История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Святой покровитель цыган

Цыгане — люди в основном верующие. Правда, единой религии у них нет. В зависимости от страны проживания они могут быть православными, католиками, мусульманами, буддистами… Православные цыгане своими покровителями считают Николая-угодника и Георгия Победоносца. Католики же почитают причисленного к лику святых соплеменника — Сеферино Хименеса Малью.

Бродячий лошадник

Статуя Сеферино

Сеферино Хименес Малья родился в 1861 году в семье кало. Так называет себя крупный цыганский этнос, распространённый в Испании, Португалии и на юге Франции (хотя встречаются кало даже в Северной Африке и Южной Америке). Как и большинство кало, семья Сеферино кочевала по Испании. Мать танцевала фламенко и предлагала услуги гадалки, отец торговал лошадьми. С самого детства Сеферино помогал в торговле отцу, а также плёл и продавал корзины.

Вопреки распространённому заблуждению, цыгане всегда старались дать детям хотя бы начальное образование. Увы, семья Сеферино слишком часто переезжала с места на место, и ребёнок остался неграмотным. Правда, в совершенстве освоил азы арифметики. И верно: как можно торговать лошадьми, не умея считать?

В 40 лет (к тому времени его родители уже скончались) Сеферино решил покончить с кочевой жизнью. Удобный случай стать оседлым подвернулся, когда он оказался в городке Барбастро, что расположен на северо-востоке Испании. Здесь Сеферино познакомился с цыганкой Терезой Кастро. Будущий святой покинул табор, женился и поселился в Барбастро.

За время скитаний он нажил неплохой капитал. Женившись, продолжил заниматься делом, которое знал и любил, — торговал лошадьми. А когда Сеферино заключил договор о поставке лошадей и фуража для французской армии (Барбастро расположен относительно недалеко от границы с Францией), он стал одним из самых состоятельных горожан.

Слово — закон

В отличие от многих нуворишей, Сеферино не зазнался. Он делал щедрые пожертвования церкви, помогал нищим и сиротам. Благодаря своей широкой душе и безукоризненной честности, Малья пользовался огромным авторитетом у местных цыган и стал у них бароном. Его слово было законом для соплеменников — как городских, так и бродячих, оказавшихся в окрестностях Барбастро.

Сеферино Малья был очень набожным человеком. Он не пропускал ни одной службы в церкви. Собирая у себя дома детей местных цыган, Сеферино читал им Библию, рассказывал о Боге. А вот самому Сеферино и его жене Терезе бог детей не дал. Пара молила Небеса о ребёнке, совершала паломничества к святым местам, но увы… Поэтому, когда Тереза узнала, что её маленькая племянница Пепита, жившая на другом конце Испании, осиротела, супруги тут же удочерили девочку. Потомки Пепиты, кстати, до сих пор живут в Испании и пользуются большим уважением в цыганском сообществе.

Опиум для народа

Возможно, Сеферино Малья прожил бы долгую счастливую жизнь и умер бы в своей постели в окружении скорбящих Терезы, Пепиты и внуков, но в 1931 году в Испании была свергнута монархия. Республиканцы, придя к власти, развернули кампанию против Церкви. Роспуск ордена иезуитов, национализация имущества Церкви, запрет священникам на преподавание в школах — это были ещё, как говорится, цветочки. Со временем дело дошло до откровенного террора: расследование, проведённое годы спустя, показало, что с 1936 по 1939 год в Испании были замучены до смерти 6832 священнослужителя! Что уж говорить о простых мирянах… Человека могли расстрелять только за ношение медальона с изображением святого. Можно только представить, в какой ужас погрузилась страна, где раньше две трети населения в обязательном порядке ходили к мессе.

Большая часть зверств республиканцев выпала на крупные города. Однако и в провинции было неспокойно. В Барбастро новая власть тоже не теряла времени даром. В 1935 году в местной церкви запретили службы. По ночам на местном кладбище расстреливали контрреволюционеров и священников. Тела их закапывали в братских могилах.

Сеферино с прискорбием смотрел на то, что происходило вокруг. Его авторитет для революционеров был пустым звуком. Сосед Сеферино по имени Сопено был членом республиканской ячейки. Несмотря на это, он очень уважал Малью. Сопено посоветовал соседу перестать приглашать детей на библейские чтения и вообще всячески скрывать свою религиозность. Сеферино поблагодарил за совет, но последовать ему отказался.

Проповеди в камере

В июле 1936 года ополченцы (так называли милицию республиканцев) тащили в сторону тюрьмы избитого человека в рясе священника. Редкие прохожие отводили глаза в сторону. Внезапно на пути ополченцев возник Сеферино.

— Перестаньте мучить этого человека! — потребовал он, прекрасно понимая, что этими словами подписывает себе приговор.

Один из ополченцев плюнул ему под ноги.

— Защитник клерикалов? — с презрением спросил он. — А ну, пошли-ка с нами. Потолкуем о Боге в тюрьме.

— У тебя есть оружие? — уточнил у Сеферино другой ополченец.

— Да, — ответил тот и показал ему чётки. — Вот оно.

Сеферино отвели в тюрьму и бросили в общую камеру. Вскоре об этом знал весь город. Сопено на правах заслуженного республиканца пришёл к прокурору.

— Товарищ! — сказал он. — Сеферино Малья ни в чём не виноват и к контрреволюции отношения не имеет. Он просто был пьян, поэтому и повёл себя глупо. Я ручаюсь за него!

— Ручаешься? — рассердился прокурор. — Тогда, товарищ, почитай донесение начальника тюрьмы. Он пишет, что твой Сеферино читает заключённым проповеди. И на расстрел даже те, кто раньше не верил, идут с именем Бога на устах. И ты ещё просишь за него? Может быть, ты и сам тайный католик, товарищ?

От прокурора Сопено отправился в тюрьму и добился свидания с Сеферино. Он изложил соседу свои соображения.

Республиканцы не трогают цыган, чтобы не вызвать волнений. Если, конечно, те не дают им слишком явного повода. Поэтому, говорил визитёр, если Сеферино уберёт подальше чётки и перестанет проповедовать среди заключённых, он обязательно вытащит его на свободу.

— Но кто же тогда будет нести слово Божье несчастным людям, обречённым на смерть? — искренне изумился Малья. — Ведь не могу же я лишить их последнего утешения. Прости, сосед, но я не приму твое предложение.

Братская могила

Сопено обратился к приёмной дочери соседа, сказав, что отца нужно спасать. Но ни уговоры Пепиты, ни мольбы Терезы не поколебали решения Сеферино. В итоге за злостную церковную пропаганду он был приговорён к расстрелу.

Казнили Сеферино на рассвете 8 августа 1936 года. Его расстреляли вместе с остальными заключёнными на кладбище Барбастро. По преданию, до последнего момента он молился, перебирая чётки, и вместе с ним молились остальные смертники. Тело Сеферино сбросили в братскую могилу. Несколько недель спустя родственники Мальи ночью разрыли землю на месте захоронения, надеясь достать его тело и похоронить отдельно. Увы, им это не удалось: трупы были раздеты до нижнего белья (так что опознать их по одежде было невозможно) и уже начали разлагаться. Поэтому тело Сеферино так и осталось в братской могиле.

Мученическая смерть Мальи сделала его святым в глазах городских жителей. Правда, долгое время Католическая церковь (которая вообще не слишком хорошо относилась к цыганам) предпочитала вообще не вспоминать подвига Сеферино. Лишь в 1997 году папа римский Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных и назвал святым покровителем цыган. День его почитания приходится на 4 мая. И хотя Сеферино считается католическим святым, православные цыгане тоже отмечают этот праздник.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: