Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории




Духовные звания

Духовное сословие на Руси во все времена было не менее структурированно, чем светская власть. Так уж сложилось, что церковь со временем оказалась включена в структуру государственного управления, а после правления Петра I она вообще стала своего рода «духовной коллегией» или «министерством по делам религии», непосредственно подчиненным Синоду - учреждению, главу которого назначал самодержец.

Все духовенство императорской России делилось на черное (монашествующее) и белое - непосредственно священников, состоящих в браке и проводящих службы в храмах, соборах и церквях. И то и другое имело пять санов.

Давшие обет безбрачия

Черное духовенство - это те священнослужители, которые приняли монашеский сан и дали обет безбрачия. Именно они занимали и занимают высшие должности в структуре Русской православной церкви.

Возглавляет православную церковь {с 1589 по 1700 год, а потом с 1917 по настоящее время) Патриарх. Это высший титул главы автокефальной (самостоятельной) церкви (от греческого pater - «отец», archo - «управляю»), После раскола христианской церкви в 1054 году на католическую и православную (или западную и восточную) титул Патриарха закрепился за иерархами православной церкви. Обращение к Патриарху: «Ваше Святейшество».

Следующим по старшинству в церковной иерархии идет титул митрополита (от греческого metropolites - глава столичной епархии). До 1589 года, когда на Руси был избран первый Патриарх, главой всей Русской православной церкви был митрополит. До митрополита Феогноста, который в XIV веке перенес свою кафедру из Владимира в Москву, местом пребывания митрополита были Киев и Владимир. С возведением московского митрополита Иова в сан Патриарха четыре архиепископа были поставлены в сан митрополитов: новгородский, казанский, ростовский и крутицкий. В 1917 году, когда было снова установлено Патриаршество, на территории бывшей Российской империи существовало три митрополичьи кафедры: Петроградская, Московская и Киевская.

Митрополиты, как и Патриарх, носят белый клобук с крестом наверху, и обращаться к ним следует: «Ваше Высокопреосвященство».

Далее следуют титулы архиепископа и епископа (от греческих слов archi - «старший, главный», episkopos - «блюститель, наблюдатель»). Эти титулы носят представители черного духовенства, возглавляющие административно-территориальные церковные округа - епархии.

Архимандрит (от греческих слов archi - «старший, главный», mandra - «овчарня», то есть архимандрит - «пастырь») - четвертый по старшинству титул представителей черного духовенства. Обычно его носили и носят настоятели больших мужских монастырей, ректоры духовных семинарий, главы духовных миссий. Этот титул мог присваиваться также некоторым монахам за особые заслуги перед православной церковью. Титуловали их: «Ваше Высокопреподобие».

Пятый и последний по старшинству титул черного духовенства - игумен (от греческого hegumenos «идущий впереди, предводительствующий»). Этот титул принадлежит настоятелю православного монастыря или его помощнику. Настоятельница женского монастыря носит титул игуменьи. Титуловали игуменов и игумений так же, как и архимандритов: «Ваше Высокопреподобие».

Живущие в миру

Пышность православного церковного одеяния

Высшим титулом белого духовенства до революции считался титул протопресвитера (от греческого выражения protos precbyteros - «наистарейший»). В конце XIX века их было четверо: глава военного и морского духовенства, глава придворного духовенства (он же настоятель собора Зимнего дворца, Благовещенского собора в Московском Кремле, по совместительству - духовник императорской семьи), старшие священнослужители Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Протопресвитеры титуловались: «Ваше Высокопреподобие». В современной Русской православной церкви награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».

Высшим же титулом современной РПЦ является титул протоиерея (от греческого protos hiereus - «старший священник»). До появления термина «протоиерей» обиходным названием старшего православного священника в России было «протопоп». Титул протоиерея дается обычно настоятелям крупных православных храмов. Титулуется протоиерей так же, как титуловались протопресвитеры, - «Ваше Высокопреподобие». За особые заслуги перед церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры - особого головного убора, в виде высокой полусферической шапки с укрепленными на ней образками. Такой протоиерей называется митрофорным.

Иерей (от греческого hiereus - «священник, жрец») - второй по старшинству титул белого духовенства, а также это общее название вообще всех священников Русской православной церкви. Титуловали иереев «Ваше Преподобие», но чаще всего обращались к таким священникам просто «батюшка», или «отец такой-то».

Третий чин священнослужителей Русской православной церкви - диакон (от греческого diakonos - «служитель»), В период раннего христианства так называли членов общины, которых избирали для ведения ее хозяйственных дел. Позднее, с появлением епископов, так стали называть посредников между ними и паствой, помощников по управлению епархией. Эти духовные чины делятся на протодиаконов (старших диаконов), иеродиаконов (диаконов-монахов) и архидиаконов.

Белое и черное духовенство отличалось друг от друга в основном головными уборами. Черное духовенство носило клобук (головной убор в виде высокого цилиндра), обтянутый черной или белой тканью. Белое духовенство носило камилавку или скуфью. В виде особой награды отдельные представители белого духовенства получали право носить камилавку в виде цилиндра фиолетового цвета.

Диаконы носили перекинутое через левое плечо подобие полотенца - орарь. Поднимая его рукой, во время службы диакон давал певчим сигнал о начале песнопения и молитв. Архиепископы и обычные священники вместо ораря носят епитрахиль, надеваемую на шею, спускаемую на грудь. Архиепископы, архимандриты, протоиереи и игумены, помимо этого, носят на поясе набедренники и палицы (квадратные или прямоугольные куски ткани).

Епископы имеют исключительное право носить на плечах омофор - плат из легкой ткани, символизирующий «заблудшую овцу».

Омофор снимается во время службы лишь при открытии Евангелия.

В знак своего сана священнослужители на шее носят наперстный (нагрудный) крест. А высшее духовенство в дополнение к кресту носит медальон-икону - панагию.

При царе-батюшке и после него

До 1917 года духовенство считалось как бы состоящим на службе Российской империи. А потому все священнослужители, в зависимости от их званий, имели классные чины согласно Табели о рангах.

Так, митрополит (напомним, что до 1917 года Патриархов в России не было), имел I классный чин, что соответствовало армейскому генерал-фельдмаршалу или канцлеру. Архиепископ имел II классный чин - это соответствовало чину полного генерала, адмирала или действительного тайного советника. Епископ имел III классный чин, что соответствовало званию армейского генерал-лейтенанта или статского тайного советника. Архимандрит имел IV классный чин - ему соответствовало звание армейского генерал-майора; игумен и протопресвитер имели V классный чин, который был равен статскому советнику. Протоиерей имел VI классный чин, что соответствовало армейскому полковнику или флотскому капитану 1-го ранга. Обычный священник (иерей) носил VII классный чин, что соответствовало подполковнику или надворному советнику, а диакон - IX классный чин, что соответствовало армейскому штабс-капитану, флотскому лейтенанту и статскому титулярному советнику.

Сегодня Табели о рангах в Российской Федерации нет, но к священнослужителям принято обращаться в соответствии с их духовным титулом.

Георгий ПЕТРОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии