История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС




Вы хотите открыть магазин комнатных цветов?





Великий раскол

Христианство не раз делилось на различные направления и вероучения в процессе своего развития. Некоторые ветви дожили до нашего времени, а некоторые были полностью уничтожены и заклеймены как ереси. Так случилось и с арианством — разновидностью христианства, когда-то распространённой по всей Европе и вполне серьёзно конкурировавшей с ортодоксальной церковью.

Ранние христиане, скрывавшиеся в катакомбах и подвергавшиеся гонениям, были заняты в основном проблемой выживания во враждебном языческом мире. Однако время шло, христианская церковь укреплялась и набирала силу. Её структура становилась более упорядоченной, с ней начинали считаться римские императоры. Всё это требовало более строгого и единого вероучения. А потому 3-4 века стали временем бурных внутрицерковных дискуссий. Одной из главных среди них стал вопрос об учении александрийского священника Ария.

Египетский проповедник

Арианство

Сначала христиане довольно долго спорили о том, кто же такой Иисус Христос — человек, «усыновлённый» Богом (так считали, например, несториане), или сам Бог. А если Бог, то есть ли в нём человечность? Эти споры принято называть «христологическими». Постепенно они были решены, по мере того как формировалось понятие о Троице. Однако тезис о том, что христианский Бог един в трёх лицах, породил новую волну споров — на этот раз «триадологических», или «тринитарных».

В начале 4-го века наиболее острая дискуссия разгорелась в Александрии — одном из главных центров богословия того времени. Пресвитер по имени Арий проповедовал своё понимание сущности Христа, утверждая, что тот был сотворён Богом-Отцом. Это противоречило представлениям христианства о том, что Христос единосущен и равен Богу-Отцу. Однако для многих прихожан слова Ария были более понятны и разумны, чем сложные теории о Едином Боге, который представлен в трёх личностях, сохраняя при этом цельность. Арий быстро набрал популярность в народе и даже претендовал на сан епископа Александрии.

В конце концов Арий проиграл епископу Александру публичный диспут и был даже отлучён от церкви. Но это не остановило его. Будучи глубоко уверен в своей правоте, опальный священник продолжал проповедовать. И количество его последователей росло. По некоторым подсчётам, за Арием последовало около трети всего клира Александрии. Также его поддержали несколько епископов. Всё это привело Александра в ярость. В 321 году он повторно отлучил Ария от церкви, и тот был вынужден отправиться в изгнание в Палестину.

Пока Арий продолжал распространять своё учение на Востоке, страсти в Александрии и не думали униматься. Богословские диспуты постепенно переросли в уличные стычки между представителями различных партий. Эти тревожные слухи к 324 году достигли ушей императора Константина, который как раз к тому времени победил всех своих политических противников и мечтал заняться укреплением империи. Известие о расколе в церкви чрезвычайно расстроило его, так как именно на христианство, как на объединяющую религию, Константин делал ставку во внутренней политике. Решив снять все противоречия, разобраться с ересями и упорядочить вероучение, Константин объявил о созыве первого в истории христианства Вселенского собора, который состоялся в 325 году в городе Никея.

Символ веры

Следует помнить, что христианская церковь тогда не имела собственного политического веса и практически во всем зависела от поддержки императорской власти. Поэтому мнение Константина имело решающее значение. И поэтому же он председательствовал на Вселенском соборе, хотя на тот момент даже не был крещён. Ещё до официального открытия собора император Константин получил несколько сотен доносов и жалоб священников друг на друга. Оказалось, что христианская церковь просто раздираема на части внутренними противоречиями, большая часть которых, впрочем, не имела никакого отношения к вере и была банальными личными счётами и ссорами из-за должностей. Решив не поощрять эти распри, Константин приказал сжечь все жалобы, не читая.

Всего в соборе участвовало около 1500-2000 человек, в том числе несколько сотен епископов. Позицию ариан представлял авторитетный епископ Евсевий Никомедийский, который долго и довольно убедительно доказывал, что учение Ария не противоречит установлениям христианской веры. В ходе дебатов оказалось, что опровергнуть рассуждения египетского вольнодумца исключительно цитатами из Священного Писания невозможно. На какой-то момент показалось даже, что собор закончится богословской победой ариан. Первый проект Символа веры (базового текста, содержащего основные постулаты христианства) был написан довольно туманно. В целом он вполне согласовался с учением Ария.

Однако своё веское слово сказал император Константин. Именно по его настоянию в текст Символа веры было включено слово «единосущный» применительно к Христу. Это исключало арианскую трактовку Евангелия, согласно которой Христос был лишь «подобосущен» Отцу. Арию и его четырём ближайшим соратникам ничего не оставалось, кроме как отказаться подписывать такой Символ веры и удалиться в ссылку.

Казалось бы, на этом в истории александрийской ереси можно было поставить точку. Но не прошло и трёх лет, как Константин вернул из ссылки как Ария, так и его сторонников. Это произошло из-за того, что император опасался излишнего усиления позиций «никейской партии» — прежде всего Афанасия Великого (епископ Александр умер спустя несколько месяцев после Вселенского собора). Сначала император обменивался с Арием письмами, а затем призвал его со товарищи в Константинополь и приблизил к себе.

В конце концов, даже крещение на смертном одре в 337 году Константин принял именно от арианского епископа — того самого Евсевия Никомедийского. Арий же умер годом раньше — в 336 году.

Вера для варваров

Наследники императора Константина разделились во мнениях относительно того, какое христианство считать правильным. Констанций II, правивший восточной частью империи, поддерживал ариан, а его брат Констант, сидевший в Риме, был сторонником никейцев. Из-за этого, кстати, римские епископы довольно долгое время считали всех без разбора восточных христиан еретиками и арианами. Вплоть до правления императора Феодосия I арианство на Востоке было серьёзнейшим конкурентом православия (так часто называют «никейскую партию», хотя православие как таковое возникло только после раздела церкви в 11-м веке).

В 341 году Антиохийский собор закрепил арианство как официальную христианскую доктрину. А на Миланском соборе 355 года Афанасий Великий и его сторонники потерпели окончательное поражение и были изгнаны из Константинополя. Казалось, что успех арианства предрешён. Однако история рассудила иначе. И современная христианская церковь (как православная, так и католическая) не признает ни Антиохийский, ни Миланский соборы Вселенскими и легитимными. В 381 году император Феодосии созвал новый Вселенский собор в Константинополе, на котором арианство было признано еретическим учением и осуждено.

Запрещённое на востоке учение теперь стало постепенно перетекать на запад. Арианство стало официальной религией многих германских государств, возникших на руинах павшей Западной Римской империи. Арианами были вандалы, бургунды, аланы и лангобарды. Сильные позиции арианская церковь имела в королевствах остготов (Италия) и вестготов (Испания). Арианство просуществовало вплоть до 6-7 веков, вполне успешно конкурируя с постепенно формирующейся католической церковью. А в более поздние времена осколки арианских общин существовали в Крыму, на Дону и Волге. Арианство же полностью исчезло в раннем Средневековье, сохранившись лишь на страницах богословских трактатов.

Виктор БАНЕВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: