История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










В чёрной-чёрной Африке

В современной Африке, где основными религиями являются христианство и ислам, все еще остались места с языческими местными культами. Некоторые из них удивительным образом переплелись с новыми религиями, образовав причудливую смесь...

«Бог един для всех» - это известное изречение в Африке получило неожиданное преломление.

Священное Писание местные жители разбавили собственными религиозными мифами, а в дополнение к христианским таинствам активно применяют галлюциногенные растения.

Бвити - опиум для пигмеев

Христианство в африканские джунгли миссионеры принесли только в XIX веке. До этого черное население, по развитию находившееся на уровне каменного века, часто практиковало бвити - это местный языческий культ, отличавшийся от прочих культов использованием растения, которое носит название «ибога». По преданию, житель одной габонской деревни ушел на охоту, увидел на дереве съедобные плоды, но местный бог-творец сбросил пигмея с дерева, а дух охотника забрал с собой. Забрал он не только дух, но и части тела пигмея - предварительно божество оттяпало острым ножом кончики пальцев охотника. Нет, бог не собирался полакомиться человечиной. Бог разбросал подушечки пальцев по земле, и из них произросли кусты ибоги со странными плодами, похожими на пальчики. Когда плоды ибоги вызревают и делаются ярко-оранжевыми, они становятся сильным галлюциногеном. Первой действие ибоги испытала на себе жена убитого божеством пигмея. Она отправилась на поиски мужа, набрела на горку его костей, принялась оплакивать несчастного и вдруг услышала его голос, а потом и увидела погибшего так, точно он был живым. Муж велел ей найти кустик, который рос рядом с пещерой, где лежали его кости, и обратить внимание на оранжевые плоды. Если их съесть, сказал покойник, то можно вступать в диалог с душами предков и путешествовать в мир мертвых. Плоды он рекомендовал распространить среди сородичей и использовать во время ритуалов, посвященных богу, который их создал. В зеленом виде, сказал муж, плоды бесполезны, в красном - слишком ядовиты, а вот в оранжевом - в самый раз. Так вот и родилась религия бвити. Правда, это была сугубо мужская религия. Хоть жена пигмея и принесла весть, что пальцы ее супруга бог превратил в чудесное растение, женщины к отправлению религиозного культа не допускались. Бвити получила широкое распространение среди пигмеев в Габоне, а оттуда распространилась и на другие районы Африки - Конго, Камерун, Экваториальную Гвинею.

Дар всесильного бога

Ритуал посвящения бвити

Пигмеи были весьма воинственными и опасными племенами. Главным занятием в их жизни являлась охота, нередко на людей, мясо которых входило в пищевой рацион пигмеев. Раскрашенные, с воткнутыми в нос и уши украшениями из зубов и костей съеденных людей, с копьями наперевес, эти маленькие человечки вселяли в соседей панический ужас. И было отчего: охотились они после приема ритуальной ибоги, то есть пребывали в наркотическом возбуждении и считали себя неуязвимыми. Каждый юный мужчина-пигмей проходил обряд инициации и впервые пробовал на ней ибогу. Не все такую наркотическую инициацию переживали, потому что доза наркотика для каждого человека разная. Инициация длилась несколько дней: вначале кандидата опаивали культовым растением, доводили до полного отключения сознания и добивались полного «перерождения». Таким способом, верили они, мужчины освобождаются от всех своих грехов и очищаются для вступления в новую жизнь с новым именем. Кандидат испытывал ужасные мучения и практически терял сознание, зато отправлялся в путешествие к духам предков и видел фантастические картины. Потом его купали в воде с листьями ибоги. Соответственно, новую дозу яда он получал через поры кожи, и вместе с нею - новую порцию видений. Шаман, руководивший процессом инициации, выпускал на сцену разрисованных красками соплеменников, которые били в бубны и исполняли ритуальный танец. В одурманенном сознании посвящаемого они воспринимались как пляшущие тени. После этого кандидата заставляли пролезать сквозь переплетение ветвей ибоги, образующее что-то вроде длинного и узкого коридора. На последнем этапе посвящения инициируемый доходил до такой стадии, что видел себя покинувшим собственное тело. Если такое случалось, то шаман оповещал всех, что соплеменник прошел посвящение, обрел дар беседовать с богом и путешествовать в мир мертвых, и ему давали новое имя.

Подобный обряд инициации, как уже говорилось, проходили только мужчины, у женщин была облегченная «программа». Но и те и другие использовали в обрядах бвити плоды, листья и корни ибоги. Так вот и жили они себе в полном согласии со своим богом-творцом, пока не явились европейские миссионеры.

Очищающий огонь

Понаблюдав пару раз за религиозными обрядами местного населения, миссионеры тут же предали бвити гонениям. Особенно их возмутило, что на пирах, следующих за инициацией, аборигены с огромной радостью пожирали приготовленных с ароматными травками соседей, а шаманы перед такими пирами проводили ритуалы для удачной охоты на людей. Убивали пигмеи соблазнительную добычу копьями с наконечниками, пропитанными ядом, либо же отравленными ибогой стрелами. Шаманы считались у пигмеев самыми важными людьми в племени и обладали неимоверным авторитетом. Охота на людей пропагандировалась ими, поскольку все пигмеи много столетий были каннибалами. Обезьяны, хоть и вкусны, но для торжественной трапезы подходили меньше, чем люди. И хоть белые люди, согласно воззрениям аборигенов, считались обладающими отвратительными вкусовыми качествами и стояли ниже не только обезьян, но и другой лесной дичи, миссионеры начали кампанию по ликвидации туземного каннибализма.

Борьба велась с безнадежным успехом и в 20-е годы XX века, и в 40-е, и позже, вплоть до 1960 года, когда Габон стал независимым государством. Шаманов пытались уничтожить, ритуальные хижины, построенные в соответствии со строением человеческого тела, где пигмеи вкушали ибогу ради новой жизни, сжигали. Самим пигмеям упорно рассказывали о настоящем Боге и Его Сыне, спасшем человечество от первородного греха. Поскольку бог пигмеев тоже давал проходившему инициацию новое имя и новую жизнь, очищая от прежних грехов, пигмеи быстро восприняли новое учение. Однако ветхозаветные предания они интерпретировали в пользу галлюциногенного кустарника, от которого даже мясо дикобраза становится горьким, как хина. Так вот библейский рассказ об Адаме и Еве превратился в рассказ об Оболе и Биоме, которые вкусили плод от древа добра и зла. Правда, плодом было не безвредное яблоко, а хорошо известный оранжевый «пальчик» ибоги. И намерения бога были, конечно же, не таковы, как в привычной версии христианства. Бог вовсе не собирался наказывать первых людей, он сам предоставил им ибогу для того, чтобы они могли воочию увидеть в самих себе его присутствие.

После обретения независимости габонцы пересмотрели свои воззрения в пользу шаманов и бвити. Так что в современном габонском обществе бвити замечательно сочетается с учением миссионеров. У габонцев имеются католические храмы, в них проводятся христианские богослужения, однако наряду с этим жители Африканского континента раз в году отправляются из городов в джунгли, где религия бвити пребывает в первозданном виде. Там молодые мужчины проходят инициацию и совершают положенные ритуальные действия. При этом почти все они искренне считают, что остаются христианами.

Вот уже около столетия жители Старого и Нового Света интересуются религией бвити. И дело не только в этнографических изысканиях, ради которых белые люди готовы отправиться в африканские джунгли. Белых людей тянет в первобытное общество, где они надеются найти древнее знание и открыть тайны бытия. Именно ради этой цели белые готовы рискнуть жизнью и здоровьем и довериться умелым рукам шамана. Сначала тот проверяет желающего стать баанзи (то есть посвященным), не является ли тот колдуном, протыкает ему колючкой язык, а потом сует в рот тот самый плод ибоги. Шансов пережить мистический опыт у белого человека гораздо меньше, чем у пигмея. Но новообращенные становятся такими же членами племени, как и местные мужчины, исповедующие бвити. Вот только выдержит ли белый человек испытание ибогой, не знает даже шаман...

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: