История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Эволюция наоборот

Теория Дарвина гласит: человек произошел от обезьяны. А вот индейцы древней Мексики - майя и ацтеки - считали, что все было наоборот.

Согласно представлениям ацтеков, из-за борьбы богов мир пережил несколько циклов творения - эр. В каждую главенствовал один из основных элементов, который через некоторое время вызывал мировую катастрофу. Эра ветров заканчивалась ураганом, эра огня - пожаром, эра воды - наводнением. Люди погибали в катаклизмах или же превращались в животных, после чего бог-победитель приступал к созданию нового мира.

Унесенные ветром

Порядок и количество прошедших эр в разных версиях легенды различались. Однако во многих присутствовал один любопытный момент. Эра ветров (то ли вторая, то ли третья) закончилась разрушительным ураганом. Люди были унесены ветром и превратились... в обезьян. В колониальное время европейцам родство с обезьянами стало казаться чем-то оскорбительным. Настолько, что потомки местной знати попытались найти мифу объяснение.

«Третью эпоху называли Экотонатиу, что означает "Солнце Ветра", ибо завершилась эта эпоха от ветра, который оказался тогда настолько силен, что вызвал падение всех домов и деревьев и даже разрушение скал, и погибла большая часть людей; и поскольку те, кто спасся от этого стихийного бедствия, обнаружили некоторое количество обезьян, которых ветер, должно быть, занес из других мест, то говорят, что люди превратились в этот род животных, откуда родилась эта столь лживая басня об обезьянах», - писал в XVII веке историк дон Фернандо де Альва Иштлильшочитль, праправнук тескокских царей.

Примечательно, что образованный метис не подверг сомнению реальность катаклизма, а ополчился лишь на миф об обезьянах. Позднее теория Дарвина придется не по вкусу и викторианской Англии, и даже многим «просвещенным» людям современности.

Глина, дерево и маис

У майя тоже существовали легенды о творении, вселенских катаклизмах и о людях, ставших обезьянами. Эпос «Пополь-Вух» сообщает, что после создания Земли боги всерьез задумались над тем, кто будет их почитать. Животные для этой цели не годились: они не могли говорить, произносить имена своих создателей. Демиургам требовались более совершенные существа.

Посовещавшись, они сделали людей из глины, но эта попытка оказалась неудачной. Глиняная плоть была неустойчивой и мягкой, расплывалась прямо на глазах. Человечки не могли ни двигаться, ни даже стоять прямо. Шея их не поворачивалась, лицо было скошено на одну сторону, глаза видели плохо. Правда, эти существа умели говорить, однако были совершенно неразумны, к тому же неспособны к размножению. Боги, не мешкая, избавились от них и приступили ко второй попытке.

На сей раз они подошли к делу серьезнее, с ритуалами и заклинаниями. Так были созданы люди из дерева. Они «не имели ни крови, ни сукровицы... ни пота, ни жира», ни - что куда важнее - души. Обладали слабыми конечностями, трухлявым нутром и бесстрастными лицами. Но в остальном были подобны современным людям. Существа быстро заселили землю и принялись хозяйничать на ней, позабыв о главном долге - поклонении создателям. Кроме того, злым, бездушным деревяшкам удалось досадить всему и всем: животным, птицам, даже домашней утвари!

Наконец, наступила расплата. Разгневанные пренебрежением боги обрушили на землю потоп. Он стал сигналом для других обиженных. Выживших в катаклизме «деревяшек» преследовали дикие животные, ветви деревьев хлестали их по лицам. Даже в домах им не было спасения. Все обвиняло, предъявляло им свой счет: горшки, сковородки, домашняя живность...

«Вы сделали нам много дурного, ели нас, а теперь мы с вами расквитаемся», - сказали домашние птицы. «Почему вы едва замечали нас, морили голодом? Однако у вас всегда была палка, готовая ударить нас, когда вы сидели и ели. Теперь вы почувствуете, сколько зубов в нашей пасти!» - зарычали собаки, кидаясь на них. Тут заговорили сковородки и горшки: «Страдания и боль причиняли вы нам. Наши рты почернели от сажи; вы постоянно ставили нас на огонь и жгли нас, как будто бы мы не испытывали никаких мучений. Теперь мы сожжем вас!» А камни очага, сгрудившись в кучу, устремились из огня прямо в их головы.

«Пришедшие в отчаяние деревянные люди бежали так быстро, как только могли; они хотели вскарабкаться на крыши домов, но дома падали и бросали их на землю; они хотели вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья стряхивали их прочь от себя; они хотели скрыться в пещерах, но пещеры закрывали свои лица.

Так совершилась вторая гибель людей сотворенных, людей созданных... Говорят, что их потомками являются те обезьяны, которые живут теперь в лесах», - так завершается рассказ о деревянных людях.

Богам майя все же удалось создать людей без изъянов - из маиса. Но с новой попыткой они не спешили. Долгое время землю заселяли обезьяны и магические существа - полубоги.

Посрамление старших братьев

Ацтекская статуетка обезьяны

О деяниях самой знаменитой пары полубогов, близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке, сохранилось множество легенд. Истории об их противоборстве с великанами и приключения в преисподней-Шибальбе стали частью мировой культуры. А вот то, что у прославленных героев были старшие сводные братья, известно значительно меньше.

Звали их Хун-Бац и Хун-Чоуэн. Их отец погиб в Шибальбе, мать умерла. Осталась только бабушка Шмукане, которая души не чаяла во внуках.

Когда родились Хун-Ахпу и Шбаланке, старшие братья не обрадовались. Из ревности они стали им пакостить: выбрасывали малышей из дома то на муравейник, то в чертополох, то в чащу леса. Близнецов, однако, ничто не брало - испытания только закалили их. Со временем они превратились в крепких юношей, но братья продолжали третировать их. Близнецы охотились весь день, приносили в дом пищу, но не могли начать есть до тех пор, пока не насытятся старшие. Понятно, что им доставались лишь крохи. Со временем Хун-Бац и Хун-Чоуэн так обнаглели, что сбросили на младших всю работу, а сами день за днем лишь развлекались. Наконец, близнецам это надоело, и они решили наказать зазнаек.

Однажды Хун-Ахпу и Шбаланке возвратились домой без добычи. «Мы подстрелили много птиц на дереве, но они запутались в ветвях, - сообщили они. - Если наши старшие братья так желают, то пусть пойдут с нами и спустят птиц вниз». Хун-Бац и Хун-Чоуэн решили помочь младшим - видимо, проголодались. Те привели их к огромному дереву, в кроне которого запуталось множество птиц.

Хун-Бац и Хун-Чоуэн стали карабкаться вверх, но дерево становилось все выше и выше. Братья испугались и захотели спуститься, но не смогли это сделать. Тогда младшие им посоветовали: «Распустите ваши набедренные повязки, крепко привяжите их под животом, оставив висящими длинные концы, и потяните их снизу. Таким образом вы сможете спуститься».

Как только одураченные братья это сделали, концы повязок превратились в хвосты, а сами они - в обезьян. Они стали скакать по веткам и гримасничать, однако к вечеру все же опомнились и возвратились домой. Узрев старших внуков в таком виде, бабушка очень огорчилась и стала умолять Хун-Ахпу и Шбаланке возвратить им прежний облик. Те согласились. Они не желали зла братьям, лишь хотели их немного проучить.

Погримасничав, Хун-Бац и Хун-Чоуэн сбежали в лес. Близнецы достали флейты, барабан и заиграли призывающую их мелодию. Вскоре появились братья-обезьяны. Они выглядели так потешно, что старуха засмеялась. Зачарованные скрылись.

Хун-Ахпу и Шбаланке объяснили бабушке, что смеяться ни в коем случае нельзя. Разрушить чары можно, только сохранив серьезность. У них всего лишь четыре попытки превратить обезьян вновь в людей, после чего колдовство станет необратимым. Первую они уже использовали.

Второй раз бабушке удалось продержаться чуть дольше. Обезьяны дошли до двора, но с такими ужимками, что старуха снова засмеялась. Третья попытка могла увенчаться успехом. Бабушка долго сдерживала смех, и обезьяны зашли в дом. Волнуясь, они так гримасничали, что Шмукане не выдержала и разразились громким хохотом. В четвертый раз они вообще не отозвались и, посрамленные, остались жить в лесах.

Майя по сей день не забыли о том, что обезьяны - их братья. В отличие от соседей-ацтеков, они не видят в этом ничего зазорного. Кто знает, чьи потомки эти потешные хвостатые зверьки - злых деревянных людей или искусников Хун-Баца и Хун-Чоуэна?

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая