История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Хмурые реформаторы

Эпохой Реформации называют время с XVI по начало XVII века. Именно тогда христианство неожиданно приобрело множество граней и трактовок. Если раньше в Европе безраздельно правила католическая церковь, то теперь у нее появились серьезные конкуренты. Одним из новых течений были пуритане.

B XVI-XVII веках католическая церковь испытала страшные потрясения. По всей Европе верующие стали считать, что официальная церковь погрязла в роскоши и разврате, а люди забыли о Боге и дарованных им заповедях праведной жизни. Брожение умов началось на германских землях, где появился реформатор Мартин Лютер. В швейцарских кантонах, Франции и других странах народ пошел за Жаном Кальвином. Английские последователи Кальвина получили прозвище пуритане, то есть «чистые».

Английский вариант

В Англии реформу церкви начал король Генрих VIII. Монарху не нравилось, что римский папа вмешивается во внутренние дела английского государства. Всевластный король встал на сторону тех своих епископов, которые выступали за полное отделение от Рима и создание собственной церкви с менее напыщенным богослужением. Основным церковным документом у них считалась Книга общественного богослужения, возвращавшая церкви, как считали англикане, чистоту веры.

Король объявил национальную церковь государственной, а себя - ее главой. Монастыри он закрыл, монастырские земли отобрал в казну, католических иерархов казнил, а прочих папских священников объявил вне закона. Однако католики в стране все же сохранились. Между двумя конфессиями началась борьба.

Мария Тюдор

Пока Генрих был жив, проигравшие в теологических спорах лишались головы, и желающих закончить дни на плахе было немного. И власть, и церковь Генрих VIII держал железной рукой. Но после его смерти и недолгого правления сына-протестанта трон заняла католическая королева Мария Тюдор. Она восстановила католичество и начала сжигать протестантов на кострах. Последователи новой церкви стали в ужасе бежать на континент.

Там-то прежние умеренные англикане познакомились с учением Кальвина и Цвингли. В изгнании они провели 5 лет. На родину после смерти Марии они вернулись с самым радикальным образом мыслей. Новая королева - Елизавета I - умело лавировала между яростными католиками и не менее яростными протестантами. Она приняла Акт о единообразии, признающий права католиков в протестантской стране, и избежала гражданской войны. Сменившие ее на троне монархи из династии Стюартов были не столь дальновидны.

Правление Якова I Стюарта началось с того, что пуритане предъявили ему петицию об изменениях в англиканской церкви. Петицию король проигнорировал и нажил себе смертельных врагов. Но Яков не нашел общего языка и с радикальным крылом католиков. Те в 1605 году подготовили так называемый Пороховой заговор, когда лишь чудо спасло короля от смерти.

И все же к католикам Яков относился с меньшей нелюбовью. Про пуритан он говорил, что они самые злейшие и коварные враги, которые не остановятся ни перед чем, притворяясь добрыми христианами и опорой трона. Сын Якова Карл I стал заклятым врагом пуритан. Он фактически объявил их вне закона. Неудивительно, что пуритане приняли активнейшее участие в судьбе короля - они развязали гражданскую войну и привели его на плаху. Однако в этой войне победа досталась не пуританам, а умеренным протестантам. Реформы церкви, которые предлагали пуритане, так и не были осуществлены. А при последующих королях многие из пуритан предпочли и вовсе покинуть неблагожелательную родину. Они стали переселяться в Америку. Большинство пассажиров «Мейфлауэра» (первого корабля колонистов нового континента) как раз и было пуританами. К середине XVII века эмигрировало уже около 30 тысяч пуритан.

Жизнь в аскезе

Прозвище «пуритане» придумали последователи англиканской церкви. В этом слове скрывался тайный подтекст: «чистыми» некогда именовались катары, которых католическая церковь давным-давно признала еретиками и предала уничтожению. Впрочем, от веры тех «чистых» пуритане отшатнулись бы в ужасе. Их «чистота» была несколько другого порядка. Сами себя они называли не «чистыми», а «верными», «избранными» или «благочестивыми».

Благочестивы пуритане были до крайности. В их общинах под запрет попали самые невинные развлечения. В Шотландии, где на умы прихожан имел огромное влияние проповедник Нокс, нельзя было надевать нарядную одежду, вместо степенного размеренного шага двигаться с живостью или, напротив, плестись нога за ногу. Нельзя было улыбаться своим мыслям или хохотать, вспомнив что-нибудь смешное. Все это могло повлечь обвинение в вероотступничестве. А уж танцы, пение светских песенок, кокетничанье с противоположным полом и амурные внебрачные связи, как и посещение «рассадников разврата» - театров, считались верхом безобразия.

Последователи Нокса носили темную одежду и ходили с уныло-благочестивыми лицами. Живость во взгляде появлялась только в общении с Богом. Одна из заповедей пуритан гласила, что человек должен ни минуты не оставаться без дела. Бедняков они не любили, а нищему не подали бы ни пенни. Считалось, что бедняки потому бедны, что не желают добросовестно трудиться, а каждый пенни нужно добывать тяжким трудом. Бог дал человеку руки и ноги, никого не обделил, так что всякий может заработать на жизнь, было бы желание и вера. Бедны - значит, слабо верят. А тем, кто слабо верит, помогать нельзя.

Идеалом пуритан было создание крепкой и верующей семьи, где каждый человек знает свое место и трудится на благо всем. Отвлеченных рассуждений о Боге они не понимали и не принимали. Бог должен присутствовать в жизни каждого как личное переживание. Посредники вроде епископов в вопросах веры не нужны. Все, во что нужно верить, записано в священных текстах и молитвах. Вера должна быть без всяких излишеств. Даже богато украшенные соборы казались им излишеством. А также пышные одеяния священников и существование церковной иерархии. Их пасторы отличались от простых верующих разве что особым фанатичным блеском в глазах. Разумеется, эту строгость без излишеств совершенно не воспринимали ни католики, ни англикане.

Строители Нового Света

Помимо пуритан на Американский континент постепенно выдавили и других церковных «диссидентов» - мормонов, баптистов, адвентистов. Полностью заселены пуританами были в основном северные земли. На юге обосновались плантаторы, которые владели огромными латифундиями и использовали рабов. Север рабства не знал. Точнее, оно там было замаскировано под видом пауперизма. Неимущие, искавшие спасения от нищеты, превращались в «белых рабов» и эксплуатировались не хуже негров. При этом они считались свободными, должны были вливаться в общество и разделять пуританские идеалы.

На новой родине пуритане продолжили совершенствоваться в благочестии. Иногда это приносило кошмарные результаты. Именно пуританская община города Салем организовала печально знаменитый процесс над «ведьмами» и обрекла на смерть более 20 человек! Но вместе с тем пуритане внесли большой вклад в освоение Америки. В землях, где они поселились, был огромный естественный прирост населения за счет рождаемости. Пуритане буквально исполняли завет Божий - плодитесь и размножайтесь. Семьи их были крепкими и многодетными.

Отцы семейств трудились не покладая рук, были честны, предприимчивы и упорны. К тому же в пуританской среде считалось греховным прикладываться к бутылке. К детям они относились строго, но справедливо. Мальчиков обязательно отдавали учиться. С девочками сложнее. Считалось, что девочкам обучение только вредит. Однако начала грамоты преподавались всем. Разумеется, в обязательном порядке изучались основы религии.

Оставшиеся на родине пуритане не имели в обществе большого веса. Однако во время правления королевы Виктории пуританская мораль восторжествовала. Ядовитый и злой на язык Оскар Уайльд назвал его веком ханжества и лицемерия. Это было время, когда любое искреннее движение души пресекалось на корню. Выделяться из толпы считалось неприличным, а иметь свой взгляд на мир - непристойным. Люди жили, тщательно соблюдая условности. К пуританам, как к религиозному течению, отношения эта мораль не имела. Но идеалы, которые тогда воплотились в жизнь, были, несомненно, пуританскими.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: