История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Повелитель Солнца

Христианство прошло долгий путь от гонимой и запрещенной секты до мировой религии. На этом пути у него было много трудностей и преград. В том числе были и другие вероисповедания, за которыми следовали миллионы людей. Многие из этих старых культов христианство вобрало в себя. В том числе и культ бога Митры.

С одним из христианских мучеников первых веков произошел довольно нелепый случай. Взяли его под стражу за отказ принести жертву римским богам. Такое преступление каралось по всей строгости римского закона. На суде мученик с гордостью подтвердил свой отказ: он христианин и верит в Domini soli - Единого Бога. По-латыни это звучит точно так же, как Domini Soli - «бог Солнца». Это словосочетание традиционно выбивалось на римских храмах, писалось на римских монетах рядом с именами императоров. «Кого вы привели? - удивился судья. - Пусть идет и принесет жертву своему богу Солнца!» Солнечное божество, за которое судьи приняли Единого Бога, в Риме той эпохи было очень популярным. Имя ему - Митра.

Справедливый судья

Митра убивает быка

Первоначально Митра был индийским божком, спутником верховного божества Варуны. По индийским сказаниям, Варуна царствовал над ночью, а Митра - над днем. Когда Варуна отправлялся спать, на престол восходил Митра, а когда смеживал веки Митра, трон занимал Варуна. И мир ни днем, ни ночью не оставался без присмотра с небес. Всегда на людей смотрело с высоты недреманное око - глаз Варуны или глаз Митры. Но у индийцев культ солнечного бога не прижился. А вот в соседних странах он дал начало религии солнцепоклонников.

В древнем Иране Митра органично вошел в религию, основанную жрецом Заратуштрой - зороастризм. Согласно вере последователей Заратуштры, мир создал добрый бог Ормузд (Ахура-Мазда). Но когда Ормузд создал человека, злой бог Ариман (Ангра-Маинью) вложил в него не светлую духовную, а темную материальную природу. И стал человек носителем двух начал - доброго и злого. И все в мире представляет собой борьбу добра и зла. Ормузд постоянно сражается с Ариманом. И побеждает то один, то другой. День сменяется ночью, жизнь - смертью. Первые 3 тысячи лет были царством добра, следующие 3 тысячи лет - царством зла, потом снова 3 тысячи лет добра и 3 тысячи лет зла...

А между добром и злом, между жизнью и смертью стоит справедливый судья, посредник между Ормуздом и Ариманом - солнечный бог Митра. Зороастрийцы считали, что Митра дает праведникам победу в бою, следит за соблюдением любого договора, потому что слово не может быть нарушено, даже если ты дал клятву и обет носителю зла. Митра был в их понимании защитником истины. Он жестоко карал клятвопреступников и лжецов. И не давал полной власти над человеком ни вселяющему в него пороки Ариману, ни безжалостно карающему за проступки Ормузду...

Родившийся из скалы

По легенде, отец Митры (Ормузд) был женоненавистником и поэтому совокупился в пещере со скалой, символизировавшей богиню земли. Скала произвела Митру на свет в день зимнего солнцестояния - 25 декабря. В одной руке новорожденный держал меч, в другой - факел. С его рождением закончилась долгая зимняя ночь и наступил день. На пути к взрослению Митра совершил двенадцать подвигов, как греческий герой мифов Геракл. Они были расписаны по двенадцати созвездиям зодиака и двенадцати месяцам года. Один из подвигов древние очень любили изображать на барельефах: Митра, побеждающий быка.

В других подвигах он убивал льва-людоеда, отводил от города разбушевавшуюся реку, спасал людей от неправедного суда на земле и на мосту между миром живых и мертвых... Не давал своему отцу Ормузду обрекать людей на посмертные мучения за совершенные ими проступки, а темному богу Ариману не давал завладеть их душами.

Первый день весны был у древних праздником плодородия. Митра - бог Солнца - занимал в нем центральное место. Он всегда появлялся в сопровождении ворона, змеи и собаки. Митра усмирял неистовство холодов, оплодотворял землю, и мир снова покрывался зеленью и цветами, а деревья плодоносили. На смену злу приходило торжество справедливости.

Римская реформа

После завоевания персами Междуречья в VI веке до нашей эры этот культ получил некоторые ассиро-вавилонские черты - стал более привязан к тамошней астрологии и обзавелся священнодействиями (мистериями). Именно тогда к ритуалам добавилось очищение кровью и плотью бога. Больного или одержимого злым духом человека сажали в темную яму, сверху ставили решетчатый помост, на котором приносили в жертву быка, перерезая ему яремную вену. Кровь хлестала вниз, и сидящий в яме попадал под кровавый дождь. После омовения жертвенной кровью вся община вкушала жертвенное мясо - плоть бога Митры.

Первыми с восточными верованиями столкнулись греки. Но у них культ Митры не прижился. Римляне же были людьми своеобразными. Собственный пантеон богов они основали, покорив греков. Греческий Зевс стал Юпитером, греческий Гефест - Вулканом, греческая Афродита - Венерой и так далее. Присоединяя к своим владениям новые земли, римляне забирали в свой пантеон и наиболее чтимых местных богов. Так случилось и с Митрой. Тем более что в восточных странах наряду с традиционным зороастризмом существовал уже и культ самого Митры.

В Рим культ Митры пришел из Фригии, там он был популярен среди пиратов, с которыми боролись легионы Гнея Помпея в I веке до нашей эры. Первое время культ Митры в Риме особо не выделялся среди множества других. У римлян хватало храмовых сообществ: например, последователи Кибелы или египетской Изиды. Римские императоры сначала не одобряли культа Митры, даже пытались вернуть его в рядовые божки, пробовали преследовать митраистов. Но те попросту стали создавать тайные общества. К III веку нашей эры Митра вышел в лидеры. Благодарить за это нужно императора Аврелиана: он решил свести воедино все солярные культы в империи (а их было множество). По всей стране сооружались храмы (митреумы) в честь объединенного бога Солнца. Нововведение имело колоссальный успех.

Вера для избранных

Митраисты верили, что душа человека является полем боя для добра и зла. Душа бессмертна, и человек может искупить грехи, чтобы получить после смерти преображение в тонкое, огненное тело. Через ворота в знаке Рака по тропинке Луны чистые души нисходят в человеческие тела, а через ворота в знаке Козерога покидают этот мир. На пути к небесам на мосту для душ ожидает их Митра. Он пропускает праведников и скидывает в реку вечности мерзавцев.

Культ Митры отличался суровостью. Вступить в общину могли только мужчины, женщин туда не принимали. Каждый вступающий должен был пройти целый ряд тяжелых испытаний, которые длились в общей сложности 84 дня. Адепты выдерживали строгий пост, переживали состояния между жизнью и смертью, испытывали голод, боль, одиночество, страх. Их оставляли в полной темноте в пещерах. Бросали без еды и воды среди пустыни или безлюдных мест. Заставляли выдерживать палящий зной и лютый холод. Нещадно избивали плетьми. Бросали в колодцы и держали запертыми в каменных саркофагах. Наносили им раны. Некоторые проходили испытание кровью - должны были совершить убийство. Адепт мог прекратить добровольные мучения, запросив пощады. Но войти в сообщество он мог, лишь пройдя все эти пытки с достоинством.

Только членам сообщества открывались тайны - они получали астрологические, магические и научные знания. Культ Митры очень интересовал приверженцев ответвлений от иудаизма - членов сект гностиков и ессеев. Неудивительно, что некоторые черты митраизма получил и выросший из этих источников новый культ Иисуса Христа. Именно из митраизма христиане перенесли легенду о звезде, предвещающей рождение божества, и пастухах, явившихся к младенцу с дарами, понятие о рае и аде, бессмертии души, искупительной жертве и многое другое. Как митраисты, они взяли на вооружение крещение, освящение воды, изгнание нечистых духов колокольчиками, причастие кровью и телом бога, покаяние и отпущение грехов кающегося. Даже ранние молитвы их были очень похожи.

Надо сказать, что последователи культа Митры боролись с христианством вплоть до официального признания новой веры. А в IV веке, когда митраизм постепенно снова стал тайной религией, его отголоски проникали в христианство как многочисленные ереси - вальденсы, богомилы, альбигойцы... Но свергнуть Христа и вернуть Митре главенствующее место последователи уже не смогли.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: