Революция княжьей милостью

Автор: Maks Окт 19, 2018

Во времена Руси Киевской народ не раз бунтовал против зарвавшихся Рюриковичей. Частенько бунты эти выливались в погромы, бессмысленные и беспощадные. Но один бунт следует выделить особо. Именно он привел к власти династию Мономаховичей.

Начало XII века выдалось бурным. Триумвират Ярославичей (сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Святослав и Всеволод, давшие начало новым княжеским династиям) давно почил в бозе. На смену им пришли сыновья — Святополк Изяславич Киевский, Олег Святославич Черниговский и Владимир Всеволодович Переяславский (более нам известный как Владимир Мономах). Но, как мы знаем, даже среди единокровных и единоутробных братьев Ярославичей вспыхивали междоусобицы. Что тут говорить о братьях двоюродных!

«Кождо держить очьчину свою»

Правда, их вражда была продолжением вражды их отцов. Как мы помним, первым руку на старшего брата Изяслава поднял Святослав Черниговский (уговорив поддержать себя Всеволода Переяславского). Да, Изяслав был плохой правитель, его не любили киевляне — но все же…

Отдуваться за отступничество Святослава пришлось его сыну Олегу — он был лишен отцовского удела. Пытаясь удержаться у власти, Олег Черниговский неоднократно призывал к себе на помощь половцев, за что и заслужил издевательское прозвище — Гориславич (так в тексте «Слова о полку Игореве»).

Усобица между кузенами длилась аж до 1097 года, пока на съезде князей в городе Любече не было принято окончательное решение: «Кождо держить очьчину свою». Так Русь, которая от Олега Вещего до Ярослава Мудрого была централизованным государством, во времена их наследников превратилась в конфедерацию отдельных самостоятельных княжеств.

Правда, инерция сожительства отдельных княжеств была еще сильна. Владимир Мономах, поддерживая слабого Святополка Изяславича, не раз склонял великого князя киевского в совместные походы против половцев, обставленные в духе настоящих крестовых походов — воины перед боем целовали крест, а во время походного марша священники распевали «тропари и коньдакы Хреста чстнаго и канунъ святой Богородицы». Ранней весной 1111 года объединенное русское войско (включая даже черниговские полки) в очередной раз вторглось на Дон, где захватило половецкие города Шарукань и Сугров и дважды вдребезги разбило половецкую орду. После того погрома половцы сочли за лучшее откочевать на Кавказ.

Восстание «сверху»

Владимир МономахНо 16 апреля 1113 года великий князь Киевский Святополк Изяславич умер. А уже на следующий день, 17 апреля, «кияне, послаша к Володимеру, глаголюще: «Поиди, княже, на столъ отенъ и деденъ». Се слышавъ, Володимеръ плакася велми и не поиде, жаляси по брате».

Итак, что же случилось? Умер великий киевский князь Святополк, сын Изяслава Киевского. Но престол переходил не его старшему сыну. Согласно лествичному праву, киевский стол должен был перейти к кому-то из сыновей Святослава Черниговского: или Олегу Гориславичу, или Давиду. Но ни киевская верхушка, ни простой народ не хотели правления Гориславичей.

Если верить летописцу, Владимир Мономах колебался. Видно, он не хотел нарушать формальный порядок престолонаследия. Его с Олегом Черниговским связывали непростые отношения. В молодости Олег стал крестным Мономахова первенца, Мстислава. Владимир и Олег вместе ходили в далекий поход на чехов. Но потом пути их разошлись: то Владимир выгонял Олега из Чернигова, то Олег — его. В довершение всего в одной из усобиц с Олегом погиб сын Мономаха, Изяслав. Словом, клубок противоречий был еще тот.

И тогда, если опять же верить летописцу, в столице начался «организованный хаос», сопровождаемый захватом «административных» зданий и грабежами: «Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я. И послашася паки кияне к Володимеру, глаголюще:»Поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то веси, яко много зла уздвигнеться, то ти не Путятинъ дворъ, ни соцькихъ, но и жиды грабити…»»

— А при чем здесь «жиды»? — с недоумением спросит читатель.

Евреи («жиды») жили в Киеве как минимум с первой половины X века, еще со времен княгини Ольги. Как и везде в Европе и Азии, они занимались городскими ремеслами и ростовщичеством. «Золотой век» для них наступил во времена Святополка Изяславича. Дело в том, что великий князь был «сребролюбив», охотно брал взаймы у ростовщиков-евреев, а взамен позволял им вести, скажем так, «неограниченную банковскую деятельность». Ставка ростовщиков («резы») доходила до 50% годовых (это при твердой валюте — в серебре или мехах!), да еще и основную сумму долга («исто») надо было отдавать.

Немудрено, что со смертью покровителя ростовщики первыми попали под удар. Справедливости ради стоит заметить, что под удар попал и тысяцкий Путята, который никаким «жидом» быть никак не мог. Под угрозой оказалось также имущество бояр, монастырей и самой вдовы великого князя. Так что это был не совсем «еврейский» погром.

«Се же слышавъ, Володимеръ поиде в Киевъ», — отмечает летописец.

Но позволю себе несколько усомниться в словах летописца. Известно, что Владимир Мономах, откликнувшись на просьбы «киян», сел на киевский престол через три дня, как киевляне впервые послали ему весточку. В этот день его встречали митрополит Никифор с епископами «и со всими кияне с честью великою… и вси людье ради быша, и мятежь влеже».

От Киева до Переяслава — около 80 километров, от Киева до Чернигова — около 140 километров. В своем «Поучении…» Владимир будет хвастать, что по молодости он приезжал к отцу из Чернигова в Киев за один световой день (надо думать, летний). Но то по молодости. А в ту пору ему было за 60 лет. Думается мне, не было никакого второго посольства от киевлян к Мономаху, после которого он, якобы, решился ехать. Князь начал собираться в путь, едва услышал о смерти кузена.

Заметим, что среди встречавших нового великого князя были и епископы. Предположительно это были архиереи из ближайших епископств

— Лазарь Переяславский и Феоктист Черниговский (поставленный в епископы из печерского игумена за полгода до случившихся событий). Понятно, чтобы встретить своего патрона в Киеве, Лазарю следовало выехать ранее Мономаха, но уже твердо зная, что тот едет.

А «мятеж», который сам собой «влеже» и за который никто не понес ответственности? Нет, что ни говорите, а это был прекрасно отрежиссированный спектакль (или образцово проведенный майдан — кому как нравится), в ходе которого Мономах предстал в образе князя-батюшки, буквально вынужденного немедленно (пока не опомнились черниговские князья) взвалить на себя непомерный груз (простите за каламбур) шапки имени себя.

Долговая амнистия

Впрочем, не для всех итоги восстания оказались столь удачны. Я говорю все о тех же «жидах». Мало того, что их ограбили. Вскоре после вокняжения, как свидетельствует Ипатьевская летопись, Мономах «созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского, Станислава Переяславльского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Ольгова мужа, и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята».

Этот «Устав Владимира» косвенно свидетельствует, что процентная обдираловка началась за три года до «мятежа». Понятно также, что основной пострадавшей стороной были русичи, которые соглашались на грабительские проценты. Они после восстания получили «долговую амнистию».

А вот «аже кто емлеть по 10 кунь от лета на гривну (одна гривна равна 20 ногатам, или 25 кунам, или 50 резанам. -Прим. авт.), то того не отметати». То есть, 40% годовых считались вполне приемлемым процентом.

Некоторые исследователи считают, что вскоре после вокняжения в Киеве Мономах вообще изгнал всех иудеев из города. Позволю и это предположение подвергнуть сомнению: если бы их решили просто изгнать, то не стоило принимать «Устав Владимира» о грабительских процентах. Кроме того, летописец называет «жидов» среди тех, кого Мономах, наравне с боярами и монастырями, бросился спасать.

Что было далее? Для Киевской Руси настало ее последнее «бабье лето». Она достигла нового пика своего могущества, почти как при Владимире Святом и Ярославе Мудром.

Впрочем, лето это будет недолгим…

Андрей ПОДВОЛОЦКИЙ

  Рубрика: Без рубрики 411 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,351 сек. Потребление памяти:9.62 mb