История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Очищение ислама

Слово «ваххабиты» в наше время настолько прочно ассоциируется с терроризмом, что мало кто задумывается над тем, что оно в сущности означает. Между тем это мусульманское течение начиналось как вполне мирное движение по очищению религии от противоречий и излишеств. Но так же, как и протестанты в Европе, довольно скоро проповедники «нового ислама» взяли в руки оружие.

В первой половине XVIII века Аравийский полуостров переживал не самые лучшие времена. Сельское хозяйство находилось в упадке - ему одинаково вредили как долгие засухи, так и мощные проливные дожди, из-за которых возникали селевые потоки, уносившие верхний плодородный слой почвы вместе с посевами. Бедуины стремились подчинить себе оседлые племена, а те обращались за защитой к местным шейхам. Из-за этого Аравия была постоянно охвачена междоусобицами. Османская империя уделяла этому региону не слишком много внимания. Так что все решали сиюминутные интересы многочисленных шерифов - вождей кланов, контролировавших ту или иную область. В этой ситуации единственным объединяющим началом могла стать только религия.

Новая проповедь

Ислам столкнулся с теми же проблемами, что и христианские церкви. Богато украшенные мечети с сияющими минаретами, отделанными золотом, слабо согласовывались со словами проповедников о смирении и самоограничении, подобающих каждому истинно верующему. С трудом сводящие концы с концами бедуины попросту отказывались видеть своими духовными лидерами тех, кто жил за стенами процветающих городов и не терпел нужды ни дня в своей жизни. Причины поиска «нового ислама» были очень похожи на те, что привели к Реформации в Европе.

Человеком, сумевшим сформулировать и понести «в народ» принципы нового понимания ислама, стал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Он родился около 1703 года и с раннего возраста начал получать богословское образование. Уже в 12 лет он отправился в паломничество в Мекку, а приблизительно к 20 годам стал известен как харизматичный и очень самостоятельно мыслящии мусульманский проповедник.

Главной идеей, провозглашенной Мухаммадом аль-Ваххабом, стало очищение ислама от всех новшеств, накопленных за столетия существования религии. Особенно яростно он критиковал идолопоклонничество. В него он включал поклонение могилам мусульманских святых, в том числе и самого пророка Мухаммеда. Естественно, такие радикальные взгляды многим не понравились, так что аль-Ваххабу пришлось неоднократно переезжать со своими проповедями с места на место.

Но находились и те, кому резкие слова молодого проповедника пришлись по душе. Первым правителем, признавшим правоту слов аль-Ваххаба, стал эмир города Уяйны по имени Усман ибн Муаммар. Он повелел начать уничтожение местных святынь, которым привыкли поклоняться бедуины, а также снести мавзолей одного из святых. Заодно были ужесточены до крайности нормы шариата. В частности, введено побиение камнями за прелюбодеяние. Впрочем, спустя некоторое время эмир одумался и тоже выгнал проповедника из города.

С оружием в руках

Ваххабиты

Первым по-настоящему серьезным союзником аль-Ваххаба стал эмир Мухаммад ибн Сауд, правивший городом Эд-Диръия. В 1744 году проповедник и эмир заключили союз. С этого времени под флагом «обновления ислама» началось создание нового государства, наследником которого является современная Саудовская Аравия. Тогда же небольшое образование в центре полуострова называлось Дирийский эмират.

Несмотря на то, что одним из постулатов учения аль-Ваххаба было осуждение любой гражданской войны между мусульманами, «обновленный ислам» с самого начала распространялся исключительно путем силы оружия. Первым утратил независимость тот самый эмират Уяйна. Хотя Ибн Муаммар какое-то время считался союзником аль-Ваххаба и ибн Сауда, но, в конце концов, его убили прямо во время пятничной молитвы. Аль-Ваххаб же благополучно дожил до 1792 года.

Активное расширение ваххабитского государства саудитов продолжалось до начала XIX века. Затем они потерпели несколько крупных поражений и, казалось, были разбиты наголову, но вскоре сумели возродиться и снова подчинить себе практически всю Аравию. При этом завоевание новых земель всегда сопровождалось уничтожением всех «неправильных» святынь и насаждением нового взгляда на ислам.

Бедуинов, встававших под знамена Мухаммада ибн Сауда, привлекали слова об очищении веры от всего наносного. Аль-Ваххаб говорил на предельно понятном им языке. Призывал разрешать носить золотые украшения лишь женщинам. А отделку мечетей сделать максимально скромной, чтобы орнаменты и позолота не отвлекали верующих от совершения намаза.

Назад, к истокам!

Сами ваххабиты называют свое учение «салафия». По сути, аль-Ваххаб не придумал ничего нового, а лишь развил идеи, заложенные мусульманскими богословами за много веков до начала его проповеди.

Самый главный и самый строгий принцип ваххабитов-салафитов - это таухид. То есть вера в безусловно единого Бога. Любое чрезмерное почитание святых (например, поклонение их гробницам или тем более мощам) они считают нарушением этого принципа. Исходя из этого, они считают недопустимым даже празднование дня рождения пророка Мухаммеда. А элементы языческих верований, сохранившиеся в исламе (такие, как вера в гениев или джиннов), и вовсе воспринимаются салафитами как непростительный грех. Любое посредничество между Аллахом и верующим также отвергается.

«Ни один посланник, будь то пророк Мухаммед или кто-либо из предыдущих пророков, не разрешал людям взывать к ангелам, пророкам и праведникам или просить их о заступничестве. Взывать к ним нельзя, если они уже умерли или отсутствуют рядом», - писал еще в XIII веке известный мусульманский богослов ибн Таймия, чьим духовным наследником считается аль-Ваххаб.

Салафиты считают, что все постулаты Корана следует трактовать исключительно буквально, без привлечения каких бы то ни было аллегорий или символов. Идеалом для них является жизнь ранних мусульманских общин, и современных мусульман они призывают обратиться к опыту «праведных предков» («саляфов»), отвергая любые новшества. Особенно те, которые пришли в ислам в результате контактов с западными странами. Сам аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда.

Ваххабиты не признают любую власть, отходящую от норм шариата. Поэтому в исламе они заняли нишу крайних фундаменталистов. А заодно заслужили репутацию людей, с которыми практически невозможно договориться. Несмотря на то, что их называют «пуританами от ислама», они не смогли создать новую цивилизацию, как это когда-то удалось сделать протестантским эмигрантам из Европы.

Хотя, большая часть населения Саудовской Аравии по-прежнему считает себя салафитами и продолжает прикладывать усилия для очищения ислама. Так, в 1998 году, в рамках кампании по уничтожению идолов, саудовскими властями была уничтожена могила матери пророка Мухаммеда - Амины бинт Вахб. Это событие вызвало возмущение среди мусульман всего мира, хотя Амина бинт Вахб не считается святой даже в традиционном исламе (она умерла язычницей, когда будущему пророку было всего 5 лет).

Виктор БАНЕВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: