История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«И все биндюжники вставали...»

Биндюжники трудились не только в Одессе, но и в других черноморских портах. И профессия их была весьма уважаемой и нужной. Именно они обеспечивали работу этих самых портов, в отсутствие столь привычных в наши дни автопогрузчиков и большегрузных автомобилей.

О биндюжниках большинство знает по знаменитой песне из фильма «Два бойца». Главный герой, которого прекрасно сыграл Марк Бернес, поет про «шаланды, полные кефали». Из этой песни можно лишь понять, что биндюжники имеют отношение к морю и Одессе. А чем они занимались в свободное от просиживания в пивной время?

Грузовики с оглоблями

Прежде всего стоит пояснить, кто такой биндюжник. Заглянем в словарь Даля. Там написано: «Биндюх, биньдюх - рыдван, большая или троичная извозная телега, на которую валят до ста пудов». То есть, проще говоря, биндюжник - это извозчик.

Дело в том, что Одесский торговый порт в середине XIX века делил первое место по товарообороту с Санкт-Петербургским портом. А в конце века оборот Одесского порта уже превышал оборот Санкт-Петербургского в два раза. Все прибывшие или отправляющиеся торговые суда надо было как можно быстрее разгрузить или загрузить. И для того чтобы справиться с непрерывным потоком грузов, понадобились специалисты.

С разгрузкой и погрузкой вполне справлялись грузчики. Но громоздящиеся горой на причалах и пирсах товары следовало доставить к месту назначения. Вот тут-то на помощь и приходили биндюжники. У них были самые сильные кони-тяжеловозы. Чаще всего это были першероны, отличавшиеся выносливостью и силой. Они спокойно и ровно тянули многопудовые платформы с колесами размером в рост человека.

Обычно в грузовую платформу запрягали пару широкогрудых мощных коней с крутыми шеями и огромными мохнатыми копытами. Количество грузов, перевезенных ими за день из порта и в порт, было огромным. С раннего утра до позднего вечера по городу тянулась бесконечная лента из нагруженных огромными ящиками и тюками повозок. Десятки тонн перевезенных биндюжниками грузов складывались в сотни, тысячи, миллионы.

Дальнобойщики XIX века

Появление пароходного сообщения, режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров (порто-франко), а также безудержный спрос на пшеницу обеспечивали в Одессе настоящий ажиотаж вокруг услуг транспортников. В сезон уборки урожая город начинало лихорадить. Над степью стоял непрерывный скрип колес - в город шли сотни тысяч телег, подвод и фур, груженных пшеницей.

У границы города их встречали посредники и торговые агенты. Если бы вся эта сухопутная армада вошла в город - жизнь в нем замерла бы, а сама Одесса утонула бы в море навоза. Именно поэтому заходили туда только биндюги - длинные, особо прочные фуры, намеренно сделанные узкими, чтобы легко проходить по городским улицам и помещаться по несколько в ряд на причалах. Остальные повозки оставались ждать одесских биндюжников, которые принимали товар - кто для складов и магазинов, а кто сразу для вывоза в порт.

Цены на услуги этих работников были просто невероятными - биндюжники запрашивали за то, чтобы довезти товар от склада до гавани, 75 копеек серебром за четверть пшеницы. На фуру помещалось до 20 четвертей (около 100 пудов). В XIX веке даже рассказывали легенду о серебряной биндюге на золотых колесах, которую биндюжники заказали в складчину для «короля биндюжников» - в качестве трона.

Хлебный сезон заканчивался в ноябре, и к началу декабря ажиотаж прекращался.

Поэтому в остальное время биндюжники возили обычные грузы по обычным расценкам, зачастую забираясь со своими биндюгами в Киев, Винницу и Крым. Так что биндюжников вполне можно назвать прообразом современных дальнобойщиков.

Само собой, не брезговали они и контрабандой. Целые вереницы биндюг с контрабандными российскими грузами тянулись на особый причал на Фонтане, где корабли приставали заправиться родниковой водой. Именно там долгое время происходил взаимовыгодный обмен «левым» товаром.

Не чурались биндюжники и того, чтобы при отсутствии контракта подрабатывать на погрузке в порту. Благодаря этому название «биндюжник» со временем распространилось и на грузчиков. А учитывая любовь и самих биндюжников, и грузчиков к крепким выражениям, не вызывает удивления то, что слово «биндюжник» вскоре начало означать просто «грубиян». Однако произошло это уже в XX веке, когда биндюжники исчезли, уступив место грузовикам.

Георгий ПЕТРОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Забытое ремесло     Следущая