Сати: пламенная любовь

Автор: Maks Мар 13, 2018

Сати — ритуальное сожжение вдовы на погребальном костре после смерти ее мужа — это, пожалуй, самый известный за пределами Индии обычай.

Сожжения, а точнее, самосожжения вдов — древнейший индоарийский обычай, и когда он возник, точно не известно. Достаточно сказать, что во времена так называемой катакомбной культуры женщину еще не бросали в костер, но приносили в жертву и отправляли в потусторонний мир вместе с супругом. Объяснение этой традиции можно найти в религиозных заповедях — жена должна была сопровождать мужа в могилу.

Так поступали арии

Известный российский историк Григорий Бонгард-Левин утверждает, что обряд, «на первый взгляд поражающий жестокостью», складывался постепенно. По его словам, в Древней Индии юношам и девушкам разрешалось вступать в брак по любви, а не по воле родителей. Но поскольку это были люди очень молодые, то нередко случалось, что после свадьбы обе стороны быстро начинали сожалеть о своем выборе. В итоге многие жены заводили сердечного друга на стороне. Не имея возможности без позора уйти от супруга, они его убивали, добавляя в вино или еду яд. И тогда приняли закон, согласно которому вдовы, за исключением беременных и имеющих детей, должны сжигаться вместе со своими умершими супругами. Предполагалось, что женщина перед угрозой собственной смерти не будет покушаться на жизнь мужа. Так и случилось. Поведение женщин полностью изменилось. Из-за страха нечестия они не только следили за безопасностью своих супругов как за своей собственной, но даже считали смерть вместе с супругом великим почетом, демонстрацией своей невинности.

Эти социальные изменения отражались в религиозной форме и в эпических произведениях индийцев. В Ригведе, сборнике индуистских гимнов, можно уже найти поучение женщине — ложиться в погребальный костер рядом с телом мужа. Но мучительной смерти в огне она еще могла избежать в том случае, если брат покойного соглашался взять ее в жены. О сати говорится и в эпических поэмах Махабхарата и Рамаяна, где упоминается добровольная смерть в огне четырех жен Васудевы, отца Кришны, и пяти жен самого Кришны, сраженного стрелой охотника за оленями. Да и происхождение самого названия обряда связано с именем Сати, жены великого бога Шивы, по преданию, бросившейся ради чести супруга в огонь.

Страсть или долг

Обряд сатиВначале ритуал имел чисто символическое значение: вдова на некоторое время ложилась рядом с умершим супругом, после чего ей рекомендовался длительный аскетизм. Суровее относились к вдовам, имеющим детей и вновь выходящим замуж. Их ждал позор в этой жизни, и они лишались места рядом со своим супругом в будущем.

Со временем обычай из символического превратился в реальный. Самосожжения стали означать не только выражение преданной любви и супружеского долга, но и пожизненной верности земному господину. Близ Сагара, в штате Мадхья-Прадеш, была обнаружена, возможно, самая ранняя надпись, увековечившая «героический флер» сати. Текст вырезан на колонне около 510 года: «Бханугупта, храбрейший из смертных, великий царь… сражался в великой и славной битве и отошел на небо, бог среди вождей. Его жена, преданная и любящая, любимая им и прекрасная, последовала за ним в пламя костра». Уже в XV веке в гигантском погребальном костре махараджи Виджаяна-гара одновременно нашли смерть 3 тысячи его жен и наложниц. Тем не менее относительно недавно, в 1833 году, вместе с телом раджи Идара были сожжены семь его жен, две наложницы, четыре служанки и верный слуга.

Традиция предписывала, что вдова должна совершить обряд в течение четырех месяцев после смерти мужа, но только в том случае, если она объявит о решении взойти на костер. После этого она уже не имела права отказаться. Обычно сати происходило на берегу реки или иного водоема. Перед обрядом вдова совершала церемониальное омовение, распускала волосы и надевала свои лучшие наряды и украшения. Готовая умереть, она медленно направлялась к месту кремации в сопровождении родственников и знакомых. Взявшись за руки, они образовывали вокруг женщины живое кольцо — символ невозможности возвращения к прежней жизни. Тем временем носилки с трупом усопшего доставляли к погребальному костру и устанавливали на деревянный помост, со всех сторон обложенный дровами, которые предварительно были облиты горючими маслами и нефтью.

Омытое тело мужа заворачивали в белое покрывало, оставляя открытым лицо. У костра вдова снимала с себя все украшения и раздавала их близким и друзьям. К вдове подходил жрец. И пока она была в сознании, быстро произносил над ней траурные мантры, окропляя ее святой водой из Ганга, а голову посыпал листьями священного растения тулси. Затем оцепеневшей от страха женщине любящие родственники помогали подняться на костер. Она ложилась рядом с телом умершего. На всякий случай ее руки и ноги приковывали к доскам цепями. Затем костер поджигали с разных сторон, и он моментально вспыхивал. Жертва кричала, ее голос пытались заглушать ударами гонга. От костра исходил  тошнотворный смрад. Можно лишь представить, какие чувства испытывали участники ритуального действия. Когда угли остывали, пепел и останки умерших собирали в медную или бронзовую урну и высыпали в реку.

Виновата дхарма

Среди вдов были, вероятно, те, кто шел в огонь добровольно, потому что не хотели более жить без любимого человека. Кроме того, многие были искренне уверены, что в потустороннем мире и в предстоящих жизнях они навсегда останутся рядом со своими мужьями. Но все же, в большинстве своем, женщины просто хорошо понимали, что если они сразу не расстанутся с земной жизнью, то впереди их ждет незавидное будущее.

Оставшаяся жить вдова надевала длинное белое сари и не имела права находиться в обществе мужчин, в том числе и своих сыновей, смотреться в зеркало, носить украшения и употреблять благовония. Она не только оставалась вдовой в течение всей жизни (замуж ее никто не брал, даже брат мужа), но и, как нечистая женщина, не могла участвовать в религиозных действиях. Ей предписывалось вести уединенный образ жизни, питаться лишь мучной похлебкой и спать на голом полу. Все домочадцы относились к ней с презрением.

После смерти мужа вдова по закону имела право только на малую часть имущества супруга. Она продолжала жить в доме его близких родственников, где, как правило, никто о ней не заботился, так что ее ждали голод и нищета.

Жестокий обряд сати давно запрещен в Индии. Однако извести его окончательно властям не удается. Его живучести способствует усердная деятельность индуистских фундаменталистов. Ортодоксы считают сати предписанием дхармы (закон благочестия) и активно пропагандируют этот обряд. Трезвомыслящие люди в Индии осуждают ритуал сати, но полагают, что он будет иметь место, пока женщина в Индии останется в том униженном положении, в каком она оставалась и тысячи лет назад. Даже в наши дни кое-где тайком от полиции по-прежнему загораются ритуальные костры.

Ольга ВОЕВОДИНА

, , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,937 сек. Потребление памяти:32.36 mb