Рождённая летать

Автор: Maks Окт 19, 2018

О ней писали Жюль Верн и Достоевский, а американский поэт Гренвилл Меллен назвал ее историю «первой попыткой женщины выйти за рамки половой принадлежности» и предположил, что заниматься этим Софи могла по двум причинам: «Либо от отчаяния, либо испытывала от этого невероятное упоение!»

Софи Бланшар была воздухоплавателем и в начале XIX века зарабатывала себе на жизнь тем, что поднималась в воздух на огромном воздушном шаре. За один такой подъем ей платили 1000 франков — огромная сумма по тем временам.

Этой идеей Мари Мадлен-Софи Арман, уроженку французского городка Труа-Канон, заразил муж — первый в мире профессиональный воздухоплаватель, авиатор и изобретатель Жан-Пьер Бланшар, за которого Мадлен-Софи вышла замуж в 1797 году.

Вверх, и только вверх!

Ей исполнилось в это время 19 лет, а Жан-Пьеру было 44 года, и это был не первый его брак. Ради Софи он оставил жену и детей, и в обществе новой возлюбленной посвятил себя покорению неба. За его плечами было много рекордов: первое пересечение Ла-Манша, полеты над Америкой — из Филадельфии в Пенсильванию, над Бельгией, Польшей, Германией.

Софи ненавидела шум городских улиц и боялась быстрой езды, но оказалось, что в корзине воздушного шара рядом с мужем она чувствует себя как рыба в воде, точнее — как птица в небе.

В первый раз Софи поднялась в небо в Марселе в 1804 году. Несмотря на интерес к воздушным шарам, дела Жан-Пьера шли неважно, и он решил, что женщина-воздухоплаватель может привлечь средства в семейный карман. Во второй раз Софи поднялась в небо тоже вместе с мужем, а в третий раз решила отправиться в одиночку и 18 августа 1805 года благополучно стартовала из сада «Обитель якобинцев» в Тулузе.

Не обошлось без аварий — в 1808 году супруги Бланшар потерпели серьезное крушение, при котором Жан-Пьер получил травму головы, но это предупреждение его не остановило. А зря. Бесстрашный изобретатель расстался с жизнью 7 марта 1809 года при полете на монгольфьере в Гааге — у него случился инфаркт, он выпал из корзины и разбился.

Софи осталась совершенно одна, вся в долгах как в шелках. Ей ничего не оставалось, как продолжить дело мужа.

Из нищеты — в любимицы Наполеона

Софи БланшарМадам Бланшар не была первой женщиной, поднявшейся в воздух: до нее это во Франции делали уже как минимум две особы — оперная певица Элизабет Тибл и Жанна-Женевьева Лябросс, которая самостоятельно управляла воздушным шаром. Но Софи стала первой женщиной, сделавшей это занятие своей профессией.

Она продолжила полеты самостоятельно, часто оставаясь в ночном небе до самого утра, и совершила более 60 подъемов. Она замерзала до полусмерти, несколько раз теряла сознание от высоты, а однажды едва не утонула, упав в болото и запутавшись в оснастке.

Как и другие воздухоплаватели, она проводила эксперименты с парашютами, спуская на них небольших собачек, делала опыты с пиротехникой, но ее основным интересом оставался воздушный шар.

Так как денег не было, Софи решила минимизировать расходы. Она продала монгольфьер мужа и выбрала для выступлений небольшой воздушный шар, который наполнялся водородом. Это избавило ее от необходимости иметь горелку, а вес корзины она значительно облегчила, оставив для себя буквально кресло с балластом.

Публика не оставила отважную воздухоплавательницу, и вскоре она не только стала всеобщей любимицей, но и привлекла внимание самого Наполеона Бонапарта, который назначил ее на должность официального аэронавта государственных праздников (Aeronaute des Fetes Officielles). Софи сменила на этом посту конкурента ее мужа — Андре-Жака Гарнерена, который оконфузился на коронации Наполеона, не сумев совладать с монгольфьером и улетев в сторону Рима.

Отныне отважная француженка отвечала за все подъемы воздушных шаров на крупных государственных мероприятиях.

Но это еще не все — по некоторым данным, с ее помощью Наполеон даже собирался организовать воздушное вторжение своей гвардии на монгольфьерах в Англию!

Очевидно, что Софи Бланшар отнеслась к своим обязанностям ответственно, тем более что отныне ей это приносило основной доход — государство оплачивало не только каждый подъем шара в воздух, но и его содержание.

Ее основной изюминкой стал запуск с воздушного шара фейерверков во время государственных праздников. Она поднималась в воздух на гуляньях на Марсовом поле, разбрасывала над Парижем листовки после рождения наследника императора, побывала в Милане и выступала в Chateau de Saint-Cloud. Она даже умудрилась организовать воздушное сопровождение войск зятя императора Наполеона, Иоахима Мюрата, в Кампо-Марте в Неаполе, обозревая с высоты позиции.

Она стала буквально звездой своего времени, ее полеты привлекали толпы зрителей, а однажды во Франкфурте из-за нее была почти сорвана премьера оперы «Сильвана» Карла фон Вебера — зрители хотели видеть Софи, а не слушать музыку.

В 1811 году Софи совершила беспрецедентный перелет из Рима в Неаполь, поднявшись на высоту 3660 метров, потом пересекала Альпы, побывала в Турине и каждый раз очень сильно рисковала. Однажды она пробыла в полете больше 14 часов.

Ее подвигами, самоотверженностью и выносливостью восхищались суровые генералы и юные мальчишки, поэтому нет ничего необычного в том, что когда к власти пришли роялисты и Людовик XVIII вошел в Париж, он оставил мадам ту же должность официального аэронавта.

Впрочем, и Софи оказалась умна — она приветствовала Людовика подъемом воздушного шара во время его триумфального шествия через мост Pont Neuf.

С небес на землю

Доподлинно не известно, понимала ли Софи Бланшар всю опасность запускания фейерверков с воздушного шара, заполненного водородом. Очевидно, нет, потому что после наступления во Франции мира, она проделывала этот трюк дважды в неделю, поднимаясь на шаре в районе Jardin de Tivoli (Париж).

Зато совершенно ясно, что свою смерть она предчувствовала. Свидетели утверждали, что перед роковым подъемом на шаре 6 июля 1819 года она очень нервничала. Возможно, накануне представления, которое должно было состояться при большом скоплении народа и с огромным количеством фейерверков, кто-то из ученых предупредил ее о том, что игры с водородом могут закончиться плачевно.

Своих знакомых Софи умоляла на этот раз не ходить на представление и не хотела лететь сама, но после долгих колебаний все-таки села в корзину со словами: «Полетели, но это будет в последний раз!» Оделась она как невеста — в белоснежное платье, а на голове ее была белая шляпка со страусиными перьями.

Все было почти по Булгакову, и Аннушка уже успела разлить масло…

Шар оказался перегружен, дул порывистый ветер, корзина поднималась очень медленно и задела ветви деревьев. Фейерверки, направленные обычно в сторону, сбились, а когда она подожгла запалы, заряды сработали и попали в шар. Водород вспыхнул.

В отчетах полиции говорилось, что кто-то из толпы пытался предупредить отважную Софи о том, что не надо запускать фейерверки, но его голос утонул в восторженных воплях толпы, которая приветствовала свою любимицу.

Падение свидетели смаковали несколько месяцев. Софи в своей небольшой, больше похожей на кресло корзинке, сначала пыталась сбросить балласт, чтобы замедлить падение, и сохраняла хладнокровие до самого конца. Затем она с криком «Ко мне!» упала сначала на черепичную острую крышу одного из домов на Rue de Provence, а затем, запутавшись в стропах, скатилась вниз и рухнула с высоты на землю, сломав себе шею,  к ногам толпы, которая так ей восхищалась.

«Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сложить», — так, довольно цинично, прокомментировал гибель этой женщины английский писатель Чарльз Диккенс.

А парижане собрали для ее детей 2400 франков, но, узнав, что она бездетна, поставили на эти деньги памятник на кладбище Рёге Lachaise, где аэронавт была похоронена, а остальное пожертвовали лютеранской церкви, в которую Софи ходила при жизни.

Надпись на памятнике с изображением горящего воздушного шара гласит: «Жертва своего искусства и своего бесстрашия».

Все свое имущество Софи завещала дочери друзей, которая, возможно, восхищалась ее профессией. Стала ли наследница воздухоплавателем, неизвестно, зато известно, что из происшествия мало кто извлек урок. Водород использовали как наполнитель для шаров и цеппелинов вплоть до крушения дирижабля «Гинденбург» в 1937 году.

Майя НОВИК

, ,   Рубрика: Женщина в истории



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,647 сек. Потребление памяти:34.28 mb