Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории


Подпишись на РСС










Кружащиеся дервиши

Дервишами называют членов мусульманских суфийских братств. Мистиков, которые учат познанию Бога через любовь и слиянию с ним. Эти отшельники, ищущие лишь духовного совершенства, отвергающие роскошь, лицемерие и суету мира, почитаются святыми людьми. Особе место среди дервишей занимают члены ордена мевлеви.

Первые дервиши-суфии, монахи и аскеты, носили грубые простые одежды из овечьей шерсти, называемой «суф». Сшитые вручную одежды, хлеб домашней выпечки, глинобитные стены домов, самодельная утварь - таков незамысловатый быт современных дервишей. Аскеты наставляли своих учеников на путь праведный, учили их приводить в порядок разум и сердце, видеть Бога во всех жизненных проявлениях. История учения начинается вместе с зарождением ислама. 45 человек, называвших себя Искателями, объединились во время первого путешествия пророка Мухаммеда в Мекку; затем они приняли имя «Друзья Могилы». Они посвятили себя медитации, внутреннему и внешнему самосовершенствованию.

Искатели истины

Безусловно, в суфизме много мистики. Суфии верят в то, что каждый звук обладает внутренней силой и потому повторение некоторых из них с определенной целью позволяет достичь состояния внутренней концентрации, в котором человек способен влиять своей волей на ход событий. Например, для излечения больного один или несколько членов ордена до 3 тысяч раз произносят заклинание: «Я Хафиз!» («О, Защитник!») Чтобы стать богатым, надо бесконечно повторять: «Я Мугхни!» («О, Обогащающий!») Суфии убеждены в том, что связь между словом и желаемым результатом отнюдь не магическая, а самая что ни на есть прямая - причинно-следственная. Другими словами, если вы сильно чего-то желаете - это обязательно произойдет.

Наиболее широкое распространение суфизм получил в XI веке. Позже свой вклад в это учение внесли многие восточные философы и поэты. В том числе выдающийся поэт XIII столетия Джалал ад-Дин Руми.

Он родился в 1207 году в Балхе, крупном городе иранской провинции Хорасан (ныне территория Афганистана), в семье популярного в народе придворного ученого - богослова-юриста и проповедника. Слава пришла к нему рано. Уже в детстве он озадачивал окружающих своим поведением. В возрасте шести лет мальчик стал поститься, после чего его часто посещали видения. Есть история о том, как однажды во время игры его сверстники погнались за котом, прыгая по городским крышам. Недовольный Джалал заявил товарищам, что у людей должны быть более высокие помыслы, и внезапно исчез. Когда дети закричали от испуга, он вновь появился перед ними.

Из-за угрозы монгольского вторжения семья Руми вынуждена была бежать из родного города и после долгих скитаний обосновалась в Турции, в городе Конья. Там Джалал, идя по стопам отца, получил хорошее образование.

В своих философско-поэтических произведениях Руми призывал к познанию природы и изучению наук. Он утверждал, что человек может обрести свое истинное место в жизни только путем постоянного физического и нравственного самосовершенствования. Что постижение Бога происходит через любовь, а не формальные обряды.

Поэт смирения

Наибольшую славу Руми принесла созданная им в последние годы жизни поэма «Месневи-и-маневи», которая, по словам самого автора, раскрывает тайный смысл Корана. Эта книга, состоящая из 50 тысяч стихов, хорошо известна на Востоке. Руми предложил человечеству три «шага», три этапа самосовершенствования. Он призывал очиститься от низменных страстей (злопамятности, лживости, корыстолюбия и тому подобных искусов сатаны) в качестве первого шага на пути к Всевышнему. Вторым шагом должно было стать достижение равновесия земных знаний, возможностей человеческого разума и собственно Бога как Абсолюта. На третьем шаге печаль от несовершенства человека постепенно сменяется восторгом любви от слияния с Божественной истиной. На этом пути Руми считает важным полагаться на просветленного наставника-шейха.

Жизнь поэта и философа отнюдь не была спокойной. Вокруг кипели жестокие войны. В юные годы, как уже говорилось, ему пришлось вместе с родителями бежать от монголов в Малую Азию. Затем на протяжении жизни Руми на земли Востока четыре раза приходили европейские рыцари-крестоносцы! Однако найти у поэта «патриотические», зовущие на битву с врагом стихи не удастся. Его гений, видимо, осознал, что не стоит противостоять оружию при помощи другого оружия. Только стойкий дух, мир и единение в вере преодолевают насилие.

Новизна взглядов Руми привлекала к нему множество почитателей. Однажды 37-летний мудрец, гуляя в сопровождении своих учеников, повстречал дервиша Шамса Тебризи. Этот человек прославился в народе смелыми нападками на шейхов и святош. Руми и Шамса посмотрели друг другу в глаза, будто читая мысли, обнялись и отправились вместе в подвал, где на протяжении трех месяцев предавались беседам и совместной медитации.

В дальнейшем судьба Тебризи сложилась печально - исламские клерикалы (среди которых, по некоторым сведениям, были друзья и ученики Руми) расправились с ним. Убитый горем, безутешный Руми рыдал и сильно похудел. Но как-то раз он шел мимо ювелирной лавки, откуда доносилось ритмичное постукивание молоточка по золоту. Руми начал повторять про себя имя Аллаха, а затем закружился в экстазе. Так произошло рождение мевлеви - суфийского ордена «кружащихся дервишей».

С тех пор из века в век его последователи кружатся, ибо верят, что, исполняя медитативные танцы, можно довести себя до религиозного экстаза и получить Божественное просветление.

Священное движение

Танец дервишей у мавзоления Руми

В мавзолее Руми в Конье ежегодно происходит удивительный ритуал, свидетелями которого становятся тысячи людей, съезжающихся на праздник. Дервиши появляются в белых балахонах, поверх которых обычно накинут черный халат с широкими рукавами, в высоких желтых или красных конических колпаках из верблюжьего фетра. Шейх ордена входит последним и начинает длинную речь. Он говорит об истории мевлеви, о султанах, которые правили в Турции, перечисляя их имена. Говорит об интересе и симпатии к ордену в стране и в мире. Затем под аккомпанемент флейты хор исполняет старинную песню, слова которой написал сам Руми, и символизирующую душу в поиске любви.

Русский философ-мистик Петр Демьянович Успенский, наблюдавший ритуал в 1908 году, пишет: «Дервиши встают; спокойно и уверенно подняв правую согнутую руку, повернув голову вправо и вытянув левую руку, они медленно вступают в круг и с чрезвычайной серьезностью начинают вертеться, одновременно двигаясь по кругу. А в центре, так же согнув руку и глядя вправо, появляется дервиш с короткой седой бородой и спокойным приятным лицом; он медленно вертится на одном месте, переступая ногами какими-то особыми движениями. Все дервиши - некоторые очень молодые люди, другие средних лет, а кое-кто уже совсем старики - вертятся вокруг него. И все они вертятся и движутся по кругу с разной скоростью: старики - медленно, молодые - с такой быстротой, что дух захватывает. Одни, вертясь, закрывают глаза, другие просто смотрят вниз; но никто из них ни разу при этом не коснулся другого».

Дервиши кружатся, раскинув руки, как крылья, а их юбки раскрываются, как белые зонты. Расположение рук символизирует прохождение божественной энергии. Поднятая правая рука получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле. Когда ритм танца ускоряется, кажется, что дервиши как бы парят над полом. Вращаясь, они делают круги по залу. Движутся несколько часов подряд, по очереди сменяя друг друга.

Наконец, наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир - вокруг них. Это и есть измененное состояние сознания, мистический транс. Считается, что находясь в нем, можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать далекие планеты. Танец кружащихся дервишей - уникальное, завораживающее зрелище. Энергетическое, эмоциональное, эстетическое воздействие его так сильно, что раз увидев этот фантастический древний ритуал, люди помнят о нем всю жизнь. Когда музыка смолкает, танцоры опускаются на колени.

Все предметы одежды исполнителей также имеют символическое значение. Коническая шапка символизирует надгробную плиту, их накидка - гроб, а балахон - саван. Танцующий в центре группы дервиш символизирует солнце, а остальные вращаются вокруг него, подобно планетам.

Ирина СТРЕКАЛОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Мировые религии     Следущая












Интересные сайты: