История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Церковь столицы мира

Православные называют Иерусалимскую церковь матерью всех позднее возникших церквей. И понятно, почему. Считается, что Иерусалимская церковь, возникшая в городе, где Иисус Христос был распят и воскрес на третий день, была первой церковью нового христианского вероучения. По преданию, ее основателем считается Иаков - один из апостолов и первый епископ Иерусалима.

Христианство возникло в очень сложный для иудеев период, когда официальная религия начала сдавать позицию за позицией. Иудея пережила немало несчастий и завоеваний, ее жители оказались в вавилонском плену и вернулись на родные земли спустя долгое время, не утратив веры. Но римское владычество оказалось более губительным, чем вавилонское. Римляне обладали совершенным аппаратом власти и высокоразвитой культурой. Противостоять им оказалось гораздо сложнее, чем завоевателям из Ассирии и Вавилона. Для борьбы с захватчиками на равных иудаизм был слишком догматической религией. Должна была возникнуть другая вера, способная соединить единобожие на иудейской основе с культурным достоянием античности. Это и было христианство. Центром нового веяния стал главный город Иудеи - Иерусалим.

Первые мученики

Храм Гроба Господня

Именно с Иерусалимом связаны последние дни жизни Иисуса. Хотя проповедовал он по всей Иудее, но основные события произошли именно здесь. Последнюю проповедь Иисус произнес для своих учеников в Иерусалиме. Последнюю ночь провел в Гефсиманском саду на окраине Иерусалима. В этом городе он был приведен на допрос к прокуратуру Иудеи Понтию Пилату и на суд иудейского синедриона. Здесь он был приговорен к смерти и распят на кресте. И здесь же он воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Вполне понятно, что в Иерусалиме последователей Иисуса было больше, чем во всех других иудейских городах. Первая христианская церковь тоже возникла в Иерусалиме.

Римские власти преследовали иерусалимских христиан. Но именно в Иерусалиме через 18 лет после распятия Иисуса состоялся Апостольский собор. И в этом городе получил одобрение христианской общины апостол Павел. Христиане Иерусалима готовы были ради своей веры на любые жертвы. Недаром первомучениками стали апостол Иаков, казненный в 62 году, и иерусалимский архидиакон Стефан.

Конечно, римляне боролись не только с нарождающимся христианством. Иудаизм они тоже считали опасной и неугодной Риму религией. Но война с иудеями шла, так сказать, на два фронта. В 70 году Иерусалимский храм был стерт с лица земли, спустя еще несколько десятилетий сам город переименовали на римский манер в Элию Капитолину, а горожан выселили на земли по другую сторону Иордана. Так одним рескриптом Рим избавился и от слишком активных и патриотически настроенных иудаистов, и от готовых умереть за свою веру христиан.

Но иерусалимская христианская община тем не менее не погибла. Иерусалимские беженцы осели в городе Пелла, где продолжали свою деятельность, несмотря на касающиеся их веры запреты. Гораздо хуже римлян оказался другой враг - иудейские радикалы, которые активно составляли на тайных последователей Христа доносы. Благодаря этим доносам множество христиан рассталось с жизнью. Но учение о Сыне Божием, пришедшем в мир ради спасения всего человечества, постепенно становилось очень популярным не только среди иудеев, но и среди самих римлян.

Спустя несколько веков в Элии Капитолине возник новый христианский центр. Рим тогда исчерпал свои ресурсы и время его могущества клонилось к упадку. Император Константин, официально признав христианство и сделав его государственной религией, вернул древнему городу не только старое имя, но и важнейшее место среди тогдашних религиозных центров. В 326 году в Иерусалиме был построен храм Гроба Господня, а потом по всей Палестине стали возникать монастырь за монастырем. К 451 году, когда глава Иерусалимской церкви получил титул патриарха, насчитывалось уже свыше 10 тысяч монахов, все они были православными и все подчинялись Иерусалимскому епископату.

Нежелательная вера

Казалось бы, Иерусалимской церкви было обеспечено светлое будущее. Но в VII веке город стал яблоком раздора. В 614 году Иерусалим был завоеван персами, а потом вошел в состав Арабского халифата. Православная Византия больше не имела на него прав. Последствия были плачевны. Множество иерусалимских христиан погибли, другие бежали в поисках спасения. Тем не менее оставшиеся в Иерусалиме христиане от веры не отступили. Конечно, их город стал частью арабского мира, они освоили арабский язык, ознакомились с арабской культурой, но в своей деятельности ориентировались на византийский Константинополь. В Иерусалимской церкви процветали православные святые, подвижники и богословы.

В XI веке, после Первого крестового похода, православный Иерусалим стал добычей западных христианских рыцарей. С одной стороны, это было возвращение под власть единоверцев, с другой стороны - между тогдашними единоверцами уже существовали непреодолимые разногласия. В этой ситуации Иерусалимская церковь оказалась в трудном и двусмысленном положении. Сначала отношения между детьми одного вероучения выглядели благопристойно: рыцари уважительно относились к своим православным единоверцам. Но по мере строительства и развития Иерусалимского королевства начиналась пора отрешений от должности православных священников и замены их западными святыми отцами.

Однако латинянам так и не удалось утвердиться на Святой земле. Знаменитый султан Саладин, захвативший Иерусалим, предпочел римскому епископу православного патриарха. Тем не менее в итоге Иерусалимская церковь получила сразу нескольких соперников, основавших в Палестине собственные монастыри и церкви - орден францисканцев, Армянскую и Коптскую церкви. Большой роли, конечно, ни православные, ни католики, ни коптские, ни армянские верующие в Иерусалиме не играли. Позднее Иерусалим вернулся в лоно ислама и в этом лоне пребывал до XX века. Патриархи Иерусалимской церкви находились не в Иерусалиме, а в Константинополе.

Рука Москвы

Во время владычества в Иерусалиме Османской империи христианские церкви подвергались регулярным разграблениям, а турецкие власти использовали христианских паломников как средство для пополнения государственной казны. Тем не менее Иерусалимской православной церкви в этот период удалось значительно укрепить свои позиции. Если при мамлюках патриарший престол занимали только выходцы из арабского мира, с 1530-х годов этот престол стали занимать православные греки. И первый же греческий иерусалимский патриарх наладил сношения с самой крупной православной страной - Московским государством.

Для Иерусалимской церкви эта эпоха оказалась очень благоприятной. После веков запустения и гонений началось возрождение храмов и основание новых. Средства для строительства и украшения храмов черпались теперь не только от паломников, но и от зарубежных православных жертвователей. Средства эти были столь велики, что Иерусалимской церкви удалось выкупить пришедшие в упадок храмы и монастыри сербской, грузинской и латинских церквей. Одному из патриархов удалось даже отнять у католиков Голгофу и Святую Пещеру, где родился Иисус.

В XIX веке огромную роль в жизни Иерусалимской церкви стала играть Россия. Основные денежные поступления шли именно оттуда. Турция, потерпевшая ряд поражений в войнах с русскими, вынуждена была смягчить отношение к православным на своей территории. В 1845 году, впервые за несколько веков, патриарх Иерусалимской церкви перенес престол в этот древний город и стал проживать там постоянно. В 1847 году в Иерусалиме была учреждена Русская духовная миссия. Миссионеры приобрели в Палестине участки земли, где возвели новые церкви и монастыри. После образования Советского государства миссия находилась в ведении Зарубежного Синода. В 1948 году, после образования государства Израиль, она была возвращена Московскому патриархату.

В наши дни Иерусалимский патриархат занимает территорию двух государств - Израиля и Иордании. В состав Иерусалимской церкви входят Птолемиадская и Назаретская митрополии, а также Синайская архиепископия. Церковь насчитывает около 130 тысяч верующих и владеет 65 храмами и 25 монастырями в Палестине, Иордании, Израиле, в том числе и в самом Иерусалиме.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: