История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





День рождения Солнца

В течение недели перед Великим постом традиционно отмечается Масленица. Это давний славянский праздник, сохранивший в своей символике и обрядности множество языческих элементов. Наши предки всегда бурно праздновали приход весны. И христианство смогло лишь переосмыслить эти традиции, но не искоренить их.

Задолго до появления Христа многие народы вели свой календарь по солнцу. День рождения солнечного бога Митры в Римской империи праздновали около 25 декабря, когда заканчивалось наступление тьмы. В Древнем Египте этот день отмечали в честь Осириса, который умирает и рождается вновь. На Руси в языческие времена праздник поворота природы к весне отмечался как рождение подателя тепла и света Дажьбога, которого иногда отождествляли с самим солнцем.

Битва за весну

О древнеславянском язычестве известно очень мало. А потому многие «традиции», которые в наши дни пытаются возрождать, на поверку оказываются современными выдумками. Тем не менее кое-что о том, как праздновали конец зимы и приход весны славяне в дохристианскую эпоху, все же известно.

С 25 декабря по б января разводились костры из соломы, чтобы души предков могли погреться, колядовали (ходили по избам с метлой, выметая всю нечисть и заговаривая дом и хозяев на добрую жизнь, за что гостей щедро одаривали) и, конечно же, гадали. Считалось, что именно в это время граница между мирами богов и людей становится особенно тонкой, и поэтому проще получить ответ «стой стороны».

От праздника Коляды брал начало новый год - солнце родилось! Хотя богиня зимы Мара (или Марена) была еще в полном соку. Ее пока что следовало уважать и ни в коем случае не гневить.

Но проходит время, и бывшая красавица Мара стареет. Зато солнечный бог набирает силу, садится на коня и едет оповестить мир о своем возвышении.

21 марта - самый большой народный праздник. Точнее, праздник начинался за неделю до дня равноденствия и заканчивался через неделю после него.

Для встречи весны строили ворота, расположенные так, чтобы вестник весны - солнечный лучик - на восходе мог войти сквозь них. Из снега сооружали укрепления и вносили внутрь чучело Мары. Защитниками зимы становились девушки. Юноши - воины солнца - должны были захватить оборонительные сооружения и избавить красавиц от холодного рабства. Первый удалец, который врывался в крепость, получал право поцеловать всех девиц и выпустить их на волю.

После того как крепость была взята, чучело торжественно водружали на помост. Каждый мог подойти к соломенной Маре и повязать на нее особые ленточки, «привязывая» к ней все былые горести. В самый последний день праздника сжигали чучело Мары и зажигали Огненное колесо. Так праздновали до конца XIV века.

На новый лад

Масленица на Руси

После принятия на Руси христианства церковь формально запретила языческие обряды. Но поначалу церковь не имела большого влияния, и сильного напора на народ не было. После завоевания Руси монголо-татарами церковникам и вовсе запретили какие-либо притеснения «иноверцев». В Орде привыкли к сосуществованию разных религий.

К XV веку Русь освободилась от захватнического ига. В Европе уже бушевала инквизиция, сжигавшая на кострах вместо чучел живых людей. Начались притеснения и на Руси. Разгульные языческие праздники стали запрещать. Народ был нужен лишь как покорная рабочая сила. Вместо договора - одним кормить, другим защищать, - стали порабощать. Но полностью истребить память о коренных традициях не удавалось. К XVIII веку на базе сплава языческих и христианских обрядов появился замечательный праздник - Масленица.

Зимой народ одевался намного богаче, чем летом, у людей было много свободного времени, а ярмарки устраивались самые яркие и самые веселые. Именно зимой можно было и себя показать, и на других посмотреть, поэтому и невест выбирали в это время. Так что массовые гуляния были как нельзя кстати. Про Мару забыли, но соломенное чучело на празднике осталось. Теперь его называли Масленица, Кострома или просто Зима. Масленица стала религиозным праздником, подготовкой к Великому посту.

У язычников в последний день зимы было принято на ночь оставлять угощение для домового: кусок хлеба, сало, рюмку хмельного напитка и что-нибудь сладенькое. По новым правилам день перед Масленицей считался последним, когда можно есть мясо, и назывался Мясное воскресенье. В этот день тесть звал зятя «доедать барана». Народ наедался сверх меры, а остатки пищи оставались на столе, слегка прикрытые уголками скатерти. Домовой теперь был доволен намного больше.

День за днем

Со временем определился строгий порядок - как праздновать и что делать в каждый из дней Масленой недели. Ее первые три дня назывались Узкой Масленицей, а последние четыре - Широкой.

Понедельник - встреча. Утром невестка уходила к родителям, а холостые девушки и парни делали из соломы чучело Зимы, достраивали снежные горы, крепости, качели, обговаривали время и место гуляний. А вечером родители мужа приходили в гости к сватам.

Вторник - заигрыши. В этот день проходили смотрины невест. Холостяки приглашали девушек покататься с горок на санках, во время чего могли и поцеловать соседку, а после угощали блинами.

Среда - лакомка. В этот день зять шел в гости к теще на блины. Она могла пригласить и других гостей, чтобы продемонстрировать свое расположение к зятю.

Четверг - разгул. С этого дня все хозяйственные работы прекращались. Устраивались всяческие развлечения: катание на лошадях, кулачные бои, разные соревнования. Повсюду разжигались костры, через которые прыгали как мужчины, так и женщины. Некоторые делали соломенного коня, ставили на сани, и желающие могли прокатиться. В некоторых селах колядовали: ходили по домам и пели песни, за что хозяева их одаривали лакомствами, деньгами и вином.

Пятница - тещины вечерки. Теперь теща со своими родственниками и подругами шла в гости к зятю. Угощения готовила ее дочь, а зять должен был всем показать, как он уважает тещу.

Суббота - золовкины посиделки. В церкви совершалось празднование Собора всех преподобных отцов. Затем молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. Невестка должна была сделать подарок золовке.

Воскресенье - проводы, Прощеное воскресенье. Все люди перед Великим постом ходили в баню, просили друг у друга прощения за причиненные за год обиды, поминали усопших, посещали кладбища. Кульминацией праздника было сожжение чучела Зимы. В костер с горящим чучелом бросали поминальную пищу: блины, яйца, лепешки. Кидали и маленьких самодельных кукол, веря, что с ними уйдут все невзгоды.

На этом заканчивался праздник, но не заканчивались обряды. Следующая неделя тоже была расписана по дням.

Понедельник - «тужилки по Масленице», а также начало Великого поста. Некоторые устраивали кулачные бои, которые назывались «выколачиванием лепешек», ходили в баню и полоскали водкой рот, раз уж пить больше было нельзя. В другие дни девушки приглашали в гости подруг, ходили на гуляния и посиделки, на которых пели и играли в разные игры.

В пятницу в церквях освящали кутью, и особых развлечений не было. Суббота - молодежные гуляния с постными блинами. А в воскресенье кое-где отмечали шуточную «козью масленицу». Например, на Нижегородчине народ водил по улицам козла, украшенного лентами и венком, или кто-то рядился в козла.

Юлия КРАВЧЕНКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая