История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Придворная ересь

Разного рода ереси стали появляться в христианстве с первых веков его существования. Иоанн Дамаскин в VIII веке насчитывал уже около сотни ересей. А к XV веку их количество достигло уже совершенно невероятных высот. Разделение церквей в XI веке на латинскую и греческую ничуть не мешало еретическим мыслям циркулировать в лоне обеих. Напротив, дискуссии священников помогали рождаться все новым и новым ересям...

В первооснове русское православие, конечно, было копией византийского. Однако эта копия была консервативной и открещивающейся от всякой новой мысли (в отличие от той же Византии). И все же русское православие вовсе не было избавлено от ересей. Правда, на Руси доморощенных ересиархов было немного. Большей частью новые идеи приносили богомольцы, побывавшие в Константинополе или же в странах латинской веры. Постоянным источником ересей были также пришедшие на Русь греческие изографы, архитекторы, монахи. Впрочем, падение Византии было не за горами. И в последние века ее существования Русь, воспринявшая все византийские догматы, получила и все византийские религиозные искания. Одни из них с трудом, ценой отчаянных споров все же были приняты, как случилось с исихазмом - основой православного аскетизма. Другие были причислены к опасным учениям, отрицающим основы христианства.

Проповедник Схария

Первым таким «цветочком» в букете русских ересей оказалось учение стригольников. Их оплотом стали феодальные республики Псков и Новгород. Для русской церкви это был пренеприятнейший сюрприз XIV столетия, расколовший церковь на две враждующие партии. По большому счету, стригольники выступали против мздоимства и продажи церковных должностей (симонии). То есть требовали от матери-церкви очищения и евангельской простоты. Ни на какие догматы стригольники не посягали, хотя обрядовую сторону христианства упростили примерно так же, как европейские протестанты двумя веками спустя - отказались от церковной иерархии и поставления в должность, не причащались. Но, разумеется, эти борцы с симонией тут же попали в разряд отчаянных вольнодумцев и еретиков! Для их полного уничтожения хватило примерно пары десятилетий. Стригольников заточили по тюрьмам и там же и уморили.

А примерно полвека спустя в Новгороде возникла еще одна ересь, которая на этот раз посягнула не только на доходность священников, но и на основы христианской веры. Она получила название «ересь жидовствующих». Основоположником ее в Новгороде стал человек по имени Схария (Захария Скара).

О самом Схарии известно очень мало, почти ничего. В научном мире даже ведутся споры, существовал ли он на самом деле или является вымышленным персонажем. Скорее всего - существовал. Иначе непонятно, почему с такой клокочущей яростью ополчается на него митрополит Макарий (Булгаков), исследовавший историю «жидовствующих» в XIX веке? Вряд ли на вымышленных или подставных лиц ругаются с таким пылом!

По сведениям Макария, Схария в 1470 году приехал в Новгород из Литвы вместе с приглашенным на княжение Михаилом Олельковичем, литовским князем. С Москвой тогда отношения у Новгорода были хуже некуда. Долгое время о Схарии никто ничего дурного не писал. А вот когда в 1484 году из Москвы в Новгород приехал новый архиепископ Геннадий, в его письмах всплыло имя «киевского книжника Схарии» (на тот момент Киев принадлежал Великому княжеству Литовскому. - Прим. авт.), как и описания его «подрывной деятельности». Архиепископ прямо назвал его орудием дьявола и припомнил, что сей «киевский жид» совратил неких попов Алексея и Дионисия, а эти двое, отъехав в 1480 году в Москву, совратили и высокопоставленных москвичей. Иными словами, из Новгорода ересь за пару десятилетий распространилась и на столицу. Более того - проникла даже к великокняжескому двору. После этого нехорошими «орудиями дьявола» занялись на государственном уровне.

Казнь «понарошку»

Самого Схарию обвиняли не только в ереси, но и в занятиях чернокнижием, астрологией, алхимией и прочими магическими дисциплинами. Последователи Схарии оказались ему под стать - все они тоже увлекались колдовскими делами. Но главный скандал разгорелся после того, как учением этого киевлянина увлеклась вдовая невестка великого князя Ивана III - Елена Волошанка. Она активно боролась за место у трона, добиваясь, чтобы Иван III завещал престол ее сыну Дмитрию, а не сыну великого князя от второго брака - Василию. Сначала Иван Васильевич и в самом деле думал передать бразды правления внуку, но через недолгое время все же выбрал в наследники сына.

Вокруг партии Елены сплотились те, кого стали называть «жидовствующими», а вокруг жены Ивана III, византийской принцессы Софьи Палеолог - приверженцы московского православия. Эта подковерная государственная борьба завершилась собором 1490 года. На нем все приверженцы учения Схарии были отлучены от церкви, а пошедшие за ним священники - лишены сана.

Борьба продолжилась и после собора. Обвиненные в ереси были картинно «казнены». Им на головы надели берестяные колпаки, на грудь - таблички с надписью «Се сатанино воинство». Затем колпаки прямо на головах подожгли. После экзекуции «казненных» разослали по дальним монастырям. При этом под отлучение не попали ни Елена Волошанка, ни лидер московских «жидовствующих» думный дьяк Федор Курицын. Фактически пострадали только бежавшие в Москву от притеснений Геннадия новгородцы.

Отрицающие Христа

Казни еретиков

Схарию и его последователей обвиняли в следующих грехах: они извращали православие, богохульствовали, молились «жидовским обычаем», извращали псалмы, неправильно служили литургию, оскверняли иконы и кресты, портили просфоры для причастия, вливали в вино для евхаристии скверную воду, сжигали и рассекали иконы, непристойно на них плевали или того хуже... Однако это были формальные обвинения, предназначенные для того, чтобы изобразить еретиков законченными злодеями.

Настоящее же противостояние (помимо политической подоплеки) шло на уровне догматов. «Жидовствующие» считали, что Бог может быть только один, у него нет ни Сына, ни Святого Духа. А мессия, которого ждут, - это не Христос. Настоящий мессия еще не явился, а когда он придет, то будет мессией не по рождению, а по благодати. Христос же, в которого верят христиане, был простым человеком, его распяли на кресте, он умер и не воскрес. Поэтому истинная вера содержится не в Новом Завете, сочиненном людьми, а в Ветхом Завете, каждое слово которого исходит из уст Бога. Эта точка зрения, собственно, и была названа «ересью жидовствующих» потому, что ее сторонники полностью отрицали Иисуса Христа, его Воскресение и четыре Евангелия, свидетельствующие о его земной жизни. Схария пытался вернуть христианство к первооснове, из которой оно вышло, - то есть к иудаизму. Впрочем, все идеи этих еретиков мы знаем лишь по пересказам. От самих «жидовствующих» сочинений не осталось. Но известно, что популярность этой ереси была очень велика.

Причину этой популярности нужно искать не в догматических разногласиях, а в том, что «жидовствующие» вторили стригольникам - они тоже отрицали симонию. Говорили о том, что и монастырский уклад, и сами монастыри - вещи совершенно бесполезные, никакой души они не спасают, а монахи проводят время в пустых занятиях и обжорстве.

Собор 1490 года разгромил концепцию Схарии, но последователи ереси никуда не исчезли. Архиепископ Геннадий, так и не добившийся реальной, а не театрализованной казни обвиненных, с головой ушел в богословские труды. Он собрал огромную библиотеку, чтобы наголову разбить ересь. Но настоящий конец ей положили не церковные споры, а собор 1503 года, где были приняты решения о запрете торговли должностями и ограничено монастырское землевладение.

Число недовольных церковью и потому примыкающих к еретикам уменьшилось в разы. Через год был собран еще один собор - против еретиков. Председательствовал на нем Василий Иванович - сын и уже полноправный соправитель Ивана III. Еретики снова были преданы анафеме, а их лидеров поместили в деревянные срубы и сожгли живьем уже по-настоящему. Некоторые жалостливые души из монастырской братии вступились было за несчастных, но по царскому приказу их монастыри тут же были преданы огню, а сами они - правежу, урезанию языков и прочим отрезвляющим рассудок действиям власти. Вскоре ересь сошла на нет, будто ее и не было...

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая










Сообщество в G+