности. Ведь к событию будет привлечено внимание всего мира, журналисты начнут задавать вопросы, ученые потребуют исчерпывающего описания ракеты и корабля, его систем. Если отказаться давать технические детали, то полет не получит мирового признания. Если рассказывать все начистоту, то неизбежно всплывет вопрос военного назначения полигона, ракеты и корабля. СССР в то время позиционировал себя как миролюбивое государство, резко выступающее против переноса гонки вооружений в космическое пространство. А тут раньше или позже был бы сделан вывод, что как раз Советский Союз и является лидером этого неприглядного процесса.

Главная тайна «Востока»

Окончательное решение было принято 8 апреля 1961 года на закрытом заседании Госкомиссии. Мнения участников заседания разошлись, но в конце концов они постановили соблюдать секретность, ограничив распространение информации о технических деталях проекта «Восток». Могло показаться странным, что под цензуру попали и любые сведения о членах первого отряда космонавтов. Но после 12 апреля все прояснилось - ведь в нем состояли исключительно военные летчики.

После того как Юрий Гагарин вернулся на Землю и его имя стало наконец-то известно миру, практически сразу начали появляться статьи и книги, посвященные историческому полету. Однако при всем желании и упорстве их авторы не могли отыскать главного - как выглядел корабль «Восток». В советской прессе печатали размытые снимки, где были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, закрывавший настоящий корабль. Такие материалы ничего не могли дать ни экспертам-профессионалам, ни пытливым умам энтузиастов-любителей, интересующихся космонавтикой. Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей Mercury и Gemini, эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции корабля Гагарина. Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала.

Прежде всего, смущала форма «Востока». Эксперты знали, что внешняя форма космического корабля должна быть довольно причудливой за счет размещения на нем тормозной двигательной установки и баков с топливом. Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя. Некоторые сведения о корабле получили, изучив модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть входной люк. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплен аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока».

Крылатый корабль

Дополнительную путаницу внес и полет корабля «Восток-2» с Германом Титовым, состоявшийся 6-7 августа 1961 года. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвященные этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полете корабля в атмосфере. На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от первого «Востока». Мол, в ходе длительного 17-виткового полета корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблем-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании».

Титов действительно первым из космонавтов опробовал систему ручной ориентации корабля, но никаких маневров схода и возвращения на орбиту не производил - для «Востока» подобная эквилибристика была невозможна. Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду, а некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что советские конструкторы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения.

Только 30 апреля 1965 года первый макет «Востока» в его подлинном виде выставили на ВДНХ. Наибольшее удивление у экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата.

Ложь и рекорды

Корабль «Восток-1»

Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов полета возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации. На нем предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полета - 108 минут; рекорд высоты полета - 327,7 километра; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, - 4725 килограммов; два рекорда радиосвязи («осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля-космос, космос-Земля в диапазонах КВ и УКВ»),

Согласно установленным строгим правилам, рекорд официально регистрировался лишь в том случае, если пилот возвращался в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. В действительности спускаемый аппарат «Востока» приземлился со значительным недолетом от района посадки, где его не мог встретить комиссар. Вместо того чтобы приземлиться в 110 километрах от Сталинграда, аппарат спустился в Саратовской области.

Больше того, штатная схема посадки корабля предусматривала катапультирование пилота на высоте 7 километров. Так что Гагарин приземлялся не в кабине. Это объяснялось тем, что системы мягкого приземления тогда не было, и конструкторы опасались, что космонавт получит серьезные травмы, если останется в аппарате. Комиссар Игорь Борисенко взял грех на душу, заявив, что видел момент приземления. Однако факт катапультирования скрыть было куда труднее: произошла «утечка» информации. Да и в открытых публикациях признавалось, что на «Востоке» есть катапультируемое кресло.

У руководителей федерации возник резонный вопрос: так где же находился Гагарин в момент приземления - внутри или снаружи? Советская делегация утверждала: внутри. Руководители федерации требовали предоставить соответствующие документы. Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Обсуждение шло около пяти часов. Когда наступило время обеда, уставшие руководители федерации решили согласиться с утверждением, что Юрий Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали рекорд.

Путаница версий

Недомолвки продолжались и после других полетов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у Павла Поповича о способе его посадки на «Востоке-4». И космонавт вынужден был ответить: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля». В конце концов, советские официальные лица сами сообщили миру правду. Когда в октябре 1964 года стартовал трехместный «Восход», в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что его экипаж «впервые получил возможность приземлиться в своем корабле».

Самое удивительное в этой истории, что дезинформация о приземлении Юрия Гагарина продолжала тиражироваться даже после публикации всех данных о корабле «Восток». Возьмем, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году, и прочитаем: «На высоте около 7 километров входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Гагарин был единственным космонавтом КК "Восток", остававшимся в спускаемом аппарате до приземления и не использовавшим катапультируемое кресло. Все последующие космонавты, летавшие на кораблях "Восток", катапультировались. Спускаемый аппарат корабля "Восток" приземлялся отдельно на собственном парашюте».

Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полет Юрия Гагарина прошел штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он нештатно. Советские цензоры сами запутались, а главное - запутали других!.. Кстати, именно из-за нежелания говорить правду весь мир до сих пор думает, что исторический полет продолжался 108 минут, хотя уже в начале мая 1961 года (задолго до поездки делегации на заседание Международной аэронавтической федерации) была установлена его точная продолжительность - 106 минут.

Полвека обмана

Кто же отвечал за «космическую» цензуру? Оказывается, был вполне конкретный человек - кандидат физико-математических наук Михаил Галактионович Крошкин. Он написал несколько весьма толковых книг о космонавтике, а формально числился сотрудником Советского комитета по проведению Международного геофизического года. Именно ему направлялись все рукописи, посвященные запускам первых спутников, а он ответственно решал, какая информация может пойти в открытый доступ, а какая должна остаться секретной.

Затем геофизический год закончился, и Крошкин получил новую должность в Междуведомственной Комиссии по исследованию и использованию космического пространства при Академии наук СССР, однако продолжал много лет заниматься тем же самым: выдавал разрешение на публикацию материалов, так или иначе связанных с космонавтикой. Понятно, что когда их количество выросло, увеличился и штат подчиненных Крошкина. Не изменилось только одно - желание сказать как можно меньше, заменив подлинную историю фальсификатом.

Из-за рвения цензоров в целый детектив превратилось расследование обстоятельств спуска «Востока» с орбиты. В 1991 году (то есть через 30 лет!) был наконец-то рассекречен послеполетный отчет космонавта перед Госкомиссией. В нем Гагарин утверждал, что после торможения корабля его отсеки не разделились, а сам он начал беспорядочно кувыркаться: космонавт назвал такое странное поведение «кордебалетом». Информация была принята к сведению, но без должного обсуждения.

Всерьез к проблемам спуска обратились в апреле 2001 года (то есть через 40 лет!), когда конструктор Юрий Карпов попытался в своей статье «ЧП при спуске не было» опровергнуть «циркулирующие слухи» о том, что сход «Востока» с орбиты был по сути аварийным. В ответ на это Игорь Лисов, обозреватель специализированного журнала «Новости космонавтики», возразил, что если признать описанное Юрием Гагариным «запланированной ситуацией», то тогда ставится под сомнение компетентность первого космонавта. В результате разбирательства было установлено, что виной всему стал технический сбой в работе тормозной двигательной установки корабля. Новую версию подтвердили и документы, рассекреченные в 2011 году (то есть через 50 лет!).

Сегодня изучать историю первого полета стало намного легче: стали доступны сотни документов, извлеченных из архива. Однако некоторые вопросы остаются. Например, до сих пор нет полного списка участников запуска «Востока». Не опубликована и заверенная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с наземными пунктами: все версии, попадающиеся в печати, изобилуют лакунами и путаницей. Еще один момент - известно, что накануне старта специалисты решили «облегчить» корабль на 14 килограммов, и в авральном режиме с него было убрано какое-то оборудование. Что за оборудование убиралось? Как оно повлияло на программу полета? Была ли изменена программа полета? Насколько возрос риск аварии?

Есть мнение, что в сохранении тайны вокруг советской космонавтики была суровая необходимость: дескать, «враги социализма» могли использовать информацию во вред нашему государству. Но в том-то и дело, что гипотетические «враги» узнавали правду куда раньше граждан этого государства, что выглядит как минимум унизительным для нас - соотечественников первого космонавта планеты Земля.

Антон ПЕРВУШИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Историческое расследование     Следущая












Интересные сайты: